double arrow

Органы самоуправления в детском коллективе


Сбор – это высший орган самоуправления в детском коллективе. Главное его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора – конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На обсуждение выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, проблемы, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел. Сбор выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает отчет, анализирует работу, определяет основные направления деятельности, утверждает план. Сбор проходит демократично. Необходимо учить детей порядку проведения сбора, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства – иными словами, учить детей демократичному проведению сбора. Педагог во время сбора заинтересованно работает вместе с детьми, думает, советует, ищет лучшие варианты решений. Организация работы совета дела позволяет всем учащимся участвовать в организаторской деятельности в зависимости от их интересов и их возможностей.




Но в определении структуры самоуправления участвуют сами дети. Структура динамична и постоянно развивается, изменяется, зависит от задач, проблем, которые решает коллектив, и от содержания его деятельности.Сначала надо увлечь детей каким - либо общественно значимым делом, а затем создавать соответствующий орган самоуправления для его организации.

14.Пути формирования коллектива

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований.

Пути формирования коллектива следующие:

1) Разносторонняя совместная деятельность учащихся: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.

2) Умелое предъявление требований. С первых дней необходимо четко определить нормы и правила поведения; регулярно приучать детей к соблюдению норм и правил поведения; соблюдать меру в предъявлении требований; учитывать эмоциональный фон.

3) Работа с активом. При подборе учащихся в актив класса необходимо с помощью методов психилого-педагогических исследований хорошо изучить детей. Должно происходить расширение актива через поручения и организацию разных видов деятельности. В состав актива входят староста, его заместитель, учком и ответственные.

4) Организация перспектив. А.С.Макаренко сформулировал закон движения коллектива: коллектив только тогда развивается, укрепляется и оказывает действенное формирующее влияние на учащихся, когда он постоянно движется вперед, добивается все новых и новых успехов. Практическая цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. Перспективы могут быть близкими, средними и дальними. Близкие перспективы не требуют от коллектива значительных усилий и времени для достижения («завтрашняя радость»). Средняя перспектива требует больших усилий и времени, события несколько отодвинуты во времени. Дальние перспективы - сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива много сил и времени. Непрерывная смена перспектив, постановка новых, все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.



5) Формирование общественного мнения. Под общественным мнением понимают ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся разным явлениям коллективной жизни. Благодаря общественному мнению, в коллективе реализуется принцип А.С.Макаренко «параллельного воздействия»: коллектив выступает как субъект воспитания. В основе принципа параллельного воздействия - требование воздействовать на учащихся через первичный коллектив. На школьников оказывают воздействие, по крайней мере, три силы - непосредственно воспитатель, опосредованно актив и весь актив. Принцип применим уже на 2-й стадии развития коллектива.

6) Становление и развитие традиций. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиции (А.С.Макаренко). Традиции - это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально олицетворяют нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции бывают большие и малые. Большие - это яркие массовые события, малые - скромнее по масштабам.



7) Приобщение учащихся к общешкольным делам. Кроме внутриклассных и внеклассных мероприятий, учащиеся должны принимать активное участие в делах, организуемых для всего школьного коллектива: тематические недели, общешкольные праздники, смотры, конкурсы, общественно полезный труд и др. Учащиеся начальных классов должны почувствовать, что они - частичка одного большого коллектива. У них воспитывается гордость и ответственность за общее дело.

8) Связь младших и старших школьников осуществляется через шефскую работу, а также участие в общешкольных мероприятиях. Для укрепления этой связи целесообразно один раз в год проводить день самоуправления







Сейчас читают про: