Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий землетрясений

Землетрясением называются подземные толчки, вертикальные и горизонтальные колебания и смещения земной поверхности, вызванные тектоническими, вулканическими или обвальными процессами. Любое землетрясение – это мгновенное высвобождение энергии за счет образования разрыва горных пород, возникающего в некотором объеме, называемом очагом землетрясения. Деформация, возникающая скачкообразно, излучает упругие волны. Объем деформируемых пород играет важную роль, определяя силу сейсмического толчка и выделившуюся энергию. Землетрясение является сложным и пространственно-неоднородным геофизическим явлением. По глубине фокуса (центра очага в глубине) выделяют: мелкофокусные (0-70 км), среднефокусные (70-300 км) и глубокофокусные (300-700 км) землетрясения.

Эпицентром землетрясения называют проекцию фокуса (гипоцентра) на поверхность Земли. Зона сильных колебаний и значительных разрушений на поверхности при землетрясении называется плейстосейстовой зоной.

Очаг землетрясения характеризуется интенсивностью сейсмического эффекта, выражаемого в сейсмических баллах и магнитудах.

Оценка в сейсмических баллах – шкала Меркалли (ММ), принятая на западе и в США, а также шкала Медведева – Шпонхойера – Карника (MSK-64), принятая в России. И та и другая 12-балльная, и между ними имеется прямая корреляция.

Согласно шкале MSK-64, принята следующая градация землетрясений:

- I-III балла – слабые землетрясения;

- IV-V баллов – ощутимые землетрясения;

- VI-VII баллов – сильные землетрясения (разрушаются ветхие постройки);

- VIII баллов – разрушительные землетрясения (частично разрушаются прочные здания, падают фабричные трубы);

- IX баллов – опустошительные землетрясения (разрушается большинство зданий);

- X баллов – уничтожающие землетрясения (разрушаются мосты, возникают оползни и обвалы);

- XI баллов – катастрофические землетрясения (разрушаются все сооружения, изменяется ландшафт);

- XII баллов – губительные катастрофы (вызывают изменения рельефа местности на значительной территории).

Для измерения сейсмического эффекта также существует шкала Чарльза Ф. Рихтера, основу которой составляют измерения в магнитудах. Магнитуда – десятичный логарифм отношения максимальных амплитуд сейсмических волн данного землетрясения к амплитуде волн некоего стандартного землетрясения.

Землетрясения силой XI-XII баллов по шкале MSK-64 соответствуют землетрясениям силой 8,5-8,9 магнитуд.

Медико-тактическая обстановка в зоне землетрясения определяется как совокупность факторов (параметров), оказывающих прямое или косвенное влияние на организацию медико-санитарного обеспечения населения в ней.

Определяющими показателями являются: величина, структура и динамика санитарных потерь населения в зоне землетрясения.

В формировании этих показателей значительная роль отводится следующим факторам:

- сила землетрясения и его продолжительность;

- плотность населения;

- психологическая готовность населения и степень его подготовки к действиям в условиях землетрясения;

-исходное геофизическое состояние территории (зоны) землетрясения (рельеф местности, водоемы и пр.);

- техногенная и социально-бытовая инфраструктура зоны землетрясения.

На организацию лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) населения, как уже отмечалось, решающее влияние окажут величина, структура санитарных потерь и динамика их формирования.

Во многом организация ЛЭО будет зависеть от степени сохранения техногенной и социально-бытовой инфраструктуры территории, в том числе существовавшей до землетрясения инфраструктуры здравоохранения.

Необходимо также отметить, что наряду с травматическими повреждениями, преобладающими в структуре санитарных потерь и имеющих различную количественную и качественную характеристику в зависимости от силы и продолжительности землетрясения, большинство вовлеченного в катастрофу населения, будет нуждаться в оказании медико-психологической помощи.

Для оказания пораженным при землетрясении первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи используются все лечебно-про­филактические учреждения, находящиеся на административной территории, на кото­рой возникло землетрясение, независимо от их ведомственной принадлежности.

Опыт оказания пораженным доврачебной, первой врачебной и квалифицирован­ной медицинской помощи при землетрясениях показал, что практически не было слу­чая, когда формирование или учреждение, участвовавшее в ликвидации медико-сани­тарных последствий землетрясения, выполняло лишь регламентированные мероприя­тия одного вида медицинской помощи. Так, врачебно-сестринские бригады и брига­ды скорой медицинской помощи, как правило, оказывали до врачебную и выполняли некоторые мероприятия первой врачебной помощи; врачебные медицинские пункты в большинстве случаев имели в своем составе хирурга и, наряду с первой врачебной помощью, выполняли некоторые неотложные мероприятия квалифицированной ме­дицинской помощи; лечебные учреждения, принимавшие пострадавших из очага, как правило, оказывали квалифицированную медицинскую помощь и проводили некото­рые мероприятия специализированной медицинской помощи. Очевидно, что данное положение должно учитываться при определении состава и оснащения формирований и учреждений службы медицины катастроф.

Формирования службы медицины катастроф территориального или ведомствен­ного здравоохранения, развертывающиеся в зоне землетрясения, независимо от их со­става и оснащения в большинстве случаев оказывают пораженным первую врачебную и выполняют некоторые мероприятия квалифицированной медицинской помощи.

При планировании и выполнении лечебно-эвакуационных мероприятий при ли­квидации медико-санитарных последствий землетрясений интенсивностью 5 баллов следует учитывать следующие положения:

- большинство жителей данного населенного пункта от землетрясения не по­страдает и сможет (при соответствующей подготовительной работе и органи­зации) принять участие в спасательных работах и прежде всего - в оказании пострадавшим первой медицинской помощи;

- 88-100% зданий (в том числе и зданий, в которых размещены различные ме­дицинские учреждения) серьезных разрушений и повреждений не получат;

- большинство лечебно-профилактических учреждений сохранят работоспо­собность;

пострадавшие, нуждающиеся в медицинской помощи, обратятся за ней в ближайшее время после землетрясения;

- при землетрясении в 5 баллов немногочисленные пострадавшие, как прави­ло, не будут нуждаться в трудоемких мероприятиях первой врачебной, ква­лифицированной медицинской помощи и в госпитализации;

При землетрясении интенсивностью 6 баллов за медицинской помощью мо­гут обратиться примерно 1,5% жителей населенного пункта.

Таким образом, если при ликвидации медико-санитарных последствий земле­трясений интенсивностью 5 баллов в большинстве случаев представляется возмож­ным сохранить организацию лечебно-профилактического обеспечения, существую­щего в обычных условиях, то при 6-балльном землетрясении может возникнуть необ­ходимость в организации и выполнении ряда дополнительных лечебно-эвакуацион­ных мероприятий за счет сил и средств СМК территориаль­ного уровня.

К таким мероприятиям относятся:

- оказание части пострадавших первой медицинской помощи на месте пораже­ния и их эвакуация до ближайших медицинских учреждений;

- оказание пораженным (в соответствии с обстановкой) первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи;

- развертывание дополнительных госпитальных коек соответствующего про­филя в имеющихся стационарных лечебных учреждениях или организация эвакуации пораженных, нуждающихся в том или ином виде специализиро­ванной медицинской помощи, за пределы данного населенного пункта (зоны землетрясения);

- организация управления эвакуацией пораженных от мест поражения и мест сбора пострадавших до стационарных ле­чебных учреждений.

При землетрясении в 7-8 баллов принципиальные положения организации ле­чебно-эвакуационного обеспечения, характерные для землетрясения в 6 баллов, со­храняют свою справедливость, вместе с тем имеются и существенные особенности.

Различные травмы, вплоть до смертельных, при землетрясении в 7 баллов получа­ет каждый 7-10-й житель, а в 8 баллов - каждый 3-4 житель. В этих условиях едва ли представляется возможным привлечь к оказанию первой меди­цинской помощи значительную часть жителей, не пострадавших при землетрясении. По сравнению с землетрясением в 6 баллов, за медицинской помощью при 7-балльном землетрясении могут обращаться в 4-7 раз, а при 8-балльном - в 9-10 раз больше пораженных. При землетрясении в 7 баллов более 3% всех пораженных бу­дут нуждаться в комплексной противошоковой терапии. Резко возрастает потреб­ность в госпитальных койках: при землетрясении в 7 баллов она составит 2,42%, а при 8-балльном - 4,48%.

Все пораженные при землетрясении в 7 баллов и большинство при.8-балльном будут находиться вне завалов. В первом случае санитарные потери могут составить около 13% численности населения, а во втором - 23%, в связи, с чем возникает необ­ходимость в одномоментном оказании медицинской помощи большому числу пора­женных. Для решения этой задачи будет необходимо оперативно привлечь к выпол­нению лечебно-эвакуационных мероприятий значительные силы и средства террито­риального, регионального, а иногда и федерального уровней. Обстановка позволит развернуть медицинские формирования, прибывшие в зону землетрясения, непосред­ственно в очаге землетрясения - в зданиях и сооружениях, получивших 1-ю и 2-ю степени разрушения.

Несмотря на то, что, по сравнению с последствиями 8-балльных землетрясений, санитарные потери населения при землетрясении в 9-10 баллов увеличиваются лишь на 15%, а при 11 и 12 баллах (в городах разного типа) даже уменьшаются соответст­венно на 15-22% и 35-50%, условия лечебно-эвакуационного обеспечения последствий таких землетрясений будут значительно более сложными. В частности, первую меди­цинскую помощь в порядке само- и взаимопомощи сможет получить лишь неболь­шая часть пораженных.

Общие потери населения при землетрясениях в 9-12 баллов могут достигать 55-81% от численности населения. В структуре санитарных потерь 65-80% - травмы тяжелой и средней степени тяжести. Эти данные убедительно доказы­вают, что первая медицинская помощь основной части пораженных будет оказана лишь личным составом аварийно-спасательных формирований или населением, при­бывшим из других населенных пунктов, находящихся вне зоны землетрясения.

При наиболее вероятных для России землетрясениях интенсивностью 9-10 бал­лов 50-70% пораженных потребуют оказания медицинской помощи одномоментно или в короткие сроки.

По опыту ликвидации последствий землетрясений система оказания пораженным первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи с привлечением необходимых для этого сил и средств создается в течение 1-2 суток.

Очевидно, что при землетрясении интенсивностью до 9 баллов и более лечебно-профилактические учреждения, расположенные в зоне землетрясения, будут уничто­жены или потеряют работоспособность. Возникает необходимость выдвижения фор­мирований СМК территориального, регионального и федерального уровней и их развертывания в зоне землетрясения для оказания первой вра­чебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражен­ным и их госпитального лечения в лечебных учреждениях, расположенных на значи­тельном удалении от зоны землетрясения, привлечения воздушного транспорта для эвакуации пораженных. При эвакуации пострадавших, как из очага землетрясения, так и между этапами медицинской эвакуации надо учитывать следующие положения: - вблизи всех медицинских пунктов и лечебных учреждений, предназначенных для пострадавших, следует оборудовать посадочные площадки для вертолетов;

- на площадке для вертолетов, если она находится на удалении от лечебного учреждения, и на аэродроме должен быть развернут медицинский пункт (эва­куационный приемник);

- при эвакуации пострадавших на автомобильном транспорте на путях эвакуа­ции следует организовать медицинские распределительные пункты;

- особое внимание должно быть обращено на организацию сопровождения эвакуируемых пострадавших.

Для обеспечения четкой медицинской эвакуации пораженных необходимо:

- перед погрузкой пораженных в транспортные средства в очаге землетрясения проводить контроль их состояния и выполнения необходимых неотложных мероприятий медицинской помощи;

- на путях эвакуации из очага до первого этапа медицинской эвакуации созда­вать медицинские регулировочные (распределительные) пункты, которые должны обеспечивать оказание нуждающимся неотложной медицинской по­мощи (как правило, в объеме первой медицинской или доврачебной помощи) и определять направления движения транспортных средств с пораженными;

- в местах ожидания эвакуации групп пораженных (аэродромы, посадочные пло­щадки, пристани, пункты сбора при эвакуации колоннами автомобильного транспорта) развертывать эвакуационные приемники, которые должны, как правило, обеспечивать оказание нуждающимся первой врачебной помощи;

- для обеспечения эвакуации пораженных в лечебные учреждения госпитального типа, расположенные на значительном удалении от очага землетрясения, необхо­димо организовать четкую диспетчерскую службу и медицинское сопровождение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: