Бюджетно-налоговая система Республики Беларусь

Бюджет — это ос­новной финансовый план формирования и использования де­нежных средств для обеспечения функций государственных ор­ганов, экономического и социального развития страны или со­ответствующих административно-территориальных единиц.

Согласно Конституции Рес­публики Беларусь (ст. 133), «бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых за­коном, других обязательных платежей, а также иных поступ­лений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут соз­даваться внебюджетные фонды». Основными функциями бюд­жета являются: перераспределение ВВП, государственное регу­лирование и стимулирование экономики, финансовое обеспече­ние социальной политики.

Основными целями совершенствования бюджетной системы являются:

- обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы, концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при од­новременном сокращении неэффективных расходов;

- консолидация в бюджете всех государственных ресурсов, в частности целевых бюджетных фондов, отказ от их целевого статуса;

- упорядочение субсидирования секторов экономики, сок­ращение объема субсидий и льгот;

Экономической базой и инструментом финансовой полити­ки государства являются налоги. В современных условиях налоги выполняют две ос­новные функции: фискальную и экономическую (регулирую­щую и распределительную). Фискальная функция является ос­новной в формировании денежных фондов государства. Эконо­мическая функция предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохо­да, влияния на реальный процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста экономики.

Совокуп­ность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принци­пы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, обра­зуют налоговую систему.

В организационном плане все налоги, отчисления и сборы (имеющие форму налогов), подразделяются на три группы: пла­тежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (ра­бот, услуг) по факту ее получения (косвенные налоги); платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг); плате­жи, уплачиваемые из балансовой прибыли (налоги на недвижи­мость, на прибыль с товарооборота, на доходы).

Главой государства 15.10.2010 г. подписан Закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс», в соответствии с которым плательщики при осуществлении обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (на прибыль, акцизы, НДС, экологический, земельный, на недвижимость, социальные платеже), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций. С учетом взносов в ФСЗН количество платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций – 15. В настоящее время в год вносится 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: