Статья 28.1. Прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах

(введена Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ)

1. Уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращается по основаниям, предусмотренным статьями 24 и 27 настоящего Кодекса, а также в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

В целях настоящей статьи под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме следующих сумм:

недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу;

соответствующих пеней;

штрафов в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с частью первой настоящей статьи и право возражать против прекращения уголовного преследования.

3. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.


Вопрос 31. Понятие и классификация участников уголовного судопро­изводства.

Участниками уголовного судопроизводства счи­таются все субъекты, наделенные определенными полномочиями для выполнения назначения уголов­ного судопроизводства, защиты в судопроизводстве своих или представляемых прав и законных интересов, а также иные субъекты, помогающие в совершении процессуальных действий или удостоверяющие их. Участники уголов­ного судопроизводства реализуют свои полномочия и пра­ва не иначе как в правоотношениях. Все участники уголов­ного судопроизводства разделены в законе на несколько групп, само наименование которых определяет содержа­ние и целевую направленность участников судопроизвод­ства, включенных в ту или иную группу:

· суд;

· участники уголовного судопроизводства со сторо­ны обвинения (прокурор, следователь);

· участники уголовного судопроизводства со сторо­ны защиты (обвиняемый, защитник);

· иные участники уголовного судопроизводства (по­нятой, эксперт).

Природа уголовного процесса в правовом государ­стве, построенном на принципе равенства сторон и состязательности, требует, чтобы обвинение, защи­та и разрешение дела представляли собой самостоятельные и независимые друг от друга функции, выполняемые различ­ными субъектами.

Логика и психология разделения данных функций наи­более наглядно выражаются в судебном разбирательстве, где государственный или частный обвинитель доказывает суду обоснованность своего утверждения о виновности обвиняемого, а обвиняемый, его защитник и законный представитель доказывают невиновность обвиняемого или иным образом защищаются против утверждений обвини­теля.

Выделение среди основных участников судопроиз­водства суда и сторон обусловлено самим предметом уголовного судопроизводства, социальным конфлик­том, для разрешения которого надо установить, имело ли ме­сто преступление, кто его совершил, виновность обвиня­емого и другие обстоятельства. Очевидно, что обязанности по установлению таких обстоятельств и оспариванию их дол­жны быть возложены на разных участников судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты. Решение спора сторон возложено на суд (орган правосудия).

Суд осуществляет правосудие. Только ему предостав­лено право признать обвиняемого виновным и назначить ему наказание.

Участники уголовного судопроизводства в зависимо­сти от направления их деятельности делятся на участников со стороны обвинения и участников со стороны защиты. С позиций стороны обвинения и стороны зашиты действуют и иные участники процесса, защищая свои права и интересы. В уголовно-процессуальной теории для характеристи­ки назначения участника судопроизводства используется понятие «уголовно-процессуальная функция». При этом под функциями понимаются: основное направление деятель­ности того или иного участника судопроизводства, цель учас­тия в процессе государственного органа или определенного должностного лица и направление деятельности, которое, будучи обусловленным процессуальным положением иных участников процесса, дает им возможность защищать лич­но или с помощью защитника (представителя) свои права и законные интересы.


Вопрос 32. Суд в уголовном процессе, его полномочия.

Относительно различных звеньев судебной системы и различных категорий уголовных дел действуют раз­личные составы суда, рассматривающие дела по пер­вой инстанции. Уголовные дела рассматриваются:

-- единолично. Мировые судьи, судьи гарнизонных во­енных судов единолично рассматривают дела, по ко­торым может быть назначено максимальное наказа­ние, не превышающее трех лет лишения свободы. Судья федерального суда общей юрисдикции в суде первой инстанции единолично рассматривает уго­ловные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотренное уголовным законом макси­мальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы. Рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях судьей единолично или в коллегиальном составе зависит исключительно от волеизъявления обвиняемого. Также единолично осуществляется рассмотрение уголовных дел судь­ей районного суда в апелляционном порядке;

-- коллегиально. Дело по первой инстанции может рас­сматриваться коллегией из трех профессиональных судей или судьей и 12 присяжными заседателями.

Судья федерального суда общей юрисдикции и кол­легия из 12 присяжных заседателей рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о наи­более тяжких преступлениях, за которые предусмотрено наказание вплоть до смертной казни.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных за­седателей в федеральных судах общей юрисдикции прово­дится в Верховном Суде РФ, верховных судах субъектов РФ, окружных (флотских) военных судах.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального иуда общей юрисдикции, а в порядке надзора — в составе нe менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

Только суд правомочен:

1. признать лицо виновным в совершении преступле­ния и назначить ему наказание;

2. применить к лицу принудительные меры медицин­ского характера, а также меры воспитательного воз­действия;

3. отменить или изменить решение, принятое нижесто­ящим судом.

Только суд принимает решения:

1. об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;

2. о продлении срока содержания под стражей;

3. помещении подозреваемого, обвиняемого, не нахо­дящегося под стражей, в медицинский или психиат­рический стационар для производства соответствен­но судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

4. производстве осмотра жилища при отсутствии со­гласия проживающих в нем лиц;

5. производстве обыска и (или) выемки в жилище;

6. производстве личного обыска, за исключением пре­дусмотренных законом случаев;

7. производстве выемки предметов и документов, со­держащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

8. наложении ареста на корреспонденцию, разреше­нии мо ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

9. контроле и записи телефонных и иных перегово­ров.


Вопрос 33. Понятие и виды подсудности.

Подсудность — это совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которыми уголовно-процес­суальный закон определяет суд, правомочный рассмат­ривать данное дело в качестве суда первой инстанции. При определении суда, обязанного рассматривать дело, учитывается компетенция суда — полномочия того или иного суда в судебной системе по рассмот­рению уголовных дел. Чтобы установить, какому суду под­судно конкретное уголовное дело, сопоставляются свой­ства дела и компетенция судов.

В зависимости от характера преступления, места совер­шения преступления, субъекта преступления принято вы­делять подсудности:

1. родовую (предметную);

2. территориальную (местную);

3. персональную;

4. по связи дел.

Родовая подсудность определяется родом (видом) преступления, составляющего предмет производства по уголовному делу, т.е. в конечном счете квалифи­кацией преступления по статье Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) и предусмотренным ею наказанием. С помо­щью родового признака определяется подсудность суда оп­ределенного звена судебной системы. Родовой признак подсудности определяется путем прямых указаний закона об отнесении определенной категории уголовных дел к ве­дению тех или иных судов.

Территориальная подсудность определяется правилом о том, что уголовное дело должно рассматри­ваться судом по месту совершения преступления. Соответственно если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то на данное дело распространяется юрисдикция суда по месту окончания преступления. При совершении преступления в разных местах уголовное дело рассматривается судом по месту совершения большинства расследованных по данному делу преступлений или по месту совершения наиболее тяжких из них. Правильное определение подсудности по территориальному признаку важно потому, что компетенция каждого суда распространяется на соот­ветствующую административно-территориальную единицу. Территориальный признак подсудности позволяет распре­делить дела между одноименными судами, конкретизирует, к ведению какого именно суда относится данное дело.

Персональный признак подсудности связан с определенной должностной характеристикой субъекта преступления и действует в строго указанных в законе случаях (например, уголовные дела в отношении депутатов Государственной Думы РФ по их ходатайству рассматриваются Верховным Судом РФ). Персональный признак подсудности в этом случае связан с особыми гарантиям неприкосновенности депутатов, он позволяет учесть пpи осуществлении правосудия особенности их профессиональной деятельности, а также избежать предвзятого от ношения к подсудимому, если бы дело рассматривалось по месту совершения преступления.

Подсудность по связи дел содержит правила, позволяющие определить, какой суд должен рассмотреть дело при соединении в одном производстве дел по обвинению одного лица или группы лиц в совершении: одного или нескольких преступлений, подсудных судам разного уровня. В этом случае уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом.


Вопрос 34. Прокурор, его процессуальное положение.

Прокурор — это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуще­ствлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определя­ются назначением судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного рассле­дования. В них он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима закон­ности в их деятельности реализует властно-распорядитель­ные полномочия.

Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, где поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, прокурор обязан использовать все предостав­ленные ему процессуальные полномочия для защиты прав и свобод человека, охраняемых законом интересов обще­ства и государства. В этой связи прокурор обязан предот­вращать или отменять незаконные решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к нему меры пре­сечения, принимать меры к обеспечению прав потерпевше­го, гражданского истца, гражданского ответчика и всех иных участников уголовного судопроизводства, рассматривать и разрешать их ходатайства и жалобы. Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уго­ловного преследования. В суде отказ прокурора от обви­нения означает прекращение дела.

Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадии предварительного расследования. В них прокурор не наделен властно-распорядительными полно­мочиями, характерными для него на предварительном рас­следовании.

В судебном разбирательстве прокурор поддерживает пе­ред судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства. Прокурор принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущнос­ти обвинения и по другим вопросам, возникающим в судеб­ном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого.

Будучи государственным обвинителем, прокурор дей­ствует от имени государства и как ответственный перед ним поддерживает обвинение в строгом соответствии с зако­ном, в пределах закона и в той мере, в какой оно находит подтверждение на судебном следствии.

От других участников судебного разбирательства про­курор отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в су­дебном заседании путем обращения к суду с просьбой о его устранении.


Вопрос 35. Следователь, его процессуальное положение. Начальник следственного отдела.

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовно­му делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следователь уполномочен возбуждать уголовные дела, принимать их к своему производству или пере­давать руководителю следственного органа для на­правления по подследственности, принимать решения о про­изводстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ тре­буется получение судебного решения или согласия руково­дителя следственного органа.

Следователь отнесен к участникам процесса со сторо­ны обвинения, однако это не означает, что его деятельность по выявлению обстоятельств дела носит односторонний об­винительный характер. Он обязан осуществлять все след­ственные и иные процессуальные действия, направленные не только на раскрытие преступления и уголовное пресле­дование лица, его совершившего, но и на выявление всех иных обстоятельств, имеющих значение по делу. Следова­тель обязан обеспечить права всех участников процесса. Обстоятельства дела должны быть исследованы всесторон­не и объективно.

Как должностное лицо, осуществляющее предваритель­ное следствие, следователь обладает широкой процессу­альной самостоятельностью и независимостью. Следова­тель самостоятельно направляет ход расследования, при­нимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия ру­ководителя следственного органа. Все доказательства сле­дователь оценивает по внутреннему убеждению.

Руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, он осуществляет непосредственное опе­ративное руководство следователями, оказывает по­мощь в их работе и может вести следствие по делу.

Руководитель следственного органа уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю (нескольким следователям), а также изымать дело у следователя и передавать другому следова­телю, отменять необоснованное постановление о приоста­новлении предварительного следствия и вносить прокуро­ру ходатайство об отмене иных незаконных или необосно­ванных постановлений следователя.

Руководитель следственного органа получил полномо­чия, которыми был наделен прокурор:

1. отменять незаконные или необоснованные поста­новления следователя;

2. давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о про­изводстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

3. разрешать отводы, заявленные следователю, а так­же его самоотводы;

4. отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона;

5. отменять незаконные или необоснованные поста­новления нижестоящего руководителя следственно­го органа в порядке, установленном УПК РФ;

6. продлевать срок предварительного расследованиях"

7. утверждать постановление следователя о прекраще­нии производства по уголовному делу;

8. возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного рас­следования;

9. давать согласие следователю, производившему пред­варительное следствие по уголовному делу, на обжа­лование решения прокурора по результатам рас­смотрения им дела с обвинительным заключением.


Вопрос 36. Орган дознания, дознаватель, их процессуальное положение.

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуаль­ные полномочия.

Полномочия органов дознания по производству доз­нания находятся в зависимости от основных функций, осуществляемых данным органом. Как правило, госу­дарственный орган, наделяемый и функциями дознания, со­здается для выполнения других задач, поэтому дознание в его деятельности имеет производный характер и вытекает из ос­новных функций. Это определяется тем, что в своей основ­ной деятельности данный орган сталкивается с преступ­лениями, расследование которых он имеет возможность обеспечить наиболее оперативно и профессионально.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществ­ляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Уголовно-процессуальные полномочия начальника подразделения дознания в УПК РФ урегулированы впервые. Он получил распорядительные полномо­чия, связанные с распределением обязанностей между доз­навателями, право отменять решение дознавателя о приос­тановлении дознания, вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постанов­лений дознавателя.

Предназначение начальника подразделения дознания заключается в осуществлении текущего процессуального контроля за деятельностью подчиненных ему дознавателей в целях обеспечения эффективности и законности рассле­дования уголовных дел.

Контролирующая деятельность начальника подразделе­ния дознания не подменяет надзор прокурора в досудеб­ном производстве и не заменяет, а органично способствует ему. Начальник подразделения дознания имеет возможность более оперативно руководить расследованием. В этой свя­зи ему предоставлено право проверять материалы уголов­ного дела и давать дознавателю указания.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником орга­на дознания осуществлять предварительное расследо­вание в форме дознания, а также иные, полномочия, пре­дусмотренные УПК РФ.

В системе органов внутренних дел имеются специ­альные подразделения дознания. Функции дознава­теля выполняют должностные лица, назначенные на­чальником органа дознания для производства дознания по конкретному делу. Право производить дознание в милиции имеют оперативные уполномоченные отделов уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, участковые уполномоченные. Дознаватель как самостоятель­ный участник процесса производит следственные и другие процессуальные действия по исследованию обстоятельств дела, принимает процессуальные решения, оценивает дока­зательства по внутреннему убеждению, руководствуясь за­коном и совестью.

Закон не допускает возложения полномочий по произ­водству дознания на лицо, производившее или производя­щее по данному делу оперативно-розыскные мероприятия, с тем чтобы исключить влияние данных, ставших известны­ми в ходе оперативно-розыскных мероприятий, на отноше­ние к проведению следственных действий и оценку их ре­зультатов.

Дознаватель несет ответственность за законность и обо­снованность своих действий, однако его процессуальная самостоятельность более ограниченна, чем у следователя; это проявляется во взаимоотношениях с прокурором и на­чальником органа дознания. Указания прокурора и началь­ника органа дознания для дознавателя обязательны. Об­жалование таких указаний, на которое имеет право дозна­ватель, не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель может самостоятельно производить след­ственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение.

По отдельным вопросам дознания решения принимают­ся от имени органа дознания или утверждаются начальни­ком органа дознания.


Вопрос 37. Потерпевший, его процессуальное положение. Частный обвинитель.

Потерпевшим считается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и де­ловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следовате­ля или суда.

С момента признания лица потерпевшим оно становится участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и приобретает широкие возмож­ности для защиты своих прав и законных интересов. Про­цессуальные права потерпевший (физическое лицо) может реализовывать как самостоятельно, так и наряду с предста­вителем. В случае признания потерпевшим юридического лица осуществление его прав возлагается на лицо, правомоч­ное в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) представлять его интересы.

По делам о преступлениях, последствием которых яви­лась смерть потерпевшего, его правами наделяется один из его близких родственников.

Потерпевший вправе требовать возмещения иму­щественного и морального вреда, а также расходов, понесенных в связи с его участием при производстве предварительного расследования и судебном рассмотрении дела, включая расходы на представителя.

В целях защиты потерпевшего, а также его близких родственников предусмотрены меры государственной за­щиты в связи с их участием в производстве по данному уго­ловному делу, а также меры, принимаемые по правилам УПК РФ. Потерпевший как участник процесса со стороны об­винения пользуется всеми правами стороны в состязатель­ном процессе.

К правам потерпевшего относятся:

1. право знать формулировку предъявленного обвиня­емому обвинения;

2. давать показания, в том числе на родном языке или языке, которым владеет, пользуясь помощью пере­водчика бесплатно;

3. иметь представителя.

Участвуя в доказывании, потерпевший также вправе пред­ставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; уча­ствовать в производстве следственных действий, проводи­мых по его ходатайству или ходатайству его представите­ля, знакомиться с протоколом этих действий и подавать на них возражения.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела по окончании предварительного расследо­вания, получать копии основных процессуальных актов; уча­ствовать в предварительном слушании дела в суде первой инстанции.

Будучи стороной обвинения, потерпевший вправе под­держивать обвинение и выступать в судебных прениях при судебном разбирательстве уголовного дела.

Потерпевший вправе приносить жалобы на приговор и иные судебные решения, в том числе в связи с мягкостью на­значенного подсудимому наказания или необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, а также приносить жалобы на судебные решения и принимать учас­тие в судебном заседании суда второй и надзорной инстан­ций. Одновременное участие в деле законного представите­ля и представителя потерпевшего не лишает его самого ука­занных прав.

Потерпевший дает показания по правилам допроса сви­детеля, поэтому за отказ отдачи показаний и дачу заведомо ложных показаний несет уголовную ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: