Уголовно-процессуальное законодательство – это весь комплекс нормативных актов, регулирующих уголовное судопроизводство.
Важнейшим из этих нормативных актов является закон. Положение, согласно которому порядок производства по уголовным делам определяется лишь законом, т. е. актом высшего органа государства, подчеркивает особый подход к режиму законности в сфере уголовно-процессуальных отношений, затрагивающих существенные интересы как общества в целом, так и конкретных его личностей. Тот факт, что уголовное судопроизводство не регулируется ведомственными нормативными актами, свидетельствует о важности интересов, защищаемых уголовно-процессуальными законами, связанности правосудия по уголовным делам волей законодателя, при которой судебная власть получает возможность охранять права граждан от субъективного усмотрения политиков и чиновников.
Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, согласно ст. 1 УПК, устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом, основанным на Конституции РФ. Порядок уголовного судопроизводства является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.
|
|
Источники:
1) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК).
К источникам уголовно-процессуального права следует отнести предписания международного права в сфере прав человека, а также международные договоры РФ, которые являются составной частью ее системы (ч. 4 ст. 15 Конституции).
- Всеобщая Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года III сессией Генеральной Ассамблеи ООН, содержит нормы, устанавливающие право человека на неприкосновенность (ст. 3), равенство перед законом (ст. 7), свободу от произвольного ареста и задержания (ст. 9), гласность и обоснованность предъявленного уголовного обвинения (ст. 10), презумпцию невиновности (ст. 11), неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции (ст. 12).
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, ратифицированный СССР в 1973 году, дополняет указанную Декларацию, провозглашая право каждого человека на правовую защиту (ст. 2); право арестованного или задержанного на судебную проверку обоснованности ареста, задержания, а также право на компенсацию в случае незаконного ареста (ст. 9); право на гуманное обращение и уважение достоинства в случае лишения свободы, а также право на раздельное содержание под стражей обвиняемых и осужденных, совершеннолетних и несовершеннолетних (ст. 10); право не быть принужденным к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным, право на подачу жалобы для пересмотра дела вышестоящей судебной инстанцией (ст. 14) и т.д.
|
|
Кроме описанных, к международным актам, определяющим процедуру уголовно-процессуальной деятельности, относятся:
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года;
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года;
- Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 39/46 19 декабря 1984 года;
- Меры, гарантирующие защиту тех, кто приговорен к смертной казни 1984 года;
Многие изменения и дополнения, внесенные в уголовно-процессуальные законы РФ за последние годы, были результатом признания нашим государством важности этих международных норм для защиты прав и свобод человека. Более того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законом, то применяются правила международного договора. В силу п. 3 ст. 5 ФЗ "О международных договорах РФ" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный акт, принятый для осуществления положений международного договора (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8).
2) Особое место среди законодательных актов принадлежит Конституции РФ. В ней содержатся положения, приводящие российское законодательство в соответствие с международными договорами и стандартами в сфере прав человека. Положения Конституции являются первичными, учредительными, поэтому она выступает как основа правовой системы и юридическая база развития отраслевого законодательства. В Конституции нашли свое закрепление основополагающие процессуальные принципы, состязательная форма судопроизводства, права и обязанности граждан в сфере уголовного судопроизводства. Конституция имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15), поэтому в случае, если отсутствует закон в отраслевом законодательстве, ее нормы применяются непосредственно.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" суд непосредственно применяет Конституцию:
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из их смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения:
б) когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший в РФ до вступления в силу Конституции, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с ней;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции, а ФЗ, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует (Бюллетень ВС РФ. 1996. № 1).
|
|
Составной частью Конституции стала Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. Она содержит развернутую регламентацию прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве. Декларация подтвердила примат международных норм, относящихся к правам человека, перед законами России и предусмотрела равенство всех перед законом и судом (ст. 3), неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений (ст. ст. 9, 11), право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения (ст. 37), возможность задержания и лишения свободы исключительно на основании судебного решения (ст. 8), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц (ст. 38).
3) Источниками уголовно-процессуального права являются федеральные конституционные и федеральные законы, законы РСФСР и РФ, содержащие уголовно-процессуальные нормы. Среди них Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года, является основным источником уголовно-процессуального права. УПК введен в действие с 1 июля 2002 года, за исключением положений, для которых ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ" установлены иные сроки.
- Действующий УПК состоит из 5 частей, 18 разделов, 55 глав, 473 статей. В первой части "Общие положения", состоящей из 6 разделов, 18 глав, 139 статей, изложены принципы уголовного судопроизводства, права участников процесса, правила доказывания, избрания мер процессуального принуждения, реабилитации, заявления ходатайств, обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, исчисления сроков и судебных издержек.
В последующих 2-5 частях, 7-15 разделах УПК (главы 19-49) регламентируется порядок производства в различных стадиях уголовного процесса. В 16-17 разделах (главы 50-52) содержатся правила, регулирующие производство по отдельным категориям уголовных дел (особые производства). Последняя часть 5 (раздел 18, главы 53-55) УПК посвящена правилам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальный кодекс РФ имеет приложение, введенное в действие с 1 июля 2002 года, с едиными для всей территории РФ образцами бланков процессуальных документов (в количестве 121 образец). Их перечень не является исчерпывающим. ФЗ "О введении в действие УПК РФ" возложил разработку бланков тех процессуальных документов, которые упоминаются в тексте УПК, для досудебного производства – на Генеральную прокуратуру РФ; для судебного производства – на Верховный Суд РФ (ст. 13).
|
|
Кроме УПК отдельные вопросы уголовно-процессуальной деятельности регулируют:
- ФКЗ от 31 декабря 1996 года "О судебной системе РФ" (СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1);
- ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759);
- ФЗ от 31 мая 2002 года "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" (СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102);
- ФЗ от 22 февраля 1995 года "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" (СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269);
- ФЗ от 21 июля 1997 года "О судебных приставах" (СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590);
- ЗРФ "О милиции" (Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Ведомости РФ. 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964);
- ЗРФ от 17 января 1992 года "О прокуратуре РФ" в редакции ФЗ от 17 ноября 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472);
- ЗРФ "О статусе судей в РФ" (Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 4086; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399);
- ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349);
- ЗРФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 года (Ведомости РФ. 1993. № 29. Ст. 1114; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4973);
- ЗРФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" от 11 марта 1992 года (Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст.
- Закон СССР от 2 ноября 1989 года "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан" (Ведомости СССР. 1989. № 22. Ст. 416);
- Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденное Президиумом Верховного Совета СССР 18 мая 1981 года (Ведомости СССР. 1981. № 21. Ст. 741; № 26. Ст. 840) и др.
Вместе с тем ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ" устанавливает, что впредь до приведения в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом федеральные законы и иные правовые акты, связанные с УПК, применяются в части, не противоречащей Уголовно-процессуальному кодексу РФ (ст. 4). Указанный закон предписывает также приведение федеральных законов и иных нормативных актов, связанных с УПК, в соответствие с вновь принятым Уголовно-процессуальным кодексом в шестимесячный срок со дня вступления в силу ФЗ "О введение в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ" (ст. 14).
4) Особое значение в уголовно-процессуальном правоприменении имеют решения Конституционного Суда РФ (ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" от 24 июня 1994 года – СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447).
Согласно ч. 1 ст. 97 этого Закона, если правоприменитель сталкивается с положением уголовно-процессуального закона, явно противоречащим конституционным установлениям, он вправе обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ, наделенный полномочиями принимать решения:
1) по индивидуальным или коллективным жалобам на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;
2) по запросам судов о соответствии Конституции законов, подлежащих правоприменению в конкретном деле. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Закона может быть внесен судом первой, кассационной и надзорной инстанцией в любой стадии рассмотрения дела (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8).
Нормы уголовно-процессуального законодательства, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции, не могут использоваться в правоприменительной практике, подлежат отмене или изменению. Решение Конституционного Суда РФ о признании закона, примененного в конкретном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ, служит основанием для пересмотра этого дела в обычном порядке компетентным органом (ч. 2 ст. 100). Судебная деятельность Конституционного Суда нацелена на проверку соответствия конкретного закона Конституции РФ, на необходимость его изменения, устранение пробелов или (и) принятие новых законов. При этом Конституционный Суд определяет основные положения и содержательные параметры будущего закона.
Например, анализируя средства правовой защиты, предоставленные обвиняемым УПК РСФСР, под углом зрения их соответствия нормам международного права, и принимая во внимание невозможность пересмотра уголовного дела после того, как приговор был предметом рассмотрения Президиума Верховного Суда, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о недостаточной эффективности средств правовой защиты, поскольку и высшая судебная инстанция может допустить ошибку. Опираясь на этот вывод, Конституционный Суд предложил законодательно расширить основания пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам по сравнению с существующими (СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2950), что и было учтено при создании нового УПК.
5) В регулировании уголовно-процессуальных отношений определенная роль принадлежит постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и приказам Генерального прокурора РФ. Основаниями для таких актов являются обнаруженные при изучении следственной и судебной практики недостатки в деятельности следователей и судей по применению уголовно-процессуального закона. Недостатки могут быть вызваны неясным и сложным содержанием закона, отсутствием единообразия в его толковании. Разъяснение Пленумом содержания уголовно-процессуальных норм в целях достижения единообразия в практике его применения и дача на этой основе обязательных указаний не могут рассматриваться как правотворчество, а постановления Пленума и приказы Генерального прокурора как источники уголовно-процессуального права. Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается только Уголовно-процессуальным кодексом, основанным на Конституции РФ (ч. 1 ст. 1 УПК).
Аналогичным образом решается вопрос о постановлениях Пленума и приказах Генерального прокурора по вопросам, не урегулированным законодателем и разрешаемым по аналогии. Если какой-либо вопрос, возникший в следственной или судебной практике, не имеет прямого разрешения в действующем уголовно-процессуальном законодательстве, Пленум Верховного Суда и Генеральный прокурор могут такого рода пробелы устранить, ссылаясь на процессуальный закон, который предусматривает наиболее сходный случай.
Вместе с тем суд в процессе каждодневной судебной деятельности приходит в соприкосновение с конкретными юридическими аспектами социальной действительности, получая от нее необходимую для создания права информацию. В процессе деятельности, связанной с применением права, судебные органы обнаруживают пробелы в праве, противоречия в законодательных актах, анализируют, обобщают, доводят о них до сведения законодателя через вышестоящие судебные инстанции. Они не только сигнализируют о необходимости законодательного регулирования, но в лице своих высших судебных органов определяют основные направления развития законодательства, решают вопросы о содержании нормативных актов, конкретизируют его отдельные положения, участвуя тем самым в процессе правотворчества.
Творческий характер судебной деятельности особо проявляется в тех случаях, когда в ходе рассмотрения конкретного дела возникает необходимость конкретизировать содержание правовых норм в соответствии со своеобразными обстоятельствами. Понятием "конкретизации права" охватывается, во-первых, сама деятельность по детализации правовых норм, которая начинается в суде, рассматривающем дело по существу; во-вторых, результат деятельности – создание правовых актов, развивающих основную норму права. Результаты правоконкретизирующей деятельности судов получают свое обобщенное закрепление в актах высшей судебной инстанции, в постановлениях Верховного Суда РФ и его Пленума.
Эти судебные решения чаще всего являются прецедентами толкования правовых норм, судьи используют их в судебной практике как эталон при вынесении судебного решения. Поэтому следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнением о необходимости предоставить судам право ссылаться в своих решениях на постановления Верховного Суда РФ по конкретным делам именно как на прецедент в области толкования применяемой правовой нормы наряду с правовой нормой и после ссылки на нее.