double arrow

Сущность процесса воспитания,разные подходы к его определнию

Воспитание – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Наиболее общие явные функции воспитания:

1) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

2) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;

3) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

4) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.

Воспитание – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип ком Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, кото-рыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравст-венное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания: форми-рование всесторонне и гармонически развитой личности. Комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил. Гуманистическая педагогика использует в своем арсенале исключи-тельно стимулы, направленные во внутренний план ребенка. Они являются движущими силами воспитания. Заработав первоначально, они будут продвигать развитие ребенка за счет включения внутренних сил и стимулов, за счет самопринуждения.
Движущие силы воспитания различаются в гуманистической и авторитарной концепции воспитания.
Движущие силы воспитательных воздействий гуманистического типа несколько иные, нежели соответствующие движущие силы авторитарного типа. Если в авторитарном воспитании основное противоречие, на котором строится весь воспитательный процесс, состоит в разрешении альтернативы "могу - должен", то в гуманистическом - "могу - хочу".

Гуманистическое воспитание характеризуется четырьмя основными движущими силами воспитания:
1) воспитательное воздействие должно "попадать" в зону ближайшего развития личности ребенка;
2) должна быть позитивно сформированная мотивация учения или ус-тановка;
3) право ребенка на свободу выбора и возможность смены видов дея-тельности;
4) создание особой атмосферы воспитания и жизни детей: атмосферы радости, добра, творчества и любви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: