Освоение опыта должно идти поэтапно

На первом этапе проводится изучение обстановки, условий окружающей среды, характера и результативности взаимодействия институтов воспи­тания, потенциальных возможностей всех субъектов воспитания. Ведется диагностическая работа с целью выявления потребности в обновлении или совершенствовании педагогического процесса. Выясняется, что получается либо хорошо, либо недостаточно хо­рошо, либо совсем не получается. На этой основе осуществляется нацеленный поиск передового опыта.

На втором этапе руководитель работы принимает меры для ознакомления коллектива, а если нужно, родителей и обще­ственности с передовым опытом, с его теоретическими основа­ми, ведущими идеями и технологиями, выясняется близость идей и технологий, заложенных в опыте, стремлениям, потребностям, возможностям коллектива и отдельных исполнителей. Очень же­лательно ознакомление с таким опытом в действии, в его нагляд­но представленном виде.

На третьем этапе проводятся поиск и отработка наиболее приемлемых вариантов использования, чужой опыт адаптируется к конкретным условиям, вливается в работающую систему, в той или иной степени перестраивая ее, служит источником созида­ния нового опыта. На этом этапе необходимы диагностика, вни­мательное наблюдение за результатами, их обсуждение, а в слу­чае надобности — корректировка. Принимается решение о расширении (или, напротив, свертывании) процесса, вырабатыва­ются рекомендации по дальнейшему ведению работы.

Очень полезно сравнивать поэтапно получаемые результаты с результатами творцов опыта и анализировать причины как успе­хов, так и неудач.

В заключение подчеркнем весьма значимые функции передо­вого опыта в процессе психолого-педагогического исследования.

Прежде всего, передовой опыт, особенно при его соотнесении и сопоставлении с массовым, служит источником выявления про­тиворечивых моментов в развитии практики, ее «точек роста», служит источником выявления научной проблематики.

Передовой опыт, далее, — это фактор постоянной и действен­ной связи теории с практикой. Именно через него происходит наиболее эффективное и быстрое продвижение достижений на­уки в массовую практику. Передовой опыт, воплощая перспек­тивные научные идеи, материализует их, делает зримыми, конк­ретными, привлекательными.

Немаловажно и то, что передовой опыт, достигнутые в нем результаты служат средством убеждения и переубеждения не только работников сферы образования, но и более широкой обществен­ности, работников государственного аппарата, средством подго­товки общественного мнения, создает своего рода «внедренче­ский фон» для продвижения разрабатываемых новаций в практи­ку. Эту функцию никак нельзя недооценивать, учитывая реаль­ный консерватизм, силу инерции нашего общества относительно решения проблем образования, воспитания и развития личности.

Передовой опыт — основа реальных исследовательских проек­тов, способов их проверки, он во многом определяет содержание рекомендаций по совершенствованию практической работы.

Сложность связей между элементами педагогической системы, их взаимодействие и взаимовлияние, возможности перестройки и рационализации всех элементов и отношений педагогической си­стемы на нынешнем этапе развития общественных наук слабо поддаются точному расчету и прогнозированию. Поэтому ни мо­делирование, ни эксперимент, ни опытная работа, способствую­щие решению конкретных задач исследования, не могут сами по себе дать целостных, обобщающих и достаточно надежных резуль­татов. Их в состоянии дать только опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow