Реализация муниципальным образованием права на хозяйственную деятельность в форме муниципальных унитарных предприятий

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В отличие от коммерческих юридических лиц - собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) государственные и муниципальные предприятия:

- управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;

- обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

- наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;

- являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

- федеральное государственное предприятие;

- государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

- муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

- федеральное казенное предприятие;

- казенное предприятие субъекта РФ;

- муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:

- наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

- право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;

- не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

- в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

- государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества;

- в них не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального - 1000 минимальных размеров оплаты труда).

Правовые формы взаимодействия органов местного самоуправления с немуниципальным хозяйствующими субъектами и некоммерческим организациями: муниципальный заказ, муниципальные целевые программы.

Муниципальный заказ – это заказ на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, формируемый от имени органов местного самоуправления, финансируемый из местного бюджета и направленный на удовлетворение муниципальных нужд.

Муниципальный заказ является формой прямого регулирования хозяйственных связей посредством заключаемого муниципального контракта между муниципальным заказчиком и поставщиком продукции (подрядчиком) на выполнение заказа на поставку продукции, финансируемого за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар).

Планирование и формирование муниципального заказа, а также его размещение, исполнение и контроль за исполнением, в совокупности, представляют собой систему муниципального заказа.

Основными нормативно-правовыми актами являются:

- федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- статьи 7.29-7.32 Административного кодекса РФ;

- статьи 447-449 Гражданского Кодекса РФ;

- статьи 70-73 Бюджетного Кодекса РФ;

Система муниципального заказа позволяет минимизировать расходы местного бюджета, а также обеспечивает возможность работы в системе отдельных муниципальных заказчиков путем самостоятельного размещения муниципального заказа способом запроса котировок цен.

Муниципальной программой предлагается считать согласованный по задачам, методам решения, срокам и ожидаемым результатам комплекс управленческих, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблемных вопросов развития муниципального образования.

Муниципальные целевые программы должны приниматься в рамках полномочий муниципальных образований, определенных 131-ФЗ. Они должны быть направлены на решение задач развития муниципального образования.
Муниципальные программы могут быть текущими (годовыми) и перспективными, рассчитанными на два-три года.
Программы могут быть общемуниципальными и отраслевыми.
Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы:
1. Общие положения:
- описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа,
- цели и задачи программы,
- сроки и этапы реализации программы,
- ожидаемые результаты программы,
- правовое действие программы.
2. Основные понятия.
3. Порядок (последовательность) выполнения муниципальной программы с описанием системы (этапов и содержания) проводимых программных мероприятий:
- оценка состояния вопроса по этапам программы,
- описание этапов выполнения программы с указанием целей, задач и методов их достижения, а также ожидаемых результатов и сроков исполнения
- оценка социально-экономической и экологической эффективности программы.
4. Управление программой:
- права и обязанности главы муниципального образования,
- права и обязанности представительного органа власти,
- права и обязанности администрации муниципального образования.
5. Организационно-правовой механизм решения программы:
- вопросы, решаемые администрацией муниципального образования,
- вопросы, решаемые специально создаваемыми муниципальными учреждениями и организациями на срок выполнения программы,
- закупки товаров, работ и услуг.
6. Финансовое и ресурсное обеспечение выполнения программы:
- средства федерального и регионального бюджетов в виде субсидий;
- средства местного бюджета;
- средства российского Банка реконструкции и развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;
- другие внебюджетные источники финансирования.
7. Закрепление муниципальной программы для выполнения за структурным подразделением (должностным лицом) администрации муниципального образования.
- структурное подразделение или должностное лицо администрации, ответственное за выполнение программы,
- отчетность за выполнение программы по этапам, срокам и за выполнение программы в целом.
8. Внесение муниципальной программы в реестр расходных обязательств:
- раздел и подраздел бюджетной классификации в реестре расходных обязательств муниципального образования.
9. Вступление в силу муниципальной программы. Внесение изменений и дополнений.

Можно выделить несколько наиболее характерных направлений, по которым целесообразно разрабатывать муниципальные программы.

Первым и наиболее важным из таких направлений является совершенствование системы управления муниципальным образованием. Здесь имеется в виду, прежде всего, повышение уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих, автоматизация и компьютеризация управленческих процессов и предоставления электронных услуг населению муниципального образования.

Наиболее остро в настоящее время стоят социальные вопросы. Такими программами могут быть: строительство и техническое переоснащение объектов образования, культуры, физкультуры и спорта и т.д., создание условий для индивидуального жилищного строительства.

Много проблем в ЖКХ, дорожном строительстве, транспорте, энергосберегающих технологиях.
Не оказывается содействие техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования.

Представляется, что необходимо повернуться лицом к проблемам современной семьи. К сожалению, институт семьи практически забыт на муниципальном уровне. А это содействие развитию семейного предпринимательства в виде фермерских хозяйств, предприятий сервиса, торговли и общественного питания. Семья, а не человек с его правами, является первичной потребительской и производственной структурой современной экономики. Для реализации задач содействия развитию семейного предпринимательства необходимо открывать программы содействия индивидуальному жилищному строительству, чтобы семья могла открыть свое дело на дому. Это же позволит значительно снизить проблемы ЖКХ.

Особенности организации и осуществления местного самоуправления на территориях с особым статусом (закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), территории, прилегающие к государственной границе, наукограды).

Особенности организации местного самоуправления в ЗАТО. Согласно ст. 1 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" ЗАТО признается муниципальное образование, на территории которого имеется объект военного и (или) ядерного назначения. Очевидно, что для данных объектов необходим особый режим безопасности и секретности.

Особенности организации местного самоуправления в ЗАТО обусловлены необходимостью определения баланса между обеспечением особого режима безопасного функционирования и охраны государственной тайны, что предполагает определенную централизацию, и местным самоуправлением, что предполагает децентрализацию. Установленный баланс интересов влияет на организацию местного самоуправления, что проявляется в следующем:

1) ЗАТО - самостоятельный вид муниципального образования, который создается только в виде городского округа (в свою очередь, это обусловливает соответствующий перечень вопросов местного значения, имущества, входящего в состав муниципальной собственности, особенности формирования системы органов местного самоуправления); городские округа не входят в состав муниципальных районов, на территории которых они расположены;

2) действующее законодательство предусматривает особый порядок присвоения территории статуса ЗАТО (необходимо решение Президента РФ по представлению Правительства РФ при согласовании с органами государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся соответствующие территории). Решение о преобразовании или об упразднении ЗАТО также принимается Президентом РФ;

3) территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов;

4) при установлении и (или) изменении границ ЗАТО и при его преобразовании требования законодательства РФ об учете мнения населения не применяются;

5) границы ЗАТО на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ;

6) ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по отдельным вопросам, в частности по вопросам установления административной подчиненности, границ муниципального образования и земель, отводимых организациям и (или) объектам;

7) существуют особенности, связанные с ведением хозяйственной и иной экономической деятельности на территории ЗАТО;

8) на органы местного самоуправления возложены дополнительные полномочия, связанные с необходимостью обеспечения режима безопасности, предотвращения возможных негативных последствий в случае аварии на объекте и иной чрезвычайной ситуации;

9) органы местного самоуправления ограничены в осуществлении ряда полномочий по решению вопросов местного значения (например, согласовывают с федеральными органами исполнительной власти планы и программы комплексного социально-экономического развития ЗАТО; генеральный план ЗАТО; подготовленные на основе генерального плана ЗАТО проекты планировки территории);

10) глава местной администрации назначается по результатам конкурса по контракту; при формировании конкурсной комиссии 1/3 ее состава назначается федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы ЗАТО;

11) ЗАТО получает дополнительное финансирование из федерального бюджета (например, на благоустройство территории).

Особенности организации местного самоуправления в наукоградах. Как указывалось выше, наукоград - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Особенности организации местного самоуправления обусловлены необходимостью определения баланса между развитием научного потенциала в пределах соответствующей территории, исходя из общефедеральных интересов, что предполагает определенную централизацию, и местным самоуправлением, что предполагает децентрализацию. Установленный баланс интересов влияет на организацию местного самоуправления, что проявляется в следующем:

1) наукоград - самостоятельное муниципальное образование, которое создается только в виде городского округа (как уже говорилось выше, этим обусловлены соответствующий перечень вопросов местного значения, имущества, входящего в состав муниципальной собственности, особенности формирования системы органов местного самоуправления); городские округа не входят в состав муниципальных районов, на территории которых они расположены;

2) действующее законодательство предусматривает особый порядок присвоения территории статуса наукограда (необходимо соответствующее решение Правительства РФ; статус присваивается на определенный срок, Правительство РФ утверждает приоритетные направления развития научной деятельности в соответствии с государственными приоритетами);

3) медицинская помощь населению наукограда оказывается в медицинских учреждениях Федерального медико-биологического агентства, а не в муниципальных учреждениях здравоохранения;

4) наукоград получает дополнительные межбюджетные трансферты из федерального бюджета через бюджет субъекта РФ.

Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях. Эти особенности обусловлены необходимостью обеспечения охраны и защиты Государственной границы РФ. Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" предусмотрен, в частности, особый порядок въезда и выезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне.

Кроме того, уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица органов местного самоуправления по пограничным вопросам.

Органы местного самоуправления предоставляют земельные участки для нужд защиты Государственной границы РФ, выполняют дополнительные функции, связанные с содействием пограничным органам в защите Государственной границы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: