Проблема соотношения гос-ва и права сводится к вопросу о том, что первично: гос-во или право, зависит ли гос-во от права и напротив, зависит ли право от гос-ва.
Можно выделить 5 позиций:
1) Этатистская позиция – согласно данной позиции, гос-во явл. главным институтом общества, организатором эк-кой и др. сфер жизни общества.
Гос-во предшествует праву, последнее зависимо от гос-ва, порождено им.
2) Естественно-правовая – предполагает существование права до и независимо от гос-ва. Гос-во – продукт права. Из этой позиции возникла идея правового гос-ва, в котором утверждается верховенство (господство) права.
3) Дуалистическая – исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между гос-м и правом: они не могут существовать друг без друга.
4) Позитивистская – проповедует идею самоограничения гос-ва: издавая законы, гос-во тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам.
5) Либерально – демократическая – обосновывает идею связанности гос-ва правом.
|
|
Современное гос-во не может существовать вне права.
Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юр. литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточно многозначен. В узком смысле - это акт высшей юр. силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком — любой источник права.
В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право – это как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай.
Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.
При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется государством.
Формула «Право создается обществом, а закон — государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона.
Разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, ибо тогда право рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.