Развитие воображения учащихся через образную подачу материала

Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения иди весь расчет делался на мыслительную деятельность.

Способствовал ли урок развитию личности школьника и детской психики коллектива в целом.

Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувствами каждого ученика, педагогический такт учителя.

ПАМЯТКА - АЛГОРИТМ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА УРОКА[7]

I Каков был замысел, план урока и почему?

1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как он работает на последующие уроки, темы, разделы? Как были учтены особенности урока, его специфика? Как был определен тип урока и почему?

2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?

3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

4. Почему была избрана именно такая структура урока?

5. Обоснование хода урока, деятельность учителя и учащихся. Почему был
сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?

6. Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные). Как осуществлялась экономия времени?

II Были ли отклонения от этого плана в ходе урока, если да, то почему?

III. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи

урока и избежать при этом перегрузки учащихся?

Самооценка урока.

IV. Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?

V. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

2. ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ

Целью наблюдения и последующего анализа особенностей работы школьников является разработка путей личностно-ориентированного подхода к развитию способностей школьников и оказанию педагогической поддержки в этом процессе, отработка навыков у студентов для определения типов художественной активности младших школьников и отражение её на становлении индивидуального стиля художественной деятельности.

Программа наблюдения за протеканием художественной деятельности школьников разной степени поведенческой активности [8]

Приложение 3.

№ блока Этапы, компоненты деятельности, особенности её протекания Высокая Средняя Слабая Малая
I. Включение в деятельность
  а) сразу        
  б) медленно, через ряд посторонних действий: разговоры, отвлечения;        
  в) постепенно, через организацию условий для предстоящей работы;        
II. Темп деятельности
  а) быстрый – ровный;        
  б) быстрый, торопливый с небрежными движениями;        
  в) медленный, с остановками;        
  г)медленный – ровный;        
  д) разный темп        
III. Факторы, обусловливающие протекание художественной деятельности
1.Сосредоточенность: а) погружается полностью в работу;        
б) редкие отвлечения, мало влияющие на протекание деятельности;        
в) частые отвлечения;        
2.Внимание к собственному произведению в процессе его создания: а) периодически охватывает взглядом всю композицию;        
б) внимание сосредоточено на объекте, изображаемом в данный момент        
в) рассматривает отдельные части композиции.        
3.Факторы, стимулирующие творческий процесс: а) взгляд учителя;        
б) жест учителя, включающий тактильные действия;        
в) слово учителя:        
- одобрение;        
- сравнение с другими;        
- подбадривание;        
- сожаление;        
- удивление;        
- восхищение.        
г) практические действия учителя:        
оказание практической помощи;        
подача дополнительных материалов, замена их.        
4. Характер движений руки школьника: а) резкие, импульсивные;        
б) быстрые, смелые, уверенные;        
в) медленные, неторопливые, осторожные;        
г) вялые, ленивые;        
д) робкие, боязливые.        
5. Обращение с художественными материалами: а) бережное, аккуратное, в связи с экономией художественных материалов; или робостью, вызванной их эмоциональным воздействием.        
  б) небрежное, торопливое в связи с творческим подъѐмом; нежеланием работать; плохим настроением;        
IV блок. «Выход из деятельности». Завершение работы.
1. Прекращение изобразительных действий а) действия завершаются сразу после предложения учителя, даже если работа не закончена;        
б) действия прекращаются, т. к. работа закончена;        
в) завершаются нехотя, с желанием дальнейшей доработки;        
г) действия продолжаются на перемене.        
2. Степень завершённости композиции: а) композиция завершена полностью;        
б) композиция завершена не полностью в связи с проработкой деталей; завершением деятельности по какой-либо причине (огорчение от неудачи, каприз, плохое настроение, возбуждѐнное состояние и т. д.).        
3. Оценка результатов собственного творчества: а) завышенная;        
б) заниженная;        
в) адекватная.        

Данная программа, сведённая в определённую таблицу, даёт возможность наблюдения за протеканием художественной деятельности младших школьников с разной степенью активности.

Динамические особенности личности, определяющие своеобразие художественной деятельности с точки зрения скорости её выполнения и интенсивности наполнения специальными действиями мы понимаем как индивидуальный стиль художественной деятельности. В одних и тех же условиях одни и те же действия разными людьми выполняются при помощи различного характера движений, при индивидуальных свойствах скелетно-мышечной и нервной системы существует специфический оптимальный состав движений, необходимых для достижения цели действия. Он и является одной из характеристик индивидуального стиля моторной активности.

Педагогическая практика показывает, что коллектив класса складывается из учащихся разной степени активности, которая влияет на положение ребёнка в группе, на отношении к нему сверстников, на его позицию к учёбе, к себе, к одноклассникам, к учителям и т. д.

В рисунках школьники высокой степени активности используют экспрессивные линии, хаотично располагая их на плоскости. Присутствуют широкие линии, густые графические пятна, большие формы. Эти особенности являются главными выразительными свойствами рисунков детей данной степени активности.

В рисунках детей средней степени активности также встречаются широкие линии, но чаще в сочетании с пластикой линий волнистых. Часто можно увидеть линии разной толщины. Наблюдается стремление к ритмическому объединению композиции какими-то элементами.

Школьники малой степени активности, как правило, рисуют уверенно, неторопливо, усердно нажимая на графический материал. Используют сочетание коротких линий и линий средней длины. Рисунки отличает завершённость изобразительной формы, её конкретность. Все элементы композиции дети стараются связать между собой.

Рисунки детей слабой степени активности отличает неуверенность в изображении. Она фиксируется в использовании прерывистых линий, часто робком нажиме на графический инструмент или материал. От этого изображение получается бледным, имеет облегчённый характер. Графические пятна составляются дробными структурами, в результате чего, форма обретает прозрачный вид. Изображения бывают мелкими, наблюдается стремление в прорисовке деталей.

Разная степень активности поведения школьников проецируются не только на художественную выразительность рисунков, но и на характер осуществления творческой деятельности, а рисунки детей в определённой степени являются характеристикой их поведенческой активности.


3. АНАЛИЗ РИСУНКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: