При подготовке к задержанию необходимо собрать информацию о лице, подлежащем задержанию, которая включает: анкетные данные, сведения о внешности, о физических возможностях, в том числе о наличии специальной подготовки; о чертах характера, эмоциональных и волевых качествах; о прошлых судимостях, службе в армии; возможном наличии огнестрельного и холодного оружия и т. д. В зависимости от конкретной обстановки и условий задержания на месте могут быть проведены различного рода организационные мероприятия: изучение места предстоящего задержания, наличие путей отхода задерживаемого; определение способов проникновения в запертое или забаррикадированное помещение; определение состава группы задержания и ее оснащения вспомогательными и транспортными средствами. | непосредственный захват подозреваемого Следователь, прокурор, орган дознания при этом составляют процессуальный документ, обосновывающий задержание подозреваемого, проводят инструктаж участников группы задержания о принятии мер по обеспечению сохранности следов преступления, доказательств, которые могут быть обнаружены на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище. |
Доставление: в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания,
В протоколе указывается:
· дата и время составления протокола;
· дата, время, место, основания и мотивы фактического задержания;
· результаты личного обыска подозреваемого и другие обстоятельства задержания.
Протокол объявляется подозреваемому и ему разъясняются его права, о чем в протоколе делается соответствующая отметка. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
При задержании может быть произведен личный обыск подозреваемого лицом одного пола с обыскиваемым в присутствии понятых и специалистов того же пола (ст. 93, 184 УПК).
При принятии решений о задержании необходимо руководствоваться следующими положениями.
Не могут быть задержаны:
· Президент Российской Федерации (ст. 91 Конституции РФ);
· глава представительства или член дипломатического представительства (ст. 29 Венской Конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.);
· консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст. 25 Положения о дипломатических и консульскихпредставительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 г.)
· Не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления) член Совета Федерации и депутат Государственной Думы Федерального Собрания, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий.
Если фактическое задержание было применено в отношении лица, обладающего депутатской, дипломатической или иной неприкосновенностью, то задержание длится до установления их личности:
· предъявления дипломатической или консульской карточки,
· служебного удостоверения или иных документов о том, что их владельцы обладают той или иной неприкосновенностью.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, федеральный судья, задержанные по подозрению в совершении преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности, кроме случаев задержания на месте преступления (ст. 449 УПК).
Основания для задержания:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, если это лицо:
· пыталось скрыться;
· либо не имеет постоянного места жительства;
· либо не установлена его личность;
· либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Для принятия решения о задержании должны быть произведены неотложные следственные действия, направленные на проверку сведений об основаниях задержания и установления мотивов задержания. Факт нахождения лица на месте преступления не всегда означает, что данное лицо совершило преступление. И не всякий побег с места преступления свидетельствует о его совершении убегающим. Задержание по одному лишь факту нахождения лица на месте преступления или побега с места его совершения без установления причинно-следственных связей между этими действиями и общественно опасными последствиями может оказаться незаконным и необоснованным.
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменной форме в течение двенадцати часов с момента задержания (ч. 3 ст. 92 УПК). Дознаватель, следователь или прокурор не позднее двенадцати часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому (ч. 1 ст. 96 УПК). При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части (ч. 2 ст. 96 УПК). Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то не позднее двенадцати часов с момента задержания об этом уведомляется посольство или консульство этого государства (ч. 3 ст. 96 УПК).
При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания, с санкции прокурора уведомление может не производиться, кроме случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК). В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК).
Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Лицо подлежит освобождению:
· не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
· отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
· задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК об основаниях задержания (ч. 1 ст. 94 УПК).
По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил принятие окончательного решения об избрании меры пресечения. Отложение принятия окончательного решения по ходатайству стороны возможно на срок не более чем семьдесят два часа для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания (ч.7 ст. 108 УПК).
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит по истечении сорока восьми часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора (ч. 3 ст. 94 УПК).
Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого постановления или определения выдается подозреваемому при его освобождении. При освобождении задержанного ему выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, основания, место, дата и время задержания, основания, дата и время освобождения (ч. 4, 5 ст. 94 УПК).
61. Меры пресечения: сущность, основания для избрания, обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения. Отмена или изменение мер пресечения.
Меры пресечения - это предусмотренные законом средства воздействия на обвиняемого, подозреваемого для обеспечения надлежащего поведения при производстве по уголовному делу.
Избрание меры пресечения - это "принятие дознавателем, следователем, прокурором, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого" (п. 13 ст. 5 УПК).
Применение меры пресечения - это "процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения" (п. 29 ст. 5 УПК).
Мера пресечения, как правило, избирается в отношении обвиняемого. В исключительных случаях при наличии оснований и с учетом соответствующих обстоятельств, мера пресечения может быть избрана подозреваемому (ст. 100 УПК). При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, - в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения немедленно отменяется.
Меру пресечения избирает дознаватель, следователь, прокурор, а также суд при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:
1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;
3. может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного процесса, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела;
4. создаст препятствия для исполнения приговора (ст. 97 УПК).
Должны учитываться:
· тяжесть предъявленного обвинения,
· данные о личности обвиняемого,
· его возраст,
· состояние здоровья,
· семейное положение,
· род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК).
Эти обстоятельства необходимо устанавливать для того, чтобы реально оценить возможность лица воспрепятствовать нормальному процессу расследования и рассмотрения уголовного дела.
Решение об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья формулирует в постановлении, а суд - в определении, содержащих указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено (его защитнику или законному представителю - по их просьбе). Одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования этого решения прокурору или в суд в порядке, предусмотренном ст. 123-127 УПК.
Если в ходе дальнейшего расследования будут установлены дополнительные данные, свидетельствующие о неправильности ранее избранной меры пресечения, или в ней отпадает необходимость, она отменяется или изменяется на более строгую или более мягкую. Применение более строгой меры допустимо только в случаях, когда появились новые доказательства того, что лицо совершило более тяжкое деяние, чем то, в связи с которым была ранее избрана мера пресечения, установлены новые эпизоды его преступной деятельности или новые данные, свидетельствующие о его желании воспрепятствовать осуществлению правосудия.
Отмена или изменение:
· Отмена или изменение меры пресечения производятся по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.
· Мера пресечения, избранная прокурором или по его письменному указанию в ходе досудебного производства, может быть отменена или изменена только с согласия прокурора.
· Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом (ч. 3, 4 ст. 110 УПК).