Утверждаю. Проректор по образовательной политике

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Энергетика»,

профиля «Машиностроение и материалообработка»,

профиля «Металлургия», профиля «Транспорт»,

профиля «Информатика и вычислительная техника».

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Физика ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 40 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Авторы: канд. физ.-мат. наук, доц. С.В. Анахов
  доктор физ.-мат. наук, проф. А.Д. Ивлиев
     
Рецензент: доктор физ.-мат. наук, профессор И.Г. Коршунов

Одобрена на заседании кафедры общей физики. Протокол от 25 января

2012 г. № 5.

Заведующий кафедрой общей физики   А.С. Борухович

Рекомендована к печати методической комиссией Института электроэнергетики и информатики РГППУ. Протокол от 13 февраля 2012 г. № 6.

Зам. председателя методической комиссии ЭлИн   А.А. Карпов
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
И.о. директора ЭлИн   А.А. Карасик

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Анахов С.В., Ивлиев А.Д., 2012.

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Значение курса общей физики в высшем образовании определено ролью науки в жизни современного общества. Наряду с освоением знаний о конкретных экспериментальных фактах, законах, теориях в настоящее время учебная дисциплина «Физика» приобрела исключительное гносеологическое значение. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента. Поэтому программа дисциплины «Физика» сформирована таким образом, чтобы дать студентам представление об основных разделах физики, познакомить их с наиболее важными экспериментальными и теоретическими результатами. Эта дисциплина проводит демаркацию между научным и антинаучным подходом в изучении окружающего мира, учит строить физические модели происходящего и устанавливать связь между явлениями, прививает понимание причинно-следственной связи между явлениями. Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, дисциплина «Физика» является идеальной для решения этой задачи, формируя у студентов подлинно научное мировоззрение.

Физика создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывает фундамент последующего обучения в магистратуре, аспирантуре. Она даёт цельное представление о физических законах окружающего мира в их единстве и взаимосвязи, вооружает бакалавров необходимыми знаниями для решения научно-технических задач в теоретических и прикладных аспектах.

Дисциплина «Физика», входящая в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин в государственных образовательных стандартах 3-го поколения, предназначена для ознакомления студентов с современной физической картиной мира, приобретения навыков экспериментального исследования физических явлений и процессов, изучения теоретических методов анализа физических явлений, обучения грамотному применению положений фундаментальной физики к научному анализу ситуаций, с которыми инженеру приходится сталкиваться при создании новой техники и технологий, а также выработки у студентов основ естественнонаучного мировоззрения и ознакомления с историей развития физики и основных её открытий.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Математический и естественнонаучный цикл.

Приступая к изучению дисциплины «Физика», студент должен знать физику в пределах программы средней школы (как минимум – на базовом уровне). Требования к математической подготовке студента, безусловно предполагающие знание школьного курса математики, оказываются более высокими.

Для усвоения теоретического материала студентам необходимо знание следующих разделов из курса математики:

элементы векторной алгебры; ряды; дифференциальное исчисление (производная, дифференциал); неопределенный и определенный интеграл; дифференциальные уравнения I и II порядка.

Знания, полученные студентами при изучении курса "Физика", будут использованы ими при освоении курсов "Теоретическая и прикладная механика", "Сопротивление материалов", "Электротехнические материалы", "Метрология и электрические измерения", "Теоретические основы электротехники", "Промышленная электроника", "Основы теплоэнергетики", "Материаловедение", "Металловедение и термическая обработка",

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

иметь целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-14);

владеть способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОК-16);

владеть готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17);

владеть культурой мышления и технологией научного исследования, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-18,19).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);

готовностью к участию в исследованиях проблем возникающих в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);

готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);

готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14).

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· основные физические явления и основные законы физики; границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях;

· основные физические величины и физические константы, их определение, смысл, способы и единицы их измерения;

· фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки;

· назначение и принципы действия важнейших физических приборов.

Уметь:

· объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий;

· указать, какие законы описывают данное явление или эффект;

· истолковывать смысл физических величин и понятий;

· записывать уравнения для физических величин в системе СИ;

· работать с приборами и оборудованием современной физической лаборатории;

· использовать различные методики физических измерений и обработки экспериментальных данных;

· использовать методы адекватного физического и математического моделирования, а также применять методы физико-математического анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· Использования основных общефизических законов и принципов в важнейших практических приложениях;

· применения основных методов физико-математического анализа для решения естественнонаучных задач;

· правильной эксплуатации основных приборов и оборудования современной физической лаборатории;

· обработки и интерпретирования результатов эксперимента;

· использования методов физического моделирования в инженерной практике.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Используемые формы обучения: лекции, практические и лабораторные занятия.

Цели лекционных занятий: дать студентам основные теоретические положения курса, раскрыть связь теории с практикой, показать необходимость знания и использования математического аппарата для описания физических законов и процессов, а также при решении физических задач.

Цели практических занятий: научить студентов пользоваться основными физическими понятиями, законами физики, математическим аппаратом при решении задач, сформировать умение применять теоретический материал на практике.

Цели лабораторных занятий: на практике ознакомить студентов с проявлениями физических законов в природе и технике; сформировать у них экспериментальные, измерительные, графические и вычислительные умения в процессе работы с лабораторной и промышленной измерительной техникой, научить их правильно обрабатывать результаты измерений и представлять наглядно эти результаты в виде таблиц и графиков.

Виды деятельности обучаемых: самостоятельная и аудиторная работа, работа со справочной литературой, реферирование. Самостоятельная работа включает в себя выполнение домашних заданий, подготовку к практическим занятиям и лабораторным работам, оформление отчетов к лабораторным работам.

Текущий контроль успеваемости (контрольные работы или тестирование) для студентов очной формы обучения выполняется во время практических занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: