В настоящее время выделяют 2 основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
Формационный подход основан на объединении гос-в в рамках конкретной общественно – эк-кой формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производственных сил и производственных отношений), который в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.
Формационный подход присущ марксистскому учению о гос-ве. Марксистская теория различает 4 типа гос-в: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, и социалистическое гос-во.
Особенности формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи гос-ва и права с другими социальными явлениями.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при хар-ке развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно – культурные факторы.
К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в т.ч. религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.п.
|
|
В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.
В юр. лит-ре отсутствует типология гос-в по цивилизационному критерию. Выделяют этапы цивилизации:
- локальные цивилизации - существуют в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.).
- особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.
- всемирная цивилизация – охватывающая все человечество. Формируется в наст. время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения челов-кой духовности.
В лит-ре выделяют первичные и вторичные цивилизации. Гос-во этих цивилизаций отличается по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.
Гос-во первичной цивилизации – явл. частью базиса, а не только надстройки (древнеегипетское, шумерское, японское, сиамское и др.).
Гос-во вторичной цивилизации – оно не составляет элементы базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское и др.).
В типологии гос-в выделяют гос-ва переходного состояния (переходные гос-ва - (от феодального к буржуазному).
В учебной юр. литературе используются и др. классификации гос-в: например, демократические и недемократические, гос-ва западной и восточной цивилизации.
|
|
Классификация гос-в по их отношению к религии : светские (все виды религиозных организаций отделены от гос-ва - РФ, Германия, Франция, все гос-ва СНГ), клерикальные (где та или иная религия официально имеет статус гос-ой и занимает привилегированное положение –Великобритания, Щвеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.), теократические (гос. власть принадлежит церкви, религиозные нормы составляют основной источник законодательства, глава гос-ва явл. высшим религиозным деятелем – Иран, Пакистан, Марокко и др.), атеистичекие гос-ва (сдесь религиозные организации преследуются властями – были Советское гос-во, а ткже некоторые бывшие социалистические гос-ва).