Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, их правовой режим

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит в удовлетворении потребностей граждан в отдыхе.
К землям рекреационного назначения также относятся земельные участки, на которых находятся такие объекты, как дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, и прочие аналогичные объекты (п. 2 ст. 98 ЗК РФ).
Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

Земли рассматриваемой категории не изъяты и не ограничены в обороте, поскольку в ст. 27 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются, однако для них устанавливается особый правовой режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.
Свободный оборот земель рекреационного назначения, в отличие от земель особо охраняемых природных территорий, земель особого историко-культурного наследия (ст. 27 ЗК РФ), означает возможность их нахождения в частной собственности, в том числе в порядке приватизации. Однако неясен порядок создания таких территорий (способ волеизъявления частного собственника и пр.), ведь данная подкатегория земель относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, которые должны быть изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1 ст. 94 ЗК РФ).
Признание земель землями рекреационного назначения не влечет за собой изъятие земельных участков у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Что касается владения, пользования и распоряжения этими земельными участками, то они ограничиваются. Граждане и юридические лица, чьи земельные участки располагаются на землях рекреационного назначения, обязаны соблюдать режим, установленный для этих земель.

С 16 марта 2009 г. из состава земель рекреационного назначения исключены земли пригородных зеленых зон, которые согласно ст. 86 ЗК РФ в прежней редакции как зеленые зоны выделялись в составе пригородных зон в категории земель населенных пунктов. Теперь ст. 86 ЗК РФ определяет, что в пригородных зонах выделяются в том числе зоны отдыха населения. Следовательно, зоны отдыха населения хотя и несут аналогичное рекреационное назначение, но регулируются в категории земель населенных пунктов. Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов РФ, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - федеральными законами.

Вместе с тем земли пригородных зон в основном заняты лесами. Городские леса, леса зеленых зон и лесопарки относятся ст. 102 ЛК РФ к категории защитных лесов, т.е. они подлежат более строгой защите в соответствии с требованиями ЛК РФ.

Кроме того, в категории земель населенных пунктов теперь непосредственно выделяются зоны рекреационного назначения (п. 1 ст. 85 ЗК РФ). Согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).

Граждане могут свободно пребывать на землях рекреационного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, если они не закрыты для доступа. При этом они обязаны соблюдать режим земель рекреационного назначения. Что касается земельных участков, принадлежащих на праве собственности или иных правах на землю гражданам и юридическим лицам, отнесенных к землям рекреационного назначения, то доступ на них возможен в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 262 ГК РФ), т.е. с согласия частного собственника.

Понятие и состав земель запаса.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.

К таким землям можно отнести:

- невостребованные части земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в долевой собственности;

- земельные участки, изъятые у правообладателей по решению судов за нарушение земельного законодательства и по другим основаниям;

- земельные участки, выкупленные у собственников органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- земли, от которых отказались правообладатели;

- земли, не унаследованные по закону или завещанные государству;

- земли, срок предоставления которых истек;

- земли, нарушенные, непригодные для использования, деградированные, зараженные и т.п.

Этот перечень можно было бы продолжить.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Правовой режим земель запаса принципиально отличается от правового режима земель иных категорий. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности и иного специального назначения и других есть земли, которые никому не предоставлены для использования. Это земли, целевое назначение которых еще не определено. Это один из критериев определения земель данной категории. Такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель.

^Правовое регулирование земельных отношений в Белоруссии.

Кодекс республики беларусь о земле 2008 г. вступил 2009 г. КоЗ 2008 г. состоит из преамбулы, включает 12 глав и 100 статей. В новом кодексе определены основные термины и понятия, закреплены принципы земельных отношений, уточнен вопрос о применении норм гражданского законодательства к регулированию земельных отношений, уточнены вопросы, связанные с категориями земель, определены виды земель, уточнены объекты и субъекты земельных отношений, четко разграничена компетенция государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также перехода (прекращения) прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, урегулированы вопросы землеустройства, мониторинга земель, ведения Государственного земельного кадастра, определены основные мероприятия по охране земель.

Основными правами, на которых могут использоваться земельные участки, являются: право собственности; право пожизненного наследуемого владения; право постоянного пользования; право временного пользования и право аренды.

Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь и негосударственных юридических лиц Республики Беларусь. Причем исключено требование о необходимости постоянного проживания граждан на территории Республики Беларусь для получения земельного участка в собственность. Предусмотрена возможность нахождения земельных участков в частной собственности (пожизненном наследуемом владении) иностранных граждан и лиц без гражданства, при условии, что они являются родственниками наследодателя.

В соответствии с КоЗ 2008 г. земельные участки предоставляются в частную собственность гражданам Республики Беларусь для: строительства и (или) обслуживания жилого дома; обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме; ведения личного подсобного хозяйства; коллективного садоводства; дачного строительства.

Еще одна новелла закреплена частью пятой ст. 12 КоЗ 2008 г., которая предусматривает предоставление земельных участков в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь по результатам аукциона.

Кроме того, новый кодекс предусматривает возможность предоставления негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельных участков без проведения аукциона, в частности, для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

Весьма важной новацией КоЗ 2008 г. является введение института приобретательной давности в отношении земельных участков, что, в первую очередь, направлено на защиту интересов граждан. В частности, предусмотрено, что граждане Республики Беларусь, у которых отсутствуют документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеют земельным участком как своим собственным в течение пятнадцати и более лет, имеют право в соответствии с законодательством приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сложившейся границе и (или) размере, не превышающем размера, установленного законодательством Республики Беларусь. Добросовестность, открытость и непрерывность владения земельным участком подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, либо строительным паспортом и (или) паспортом домовладения и (или) документами об уплате земельного налога.

Согласно нормам КоЗ 2008 г. на праве пожизненного наследуемого владения могут находиться земельные участки, которые были предоставлены гражданам Республики Беларусь до 1 января 2009 года. Кроме того, предусматривается предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение гражданам Республики Беларусь: для строительства и обслуживания жилого дома? в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, когда земельные участки предоставляются без проведения аукциона; для обслуживания принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании жилого дома, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме; для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа? зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах; для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; для коллективного садоводства; для дачного строительства; для традиционных народных промыслов (ремесел); в случае наследования земельного участка, ранее предоставленного наследодателю в пожизненное наследуемое владение.

Законодательными актами могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение.

новый кодекс устанавливает перечень субъектов, имеющих право использовать земельные участки на праве постоянного пользования. К ним, в частности, относятся: государственные органы, иные государственные организации; негосударственные юридические лица Республики Беларусь; сельскохозяйственные организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; научные организации, учреждения образования; государственные лесохозяйственные учреждения; религиозные организации; гаражные (гаражно-строительные) кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок; организации граждан-застройщиков; садоводческие товарищества и дачные кооперативы.

Необходимо подчеркнуть, что в КоЗ 2008 г. предусмотрена также возможность предоставления земельных участков указанным субъектам во временное пользование на срок до 10 лет.

Земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, а также для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей в населенных пунктах могут предоставляться гражданам Республики Беларусь во временное пользование на срок до десяти лет.

В новом кодексе впервые закрепляется возможность предоставления земельных участков во временное пользование национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров на срок до 99 лет.

КоЗ 2008 г. не предусматривает предоставление земельных участков под служебный надел. Вместе с тем, право на служебный земельный надел, предоставленный до 1 января 2009 года, сохраняется за работником, вышедшим на пенсию по возрасту или инвалидности,? пожизненно; за членами семьи работника, перешедшего на выборную должность, проходящего военную службу по призыву, обучающегося в учреждениях образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, – на время соответственно работы на выборной должности, военной службы, обучения; за членами семьи умершего работника – в течение 10 лет со дня смерти работника. После истечения указанного срока право пользования служебным земельным наделом прекращается. Работник, прекративший трудовые отношения с юридическим лицом, предоставившим ему служебный земельный надел, за исключением указанных случаев, имеет право использовать этот надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для уборки выращенного урожая. После истечения срока, необходимого для уборки урожая, право пользования служебным земельным наделом прекращается.

Наиболее существенные изменения претерпело правовое регулирование аренды земель. Развитие института аренды земель является наиболее перспективным способом вовлечения в гражданский оборот земель, которые не подлежат передаче в частную собственность. В частности, к таким землям относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования.

Кроме того, не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки: на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности; на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых; которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность.

Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией, а также администрации свободных экономических зон, если право на заключение договоров аренды делегировано им соответствующими исполнительными комитетами. Граждане и негосударственные юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности, могут являться арендодателями этих земельных участков при условии соблюдения их целевого назначения.

Арендаторами земельных участков могут быть граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства.

В КоЗ 2008 г. нашел отражение принцип возмездной передачи права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Новый кодекс, также как и Указ № 667, устанавливает, что плата за право заключения договоров аренды земельных участков определяется по кадастровой стоимости данных участков либо по результатам аукциона. Предусмотрена возможность предоставления местным исполнительным комитетом рассрочки внесения платы (ее части) за право заключения договоров аренды земельных участков по обоснованной просьбе граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе по результатам аукциона.

Новый кодекс предусматривает освобождение от внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, ряда субъектов (государственные организации; религиозные организации; сельскохозяйственные организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, которым земельные участки предоставляются для ведения сельского хозяйства; научные организации, учреждения образования, использующие землю для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; граждане Республики Беларусь – для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и др.). Причем, если указанные субъекты намерены предоставить арендуемые земельные участки в субаренду либо передать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков другим лицам, они обязаны будут внести плату за право заключения договора аренды земельного участка, а также получить согласие арендодателя.

КоЗ 2008 г. существенно расширяет круг прав арендаторов земельных участков, за право заключения договоров аренды которых взималась плата. В частности, такие арендаторы имеют право: предоставлять арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды; передавать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка другому лицу; использовать право аренды земельного участка в качестве предмета залога и вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ в пределах срока договора аренды.

Кроме того, арендаторы земельных участков, за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и их представительств, надлежащим образом исполняющие условия договора аренды земельного участка, имеют преимущественное перед иными лицами право при прочих равных условиях на приобретение используемого земельного участка в частную собственность.

В новом кодексе предусмотрена возможность строительства арендаторами капитальных строений (зданий, сооружений) или размещения иных объектов недвижимого имущества на арендуемых земельных участках, находящихся в частной собственности, в случаях, когда строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или иное освоение земельных участков соответствуют целевому назначению этих земельных участков и условиям, указанным в договорах аренды земельных участков.

В КоЗ 2008 г. усилены гарантии защиты прав арендатора. В частности, срок аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока строительства и эксплуатации этих капитальных строений (зданий, сооружений). Предоставление земельного участка на более короткий срок может осуществляться только с согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок. Увеличен срок аренды земельных участков для ведения сельского хозяйства – он не может быть менее 10 лет.

Еще одной важной новеллой нового кодекса является регулирование вопросов предоставления земельных участков в субаренду. Арендатор земельного участка, за право заключения договора аренды которого взималась плата, вправе с согласия арендодателя предоставить арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды при условии сохранения его целевого назначения, а также при наличии документов, удостоверяющих права на этот участок. КоЗ 2008 г. также предусматривает право субарендаторов земельных участков, надлежащим образом исполнявших условия договора субаренды земельного участка, в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка заключить договор аренды этого земельного участка на оставшийся срок субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды. 9. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Дает определение недвижимого имущества:

1. Указ Президента Республики Беларусь от 15 февраля 1995 г. N 64 "Об обеспечении граждан республики земельными участками".

2. Указ Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. N 81 "Об утверждении Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников)".

3. Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. N 368 "О некоторых вопросах отчуждения жилых домов в сельских населенных пунктах".

4. Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. N 58 "О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков".

5. Указ Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. N 70 "О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности".

6 Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. N 72 "О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры".

7. Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. N 87 "О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач".

10. Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним".

11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1993 г. N 742 "Об утверждении формы договора купли-продажи земельного участка".

12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. N 303/9 "Об утверждении Порядка передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в залог для получения банковского кредита".

13. Постановление Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. N 2 "Об утверждении Положения о порядке передачи в залог права аренды земельных участков при ипотеке зданий и сооружений юридическими лицами".

14. Постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 16 мая 2002 г. N 3 "Об утверждении Инструкции по установлению, восстановлению и закреплению границ земельных участков".

15. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 1997 г. N 11 (ред. от 25 марта 1999 г.) "О некоторых вопросах применения земельного законодательства".

Правовое регулирование земельных отношений в Казахстане.

Основными документами, пределявшими процесс земельной реформы, являлся ряд законодательных актов, принятых с 1990 года, в том числе такие законы, как «О земельной реформе» (1991 г.), «О крестьянском хозяйстве» (1990 г.), «О залоге» (1991 г.), Земельный кодекс РК (в первой редакции КазССР 1990 г.), Гражданский кодекс (1994 г.), указы «О передаче имущества совхозов в собственность директоров» (1994 г.), «О земле» (1995 г.), «Об ипотеке недвижимого имущества» (1995г.), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1998 г.). В дальнейшем ход реформы определяли такие нормативные акты, как Закон «О земле» (2001 г.), Государственная агропродовольственная программа РК на 2003 - 2005 гг. (2002 г.) и, наконец, Земельный кодекс РК (2003 г.).

Основные положения Земельного Кодекса Республики Казахстан

Земельный Кодекс Республики Казахстан принят в 2003 г. взамен действовавшего в то время Закона Республики Казахстан от 24 января 2001 г. «О земле».

^ Собственность на землю.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения на праве частной собственности предоставляются гражданам РК для ведения крестьянского(фермерского) хозяйства негосударственным юридическим лицам РК для ведения товарного сельскохозяйственного производства (п.1 ст.24).

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РК.

^ Условия передачи земель в частную собственность.

Предоставление права частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного с/х производства осуществляется на платной основе.

Граждане и негосударственные юридические лица могут:

1) приобрести право частной собственности на земельный участок по цене, равной кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка;

2) приобрести право частной собственности по льготной цене, определяемой от его кадастровой (оценочной) стоимости.

Выплата сумм за выкуп земельного участка может производиться в рассрочку до 10 лет по письменному заявлению лица, приобретающего право частной собственности (п.4, ст.24).

^ Реализация права частной собственности на земли сельхозназначения.

Лицо, полностью внесшее плату за приобретение права частной собственности на земельный участок по цене, равной кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, имеет право на совершение любых видов сделок с земельными участками, не запрещенных законодательством (п.3 ст.24).

Лицо, полностью внесшее плату за приобретение права частной собственности по льготной цене, имеет право на совершение любых сделок по истечении 10 лет с момента государственной регистрации права частной собственности на земельный участок.

Данное ограничение не распространяется на сдачу земельного участка в залог (п. 3 статьи 24).

Лицам, получившим земельные участки в рассрочку, запрещается совершать сделки до полной оплаты выкупной цены участка.

Право на совершение сделок с участком, проданным в рассрочку по льготной цене, допускается по истечении десяти лет после полной оплаты его выкупной цены.

Передача в залог земельного участка указанными лицами допускается при оплате не менее пятидесяти процентов от его выкупной цены. Предметом залога может быть только выкупленная часть земельного участка (п.4 ст.24)

^ Право временного землепользования.

Право временного безвозмездного землепользования предоставляется на срок до 5 лет. Право временного возмездного землепользования может быть краткосрочным до 5 лет и долгосрочным от 5 до 49 лет (ст. 35).

Право временного возмездного землепользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного с/х производства предоставляется гражданам негосударственным юридическим лицам РК на срок до 49 лет, а иностранцам и лицам без гражданства на срок до 10 лет (п.5, ст. 37).

^ Сделки с правом землепользования

По отношению к земельным участкам, предоставляемым на праве временного возмездного землепользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства, не допускается совершения сделок, за исключением передачи земельного участка в залог (п.7, ст. 33).

Сдача принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве временного землепользования земельных участков сельхозназначения для ведения сельскохозяйственного производства во вторичное землепользование не допускается (кроме предоставления служебного надела) (п.5, ст. 38).

^ Предельные размеры земельных участков для ведения сельхозпроизводства.

Правительство Республики Казахстан на основании совместного предложения областных (городов республиканского значения, столицы) представительных и исполнительных органов устанавливает предельные (максимальные) размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения в пределах одного административного района (города), которые могут находиться:

на праве частной собственности у гражданина РК для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, негосударственного юридического лица РК и его аффилированных лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства;

на праве временного землепользования у иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

В целях рационального использования земельных участков с/х назначения совместными решениями местных представительных и исполнительных органов могут устанавливаться минимальные размеры земельных участков сельхозназначения на орошаемых землях с учетом особенностей использования орошаемых земель (ст. 50).

^ Документы о праве на землю.

Документами, удостоверяющими право на земельный участок, выдаваемыми территориальными органами по управлению земельными ресурсами, являются:

при частной собственности на земельный участок - акт на право частной собственности на земельный участок;

при постоянном землепользовании - акт на право постоянного землепользования;

при временном возмездном землепользовании - акт на право временного возмездного (долгосрочного, краткосрочного) землепользования (аренды);

при временном безвозмездном землепользовании - акт на право временного безвозмездного землепользования (п.9, ст.43)

В статьи Кодекса введены нормы, которые ранее регулировались подзаконными актами:

поправочные коэффициенты к базовым ставкам платы за земельные участки и порядок определения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка;

порядок предоставления земельных участков для строительства объектов и участков, не связанных со строительством;

приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности;

порядок залога земельных участков и прав землепользования;

порядок перевода сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой;

формирование и использование специального земельного фонда;

предоставление земельного участка гражданам, являющимся участниками долевой собственности и выходящим из состава агроформирования;

порядок возмещения потерь сельскохозяйственного производства;

порядок проведения землеустройства;

содержание и порядок ведения государственного земельного кадастра;

организация проведения государственного контроля за использованием и охраной земель.

Правовое регулирование земельных отношений в странах Европы.

В большинстве Восточноевропейских стран запрещена продажа сельскохозяйственных земель иностранцам.

Большинство стран Восточной Европы в 1991-1992 гг. приняли специальные Законы о земле, детально регламентирующие земельные отношения. В Югославской федерации была принята специальная поправка к ст.50 Конституции, в которой отмечалось, что система земельного максимума отменяется, и все граждане (не только занятые в сельском хозяйстве) могут свободно покупать, владеть и наследовать землю. Это открыло путь к созданию крупных частных предприятий в сельском хозяйстве, более эффективных и менее капиталоемких для государства.

В соответствии с принятым в Болгарии в 1992 году Законом о земле, предусмотрено свободное формирование земельного рынка. Законом предоставлено болгарским гражданам, проживающим за рубежом, право собственности на землю и использование ее по своему усмотрению. Отменен налог за неиспользуемые по целевому назначению земли.

Реформирование земельных отношений в Румынии. Закон о земельном фонде (1991 г.) предоставил право каждой сельской семье на бесплатное получение участка до 10 га (на одного человека не менее 0,5 га), но в целом не более 100 га. Приусадебные участки крестьян автоматически стали их частной собственностью. Все граждане Румынии, получившие землю в частное владение, были освобождены от уплаты земельного налога на 8 лет.

Земельные собственники всех форм хозяйствования в соответствии с румынским законодательством обязаны использовать сельскохозяйственные земли только по целевому назначению.

Аграрным законодательством Румынии предусматривается государственная поддержка новых форм землевладения. Эта поддержка осуществляется по линии льготного кредитования, материально-технического снабжения, налогообложения.

В Польше земля становилась товаром, подлежащим (через систему аукционов) свободной купле-продаже для всех польских граждан, а при соблюдении определенных условий - и для иностранцев. При этом государственное регулирование рынка земли исключает спекуляцию землей и другие злоупотребления в земельных отношениях.

Формы собственности на землю во Франции.

Во Франции существуют и мирно уживаются коллективные, индивидуальные (частные) и смешанные формы собственности на землю. Техника сельскохозяйственного производства и методы труда подвергались изменениям в течение XIX-XX веков, но принципы землевладения оставались неизменными.

В последние годы общественные формы собственности на землю все больше распространяются во Франции. Среди причин этого явления можно назвать отказ большинства молодых земледельцев быть прикрепленными к сельскохозяйственному производству. В сегодняшней Франции частное владение обширными площадями уже не является главной целью человека. Быть земельным собственником, не обрабатывающим землю, скорее рассматривается как бремя. Эта привилегия потеряла всякое социальное значение главным образом в результате налоговой политики.

Важным считается право пользования землей, а не факт собственности на нее. Зато почти каждый француз желает иметь участок земли на праве частной собственности, чтобы построить на нем свой дом.

Правовое регулирование земельных отношений в США.

Большая часть земли в США, в том числе 98% возделываемых земель сельскохозяйственного назначения, находится в частной собственности. Федеральное правительство имеет во владении значительное количество земли, однако это почти исключительно пустыни и тундра, а также пастбищные и лесные угодья в малонаселенных регионах западной части Соединенных Штатов и на Аляске. В этих регионах очень немного сельскохозяйственных земель.

Право собственности на землю в США является совокупностью взаимосвязанных правомочий, некоторые из которых принадлежат собственнику, а другие - государству, предоставившему лицу права собственности. Государство вправе облагать собственника земли налогом. Земельный налог - мощный инструмент, влияющий на использование земли, путем применения особых методов налогообложения и определения размеров налогов.

В Соединенных Штатах государственные органы имеют право изымать земельную собственность при необходимости ее общественного использования. Право изъятия частной собственности - неотъемлемое право государства, связанное с суверенитетом, предполагающее осуществление властных полномочий по выполнению функций государственного управления.

Наиболее серьезным шагом в расширении сферы применения права изъятия частной собственности стало в 1967 году решение Верховного Суда США, который признал конституционность Закона штата Гавайи о земельной реформе. Этот закон предусматривал возможность изъятия земель для того, чтобы уменьшить степень концентрации земельной собственности в руках немногочисленной группы, занимавшей в свое время высшие должности на Гавайских островах. Закон разрешал штату приобретать право собственности на недвижимость и затем передавать ее арендаторам этого имущества.

Еще одним важным инструментом регулирования отношений собственности в США является т.н. право полицейской власти, означающее необходимость защищать и обеспечивать здоровье населения, его безопасность, мораль и общественное благополучие. Применительно к использованию земли осуществление этого права способно ограничить свободу собственников в использовании земли по их усмотрению. Это может происходить в случаях причинения собственником неудобств и беспокойства другим собственникам, нарушения санитарных требований, защиты интересов собственников-соседей, необходимости доступа полиции на территории, находящиеся в частной собственности.

Государство также вправе вернуть себе права собственности на землю в случае объявления имущества выморочным (отсутствие наследников), неуплаты налогов или если земля заброшена.

Одним из аспектов проблемы земельных прав собственника является вопрос об использовании дикой фауны. В США не существует права собственности на дикую фауну. Рыболовство и охота регулируются законодательством штатов, но не касаются частных рыбохозяйственных водоемов и районов разведения диких животных. Американская судебная система выработала доктрину, отрицающую требования земельных собственников на особые привилегии в отношении дикой фауны и допускающую охоту и рыбную ловлю даже в частных землях.

Права собственника земли подразделяются в США на права, связанные с использованием поверхности земли и пространства под и над поверхностью земельного участка.

Законы, принятые в конце Х1Х - начале ХХ в., зарезервировали право собственности на недра и полезные ископаемые за правительством Соединенных Штатов. Поселенцы, приобретшие патенты на землю согласно этим законам, не получали прав на использование недр: они резервировались за федеральным правительством или штатом. Зарезервированные полезные ископаемые оставались предметом аренды, купли продажи или заявки на добычу (Справочно. Заявка на добычу - акт присвоения и требования согласно установленным правилам и местным обычаям участка земли или определенного района, в недрах или на поверхности которых обнаружены драгоценные металлы или их руды и которые являются федеральной или штатной собственностью, с намерением занять его и вести добычу полезных ископаемых при получении разрешения правительства Соединенных Штатов).

Поскольку владелец земельного патента (или его наследник) обладали лишь правом собственности на поверхность земли, подчиненным федеральному праву на недра, то существовала вероятность порчи и даже уничтожения поверхности земли как объекта права собственности в случае добычи полезных ископаемых. Поэтому Конгрессом США в 1976 году был принят Закон о федеральной политике по управлению землями, разрешивший собственнику земли ходатайствовать о приобретении полного патента, объединяющего права как на поверхность, так и на недра земли.

В США собственник земли обладает и правом частной собственности на лес, произрастающий на его участке. Собственник может передавать свои права на лес лесозаготовителю с целью его рубки. Допускается продажа или передача земли с резервированием прав на лес и заготовки древесины.

Сложнее дело обстоит с правом собственности на использование вод. В США действует несколько доктрин водного права. Так в восточных штатах приоритетны права на воду владельцев прибрежной полосы с акцентом на норму общего права, согласно которой собственник земли, примыкающей к реке, приобретает права пользования водой в силу факта собственности на такую землю. Собственник неприбрежной земли, пользующийся водой, несет ответственность перед любым прибрежным собственником, которому в результате этого может быть нанесен ущерб. В тоже время, прибрежные собственники, мешающие использовать воду неприбрежному собственнику, не несут за это никакой ответственности.

Прибрежный собственник обладает правом “обоснованного пользования водой”. Это означает, что если прибрежный собственник нарушает право водопользования другого прибрежного собственника, то он несет за это ответственность в том случае, если другой собственник может доказать свои убытки.

В западных штатах действует другой принцип. Там существует доктрина первоначального присвоения, которая предусматривает защиту прав водопользования субъекта, который присвоил эти права раньше, чем кто-либо другой.

В некоторых штатах действует доктрина водного права, включающая в себя элементы двух вышеназванных доктрин.

Основной метод регулирования землепользования в больших городах США - зонирование.

В начале ХХ века в нескольких городах (в том числе в столице - Вашингтоне) были введены ограничения на высоту сооружаемых зданий, которые применялись в определенных районах для усиления охраны здоровья и безопасности населения. Практика зонирования распространилась очень быстро, особенно после того, как в 1926 году Министерство торговли обнародовало федеральный Закон о зонировании для штата.

С помощью этого закона в США государство защищает здоровье, безопасность, благополучие и мораль общества и в настоящее время. Специальные зоны с особыми требованиями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки. Зонирование применяется для регулирования использования сельскохозяйственных земель, охраны окружающей среды.

Правила по зонированию применяются путем рассмотрения должностными лицами местных органов управления планов предполагаемого строительства и выдачи разрешения на новое строительство или реконструкцию.

В США одним из средств регулирования использования земель в общественных целях является регламентация деления земельного участка для застройки и продажи. Правила разделения земельных участков предусматривают меры по защите рек, озер, подземных вод от загрязнения, меры по сохранению естественной растительности, поддержанию низкой плотности застройки. Правила могут запрещать застройку некоторых земель, например подверженных наводнениям, поскольку их застройка может создать угрозу здоровью людей, природной среде и т.д.

Муниципальные органы власти могут потребовать от застройщиков построить школы, парки, водопровод и т.п., обязанность сооружения которых возложена государством на муниципалитет.

Современная концепция права частной собственности на землю в США состоит не только в том, что государство обладает рычагами регулирования использования собственности и ограничения прав частного собственника, но и в весьма эффективном правовом механизме, базирующемся на признании права частной собственности как естественного права человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: