Фактическое задержание

При подготовке к за­держанию необходимо собрать информацию о лице, подлежащем задержа­нию, которая включает: анкетные данные, сведения о внешности, о физи­ческих возможностях, в том числе о наличии специальной подготовки; о чертах характера, эмоциональных и волевых качествах; о прошлых суди­мостях, службе в армии; возможном наличии огнестрельного и холодного оружия и т. д. В зависимости от конкретной обстановки и условий задержа­ния на месте могут быть проведены различного рода организационные ме­роприятия: изучение места предстоящего задержания, наличие путей отхо­да задерживаемого; определение способов проникновения в запертое или забаррикадированное помещение; определение состава группы задержа­ния и ее оснащения вспомогательными и транспортными средствами. непосредственный захват подозреваемого Следователь, прокурор, орган дознания при этом составляют процес­суальный документ, обосновывающий задержание подозреваемого, про­водят инструктаж участников группы задержания о принятии мер по обес­печению сохранности следов преступления, доказательств, которые могут быть обнаружены на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище.

Доставление: в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания,

В протоколе указывается:

· дата и время состав­ления протокола;

· дата, время, место, основания и мотивы фактического за­держания;

· результаты личного обыска подозреваемого и другие обстоятель­ства задержания.

Протокол объявляется подозреваемому и ему разъясняют­ся его права, о чем в протоколе делается соответствующая отметка. Прото­кол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

При задержании может быть произведен личный обыск подозреваемого лицом одного пола с обыскиваемым в присутствии понятых и специалистов того же пола (ст. 93, 184 УПК).

При принятии решений о задержании необходимо руководствоваться следующими положениями.

Не могут быть задержаны:

· Президент Рос­сийской Федерации (ст. 91 Конституции РФ);

· глава представительства или член дипломатического представительства (ст. 29 Венской Конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.);

· консульские долж­ностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяж­кого преступления (ст. 25 Положения о дипломатических и консульскихпредставительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 г.)

· Не могут быть задержаны (за исключением случаев задержа­ния на месте преступления) член Совета Федерации и депутат Государствен­ной Думы Федерального Собрания, судья федерального суда, мировой су­дья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномо­ченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российс­кой Федерации, прекративший исполнение своих полномочий.

Если фактическое задержание было применено в отношении лица, об­ладающего депутатской, дипломатической или иной неприкосновенностью, то задержание длится до установления их личности:

· предъявления дипло­матической или консульской карточки,

· служебного удостоверения или иных документов о том, что их владельцы обладают той или иной неприкосно­венностью.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы Фе­дерального Собрания РФ, федеральный судья, задержанные по подозре­нию в совершении преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности, кроме случаев задержания на месте пре­ступления (ст. 449 УПК).

Основания для задержания:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непос­редственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на со­вершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, если это лицо:

· пыталось скрыться;

· либо не имеет постоянного места жительства;

· либо не установлена его личность;

· либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согла­сия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Для принятия решения о задержании должны быть произведены неотлож­ные следственные действия, направленные на проверку сведений об основа­ниях задержания и установления мотивов задержания. Факт нахождения лица на месте преступления не всегда означает, что данное лицо совершило пре­ступление. И не всякий побег с места преступления свидетельствует о его совершении убегающим. Задержание по одному лишь факту нахождения лица на месте преступления или побега с места его совершения без установления причинно-следственных связей между этими действиями и общественно опас­ными последствиями может оказаться незаконным и необоснованным.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следо­ватель обязаны сообщить прокурору в письменной форме в течение двенад­цати часов с момента задержания (ч. 3 ст. 92 УПК). Дознаватель, следова­тель или прокурор не позднее двенадцати часов с момента задержания по­дозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому (ч. 1 ст. 96 УПК). При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется ко­мандование воинской части (ч. 2 ст. 96 УПК). Если подозреваемый являет­ся гражданином или подданным другого государства, то не позднее две­надцати часов с момента задержания об этом уведомляется посольство или консульство этого государства (ч. 3 ст. 96 УПК).

При необходимости сохранения в интересах предварительного рассле­дования в тайне факта задержания, с санкции прокурора уведомление может не производиться, кроме случаев, когда подозреваемый является несовер­шеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК). В случае необходимости проведения опера­тивно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа доз­нания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозрева­емым с письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК).

Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определя­ются федеральным законом от 15 июля 1995 года "О содержании под стра­жей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Лицо подлежит освобождению:

· не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

· отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

· задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК об основаниях задержания (ч. 1 ст. 94 УПК).

По истечении 48 часов с момента задержания подозревае­мый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил принятие окончательного решения об избрании меры пресечения. Отложение принятия окончательного решения по ходатайству стороны возможно на срок не более чем семьдесят два часа для представления дополнительных доказа­тельств обоснованности задержания. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания (ч.7 ст. 108 УПК).

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресе­чения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит по истечении сорока восьми часов с момента задержания, то подо­зреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производ­стве которого находится уголовное дело, и прокурора (ч. 3 ст. 94 УПК).

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлет­ворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого постановления или определения выдается подозреваемому при его освобождении. При освобождении задержанного ему выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, основания, место, дата и время задержания, основания, дата и время освобождения (ч. 4, 5 ст. 94 УПК).

61. Меры пресечения: сущность, основания для избрания, обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения. От­мена или изменение мер пресечения.

Меры пресечения - это предусмотренные законом средства воздей­ствия на обвиняемого, подозреваемого для обеспечения надлежащего пове­дения при производстве по уголовному делу.

Избрание меры пресечения - это "принятие дозна­вателем, следователем, прокурором, а также судом решения о мере пресе­чения в отношении подозреваемого, обвиняемого" (п. 13 ст. 5 УПК).

При­менение меры пресечения - это "процессуальные действия, осуществляе­мые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отме­ны или изменения" (п. 29 ст. 5 УПК).

Мера пресечения, как правило, избирается в отношении обвиняемого. В исключительных случаях при наличии оснований и с учетом соответству­ющих обстоятельств, мера пресечения может быть избрана подозреваемо­му (ст. 100 УПК). При этом обвинение должно быть предъявлено подозре­ваемому не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, - в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъяв­лено, мера пресечения немедленно отменяется.

Меру пресечения избирает дознаватель, следователь, прокурор, а так­же суд при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3. может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного процесса, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать предва­рительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела;

4. создаст препятствия для исполнения приговора (ст. 97 УПК).

Должны учитываться:

· тяжесть предъявленного обвинения,

· данные о личности обвиняемого,

· его возраст,

· состояние здоровья,

· семейное положение,

· род занятий и другие обстоятель­ства (ст. 99 УПК).

Эти обстоятельства необходимо устанавливать для того, чтобы реально оценить возможность лица воспрепятствовать нормальному процессу расследования и рассмотрения уголовного дела.

Решение об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, про­курор или судья формулирует в постановлении, а суд - в определении, со­держащих указание на преступление, в котором подозревается или обвиня­ется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения. Копия поста­новления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вы­несено (его защитнику или законному представителю - по их просьбе). Од­новременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъяс­няется порядок обжалования этого решения прокурору или в суд в порядке, предусмотренном ст. 123-127 УПК.

Если в ходе дальнейшего расследования будут установлены дополни­тельные данные, свидетельствующие о неправильности ранее избранной меры пресечения, или в ней отпадает необходимость, она отменяется или изменяется на более строгую или более мягкую. Применение более строгой меры допустимо только в случаях, когда появились новые доказательства того, что лицо совершило более тяжкое деяние, чем то, в связи с которым была ранее избрана мера пресечения, установлены новые эпизоды его пре­ступной деятельности или новые данные, свидетельствующие о его жела­нии воспрепятствовать осуществлению правосудия.

Отмена или изменение:

· Отмена или изменение меры пресечения производятся по постановле­нию дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

· Мера пресечения, избран­ная прокурором или по его письменному указанию в ходе досудебного про­изводства, может быть отменена или изменена только с согласия прокуро­ра.

· Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом (ч. 3, 4 ст. 110 УПК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow