double arrow

Изучение и использование передового опыта

1

Передовой опыт — один из самых доступных практике источ­ников новых идей, подходов и технологий. Поэтому чаще всего педагогический и социально-педагогический поиск строится на основе или под непосредственным влиянием конкретного пере­дового опыта. Поскольку эффективно заимствовать его возможно только творчески, то освоение опыта превращается в его перера­ботку, модификацию, по существу, в процесс выработки на ос­нове известного образца своего, авторского варианта. В таком слу­чае вполне правомерно считать его изучение и использование са­мостоятельной методикой исследования.

Научное изучение, анализ и обобщение опыта служат различ­ным исследовательским целям:

- выявлению существующего уров­ня решения образовательных, воспитательных, социально-про­филактических и иных задач,

- узких мест и конфликтов, возникающих в практике,

- изучению доступности и эффективности науч­ных рекомендаций,

- выявлению элементов нового, рационально­го, рождающегося в каждодневном творческом поиске передовых коллективов и работников.

Предметом изучения при использова­нии указанного метода может быть опыт массовый (для выявле­ния ведущих тенденций), опыт отрицательный (для выявления характерных недостатков и ошибок, на которых, как известно, надлежит учиться), но особое значение имеет изучение передово­го опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, стано­вятся достоянием науки и практики крупицы нового, оригиналь­ные идеи и замыслы, эффективные сочетания методов, новые формы организации обучения и воспитания.

Есть все основания выделить из всего комплекса источников и условий перестройки образования и воспитания именно передо­вой опыт и сосредоточить внимание на способах его изучения и использования.

Вызвано это тем, что в передовом опыте нащупываются и вскрываются болевые точки практики, рождаются практические проекты назревающих преобразований, и в этом смысле он ока­зывается незаменимым как ориентир для массовой практики. Из­вестно, далее, что педагогическая наука зачастую не успевает до­статочно оперативно откликнуться на запросы практики, и жи­вой опыт мастеров и новаторов оказывается наиболее оператив­ным способом решения острых практических вопросов. Наконец, известно, что сами рекомендации науки в силу ряда причин вне­дряются непросто. Живой опыт, пример коллег отличается на­глядностью, его легче заимствовать, распространять, он более инструментален, его результаты наглядны и осязаемы. Поэтому научные рекомендации лучше идут в массовую практику, будучи освоены сначала в передовом опыте.

Какой же опыт мы вправе квалифицировать как передовой? По качественной характеристике передовой опыт не только про­тивопоставляется отрицательному, но и не совпадает полностью с наиболее близким ему опытом положительным.




Положительный опытэто опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие совре­менным требованиям. Этот опыт, как правило, опережает тот уро­вень, который достигнут в массовой практике.

Передовой опытэто опыт, реализующий прогрессивные тен­денции развития воспитания и социальной помощи, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкрет­ных условиях и ситуациях результатов.

Хотя для изучения и рас­пространения передового опыта сделано немало, в этой работе остается еще ряд серьезных недостатков. Не создана единая система выявления, регистрации (патентования), хранения и распрос­транения передового опыта.

Не освоена комплексная, целостная процедура его изучения, включающая выявление, описание, анализ, обобщение, истол­кование, коррекцию и распространение.

Слабо раскрываются функциональные и причинно-следственные связи между задача­ми, замыслом, средствами, способами деятельности педагога и воспитанников и достигнутыми результатами.

Недостаточно вы­членяются и показываются объективные связи и закономерно­сти, лежащие в основе достигнутых успехов, связь опыта с пере­довыми идеями современной педагогики, психологии, социоло­гии, теории социальной работы, с одной стороны, и субъектив­ные формы их воплощения, связанные с личностью педагога, — с другой.



Вследствие этого описываются и распространяются от­дельные внешние атрибуты, приемы педагогической деятельно­сти, в лучшем случае система приемов, но не ее ведущие идеи, не педагогическая система в целом.

Не раскрываются психологиче­ские условия и механизмы рождения нового.

Чтобы преодолеть отмеченные недостатки и обеспечить науч­ный подход к организации, выявлению, изучению и распростра­нению передового опыта, полезно положить в основу работы сле­дующие вытекающие из теории и проверенные практикой поло­жения:

1. Изучение и распространение опыта должно вестись на осно­ве современных концепций воспитания, обучения и социальной помощи и предполагать развитое самостоятельное педагогическое мышление руководителей, методистов, учителей, воспитателей, понимающих реальные потребности конкретного образовательного учреждения и его готовность к восприятию и творческой перера­ботке опыта.

2. Распространять и внедрять нужно, следуя К. Д. Ушинскому, не сам опыт, а прежде всего идею, мысль, извлеченную из опыта, подходы, закономерности. Набор же приемов и методов, использу­емых в передовом опыте, должен органически вытекать из идеи, замысла и использоваться творчески, с учетом накопленного опы­та, возможностей, стиля работы перенимающего опыт субъекта. Возможно, добавим мы, вычленить и передать (или позаимствовать) технологию, т. е. структурированную систему действий и операций, если она оказывается пригодной для иных условий. Для этого нужно овладеть методикой выявления, описания, анализа и обобщения опыта.

3. Передовой опыт должен изучаться и распространяться комп­лексно, с учетом запросов конкретного адресата, реальных про­блем и задач, условий региона и микрорайона, подготовленности кадров. Новые приемы, частные усовершенствования должны орга­нически вписываться в сложившуюся систему работ, усиливать и совершенствовать ее. Если же речь идет о замене малоэффективных систем новыми, то внедрению подлежит логически обоснованная целостная система, охватывающая и цели, и идеи, и содержание, и средства педагогической деятельности. Именно в этом смысле А.С.Макаренко говорил об «индукции цельного опыта», который должен быть основанием для «советского педагогического закона».

4. Введение нового эффективно тогда, когда эта работа стиму­лирует творческую деятельность как воспитателей, так и воспи­танников, когда возникает коллективный поиск, вынашивается и рождается свой, авторский вариант нововведения.

Необходимо иметь в виду, что понятие «передовой опыт» имеет не только абсолютный, но и относительный смысл. То, что давно освоено одним коллективом, может быть перспективным, передо­вым для другого. Нужно учитывать при внедрении актуальные (се­годняшние) и перспективные возможности коллектива и отдельных его членов, обеспечивая при необходимости поэтапное и вариатив­ное внедрение нового, дифференцировать цели обращения к опыту: инициирование творчества в коллективе, заимствование идеи, ис­пользование технологии, комплексное использование опыта и др.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
1

Сейчас читают про: