double arrow

Педагогическая теория Гербарта

И.Ф.Гербарт - немецкий философ, психолог, педагог. Гербарт видел в педагогике не только науку, но и искусство, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что "предоставил ему практический опыт". Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на т. н. практическую философию (этику и психологию). С помощью этики намечаются педагогические цели, с помощью психологии — способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренней свободы, совершенства, благожелательности, законности и справедливости. Главный тезис рассуждений Гербарта — формирование нравственного человека. Это — ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Идеи в области обучения: Задачи обучения. Развития у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории. древних языков, и математики. Задачи управления детьми: дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребёнка. Типы школ: элементарная, городская, гимназия. По Гербарту основа обучения интерес. Виды интересов: эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный. Методы управления детьми: Основные — угроза, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания; вспомогательные — авторитет, любовь. Виды обучения: 1.Описательное-выявить опыт ребёнка и дополнить его; 2. Аналитическое — исправить и усовершенствовать мысли ученика; 3. Синтетическое — построение стройной системы мысли. Ступени обучения: 1. Ясность-углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала; 2. Ассоциация — углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым; 3. Система-поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут — обобщают, делают выводы, определяют; 4. Метод — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения. Гербарт отмечал что, педагогическая работа проводится успешнее, если её предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности. Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: