Демократия: понятие и система

Демократия в современном смысле этого понятия означает формально равное участие полноправных граждан в фор" мировании и осуществлении государственной власти. Принцип демократии — это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли.

Признаком современной демократии прежде всего являются политические свободы — идеологический и политический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное право, право петиций. В условиях демократии регулярно проводятся свободные выборы высших государственных органов, т. е. избираемые органы несут политическую ответственность перед избирателями. К участию в выборах допускаются все полноправные граждане и их объединения, за исключением тех, кто преследует цель свержения демократического режима и установления диктатуры, а также иные антиправовые цели.

Принято различать непосредственную (прямую) и представительную формы демократии. Представительной демократией называют осуществление государственной власти демократически избираемыми представителями народа. По существу, представительная демократия — это и есть демократия в современном смысле. В современном демократическом государстве власть осуществляется не народом, а "от имени народа" и формально "для народа", "в интересах народа". Причем демократические выборы — это не прямая демократия, а необходимая предпосылка и процедура представительной демократии.

В демократическом государстве легитимность (рационально-правового типа) обеспечивается представительным характером высших органов государственной власти. "Представительный" не значит обладающий прерогативой нормотворчества. Однако демократия предполагает, что основные нормотвор-ческие (законотворческие) полномочия принадлежат представительным органам. Представительными являются не только коллегиальные, но и единоличные органы государственной власти. Однако между ними есть различие. Единоличный орган (избираемый народом президент) является представителем большинства избирателей, участвовавших в выборах. В коллегиальных же представлены и меньшинства. Правда, и в коллегиальных органах, например парламенте, представители большинства могут игнорировать интересы меньшинства (фактически это вопрос политической культуры общества).

Непосредственная демократия ("прямое народоправие") означает принятие политических решений, непосредственное осуществление государственной власти всей совокупностью Полноправных граждан или их большинством (в данном контексте "народ" — это совокупность полноправных граждан). Такая форма демократии характерна для государства типаантичного полиса (гражданской общины), т. е. для исторически неразвитой государственности республиканской формы при относительно малой численности населения, проживающего на малой территории. Признаком прямой демократии является народное собрание, в котором участвуют все полноправные граждане. Прямая демократия не характерна для современного территориального государства и возможна скорее как форма местного самоуправления.

Элементы прямой демократии сохранились, например, в некоторых швейцарских кантонах (субъектах федерации, федеративного государства), в которых раз в году проводится собрание граждан, имеющих право голоса. Такое собрание открытым голосованием принимает решения по вопросам компетенции кантона и выбирает должностных лиц кантона. Но даже в таких кантонах действуют кантональные парламенты. В других швейцарских кантонах и на уровне федерации существует только представительная и так называемая полупрямая демократия. Последняя означает, во-первых, право на референдум по инициативе народа: правительство представляет народу все намеченные законопроекты, и в случае инициативы определенного числа граждан законопроект или закон, принятый парламентом, но еще не вступивший в силу, выносится на референдум. Во-вторых, "полупрямая демократия" гарантирует права на законодательную и конституционную инициативу народа: население кантона путем сбора необходимого количества подписей может потребовать изменения или отмены существующего закона либо принятия нового закона; также население может потребовать изменения конституции кантона. На уровне федерации действует только право на конституционную инициативу народа.

Политическим режимом [71] государства называется совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть. Иначе говоря, полити­ческий режим отражает степень развития демократии в стране. Демократия (гр. demokratia - народ + власть) - форма государ­ства, власть в котором осуществляется избираемым населением коллегиальным органом. С этой точки зрения все политические режимы делятся на демократические и недемократические [72]. В то же время даже в демократических государствах уровень развития демократии может быть различным. Он зависит от степени пред­ставительства всех слоев населения в выборном органе власти и возможности народа непосредственно влиять на принятие реше­ний органами государственной власти. В конечном счете, демо­кратия складывается из соединения форм непосредственной и представительной демократии. Под непосредственной демократией понимается прямое участие населения в решении вопросов госу­дарственной и общественной жизни (референдум, манифестации, забастовки, петиции и др.). Представительная демократия означа­ет передачу народом части принадлежащей ему власти формиру­емым им органам государственной власти (парламентам, прези­дентам, учредительным собраниям и т.д.). Даже самое демокра­тическое государство[73] строится на принципе сочетания непосред­ственной и представительной демократии.

История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти. Античная демократия - политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении всех прав рабов (по принципу раб - говорящее орудие). Такой режим называется аристократическим (гр. aristokratia - власть лучших в смысле "знати"). Близким по содержанию политическим режимом является олигархический (гр. oligarchic - власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия. Отличие обоих режимов состоит в том, что аристократы обладали властью по наследству, в зависимости от знатности рода, а финансовая олигархия была властью денег, наиболее богатых людей. С развитием общества эти политические режимы были вытеснены более демократическими. Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парла­ментской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного изби­рательного права. Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим (лат. liberalis - свободный). Данный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либераль­ное государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности, дает простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

Таким образом, экономическую основу либерализма состав­ляет частная собственность. Государство освобождает производи­телей от своей опеки и прямо не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На позд­них стадиях либерализма государственное вмешательство в эконо­мические и социальные процессы приобретает обществен­но-ориентированный характер, что обусловливается многими факторами: необходимостью рационально распределять экономи­ческие ресурсы, решать экологические проблемы, участвовать в мировом разделении труда, предотвращении международных кон­фликтов и т. д.

Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы, создает специальные про­цедуры учета этих интересов. Плюрализм и, прежде всего, многопар­тийность - необходимые атрибуты либерального общества. Кроме того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клу­бов, объединяющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессио­нальные, религиозные, социальные, бытовые, местные, националь­ные интересы и потребности. Эти объединения составляют фунда­мент гражданского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной властью, которая обычно склонна к навязы­ванию своих решений и даже к злоупотреблению своими возможно­стями.

При либерализме государственная власть формируется пу­тем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государ­ственного управления производится на основе принципа разделе­ния властей. Система "сдержек и противовесов" способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государ­ственные решения принимаются большинством голосов.

В государственном управлении используется децентрализа­ция: центральная власть берет на себя решение только тех вопро­сов, которые не может решить местная власть.

Разумеется, не следует апологизировать либеральный ре­жим, т. к. и он имеет свои проблемы, главные среди них - социаль­ная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использо­вание этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономическо­го и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным со­знанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: