1. Раскройте роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью. Как ребенок овладевает этой ведущей деятельностью?
2. Подберите методики для диагностики детей раннего возраста.
3. Охарактеризуйте особенности появления и проявления кризиса трех лет. Дайте психологический анализ кризиса трех лет, предложенный Л.С. Выготским.
4. Изучите основные подходы к характеристике раннего детства Л.С. Выготского (Л. С. Выготский. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999. - С. 146—185.)
5. Изучите отношение ребенка к себе в период кризиса трех лет; проявления чувства гордости за собственные достижения у детей трех лет— на выбор (см. Диагностические методики).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса трех лет
Подготовка исследования
Подобрать картинки с изображением животных, растений, предметов, составить вопросы для беседы с ребенком по их содержанию.
Проведение исследования
Исследование проводится индивидуально с детьми 2—3 лет. Рассматривают картинки с изображением животных, растений, предметов, выслушивают ответы ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Отношение взрослого к ребенку и его ответам должно пройти в двух указанных ниже ситуациях через три фазы:
|
|
/ фаза — общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку перед рассматриванием картинки.
// фаза — во время беседы по картинкам экспериментатор правильный ответ оценивает: «Хорошо, ты это знаешь», неправильный ответ: «Плохо, ты не знаешь этого».
/// фаза — общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку после рассматривания картинок.
Таблица 4
Поведенческие реакции ребенка
Фамилия, имя ребенка | Возраст ребенка | Вид оценки | |||||||
положительная | отрицательная | ||||||||
Компоненты поведения | |||||||||
Д | Э | Р | О | Д | Э | Р | |||
2 года -2 года 5 мес. | |||||||||
2 года 3 мес. -3 года |
Примечание: О — ориентировочные, Д — двигательные, 9 эмоциональные, Р —рабочие.
Каждый ребенок встречается с экспериментатором несколько раз в двух различных ситуациях:
1 ситуация — отмечают и соответственно оценивают только удачные ответы;
2 ситуация — отмечают и оценивают только неудачные ответы, за них ребенок получает отрицательную оценку.
При проведении эксперимента фиксируют поведенческие реакции в 1 и 2 ситуациях (см. табл. 4).