Царствование императора Александра I

История

Русской Церкви

Гг.

Н. Д. Тальберг

Расцвет церковной жизни.

Царствование императора Александра I.

Царствование императора Николая I. (1825-1855)

Царствование императора Александра II. (1855-1881).

Царствование императора Александра III. (1881-1894).

Царствование Императора Николая II.

Епархиальное управление. Духовенство. Распространение веры. Миссионерство в Казанской епархии и соседних местностях. Миссионерство среди калмыков, киргизов и самоедов. Миссионерство в Сибири. Миссионерство в Китае. Миссионерство в Японии. Восстановление православия на Кавказе. Грузинская церковь. Православное миссионерское общество. Миссионерские съезды. Пропаганда иезуитов. Униаты и их воссоединение. Православие в Прибалтийском крае и в Финляндии. Сношения с иноверaми в Англии и в С. Ш. A. Духовное просвещение. Представители духовной науки и проповедничества. Библейское общество. Перевод Библии на русский язык.Влияния и явления, чуждые православию; противодействия им. Богомольцы и паломники, Императорское Палестинское общество. Состояние религиозного образования народа. Секты. Старообрядчество и единоверие. Прославление святых, Новые праздники, Храмы, Иконопись. Церковное пение. Церковное управление до восстановления патриаршества. Монастыри, Подвижники.

Расцвет церковной жизни.

Царствование императора Александра I.

И мператор Александр I (1777-25) вступил в 1801 г. на престол, будучи далеким от Церкви. Ничего поучительного не давала ему тогдашняя придворная жизнь. Рос он во время вольнодумства, проникшего уже с Запада в Россию. Александр говорил: "Я был, как и все мои современники, не набожен." В 1818 г. он высказался так: "Императрица Екатерина была проницательная, умная, великая жена, но, что касается воспитания сердца в духе истинного благочестия, при петербургском дворе было как почти везде..." Ключевский так пишет о том, кому доверено было Екатериной II воспитание и образование вел. князей Александра и Константина: "Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, восторженный, хотя и осторожный поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии, ходячая и очень говорливая либеральная книжка." Лагарпа Ключевский именует атеистом.

Первые годы своего царствования Александр I окружил себя друзьями юных лет, тоже отпрысков XVIII в., для которых Церковь занимала мало места в их тогдашней жизни. Таковыми были: гр. В. П. Кочубей, годами старше остальных, в молодые годы состоявший заграницей на дипломатической службе, умный; гр. П. А. Строганов, воспитанный во Франции, срочно, в разгар революции, вывезенный домой из Парижа, где воспитатель француз водил его в крайние республиканские клубы; Н. Н. Новосильцев, воспитанный в семье Строгановых, в молодости воевал и был дипломатом, потом четыре года учился в лондонском университете; чуждый и враждебный России поляк католик кн. Адам Чарторыжский. Этот кружок сподвижников носил название негласного или интимного комитета.

Обер-прокурором св. Синода в начале царствования продолжал быть гр. Д. И. Хвостов, по-прежнему проявлявший мало почина в делах, которыми руководил митр. с. петербургский и новгородский Амвросий (Подобедов). Когда стали вырисовываться преобразовательные планы нового Государя, коснувшиеся бы и церковных вопросов, почувствовалась необходимость иметь более энергичного и самостоятельного обер-прокурора. 31 дек. 1802 г. таковым был назначен Α. Α. Яковлев, до того числившийся в Коллегии иностранных дел. Как и кн. Шаховской он оставил свои воспоминания, которые дополняют данные ο нем, имеющиеся в синодальном архиве. Он прежде всего обратил внимание на недочеты в ведении синодального хозяйства, находившегося вне контроля обер-прокурора. Имея поддержку в лице Новосильцева, Яковлев получил согласие государя на расширение его полномочий в этой области. Стремился он к большему подчинению себе секретарей духовных консисторий. Постепенно отношения его с митр. Амвросием идругими членами Синода ухудшались, что начало озабочивать имп. Александра. "Яковлев не совсем хорош..." говорил он кн. Голицыну, "Духовенство совершенно им недовольно; жалобы на него непрестанные, и мне кажется, что он неспособен быть на месте синодального обер-прокурора." Яковлев, чувствуя непрочность своего положения, просил об увольнении от занимаемой должности. 21 окт.

1803 г. последовало назначение на его место кн. Александра Ник. Голицына, близкого друга юности государя.

Новый обер-прокурор, казалось, совершенно не подходил к занятой им должности. Типичный светский человек, он отражал на себе вольнодумство XVIII в. Профессор Благовидов(θ. Β. Благовидов. Обер-прокуроры Святейшего Синода в ХVІІІ в. и в первой половине XIX столетия. Казань. 1899. Феодор Вас. Благовидов, доктор церковного права, профессор академии по кафедре русской гражданской истории), ссылаясь на данные, помещенные в журнале "Русская Старина," приводит сказанное им: "Какой я обер-прокурор, ведь я ничему не верю." - "Разве вам неизвестно," говорил Голицын государю, "что, приняв назначаемую вами обязанность, я решительно ставлю себя в ложное отношение сперва к вам, потом к службе, да и к самой публике. Вам не безызвестен образ моих мыслей ο религии, и вот, служа здесь, я буду прямо уже стоять наперекор совести и вопреки моим убеждениям. Государь же так объяснил ему свои особые соображения: "Я бы очень желал, чтобы ты занял место обер-прокурора в Синоде; мне бы хотелось, чтобы преданный мне и мой, так сказать, человек занимал эту важную должность. Я никогда не допускал к себе Яковлева, никогда с ним вместе не работал, а ты будешь иметь дело непосредственно со мною, потому что вместе с тем я назначу тебя и моим статс-секретарем" ("Русская Старина" 1884 г. т. 41. Рассказы Голицына).

Кн. Голицын отнесся к своим обязанностям с большой добросовестностью и, в сущности,, проводил те мероприятия, важность которых определилась при его предшественнике. Но положение его было иное. Члены Синода, сам первоприсутствующий митр. Амвросий и епархиальные архиереи считались с ним, учитывая его личную близость с государем и непосредственные доклады ему. От обер-прокурора все более зависели награждения и продвижения иерархов, вызовы их для присутствования в Синоде.

Император Александр I вскоре убедился в недостаточной подготовленности членов негласного комитета к разрешению крупных государственных вопросов. Ближайшим сподвижником государя стал Михаил Мих. Сперанский (1772-1839). Сын священника, он учился во владимирской семинарии, окончил главную семинарию при Александро-Невском мон. в Петербурге, остался там учителем. Вместе с тем, он был личным секретарем, а потом чиновником канцелярии кн. А. Б. Куракина, в то время генерал-прокурора. Сперанский стал известен имп. Александру, который назначил его статс-секретарем, все более приближал к себе, поручал ему разработку важных законопроектов.

В щсвоим обязанностям с болыи 1807 г. государь выдвинул вопрос ο повышении образования и материальных средств духовенства. По-видимому, Сперанский, знавший по своему прошлому существующее положение, проявил почин в этом деле. Голицын, вероятно, под его влиянием, подал 20 ноября доклад государю οб учреждении особого Комитета для обсуждения этого вопроса людьми из среды духовенства и лиц, занимающих высшие государственные должности. Членами Комитета были назначены: митр. Амвросий, епископ Феофилакт, протопресвитер Краснопевков, обер-священник Державин, кн. Голицын и Сперанский. В разработке этого вопроса, наряду с владыкой Амвросием, принимали участие видные иерархи, тогда члены Синода. Таковыми были: епископ Мефодий (Смирнов), известный хорошим устройством учебных заведений в управлявшихся им епархиях, возглавлявший тогда тверскую; архиеп. астраханский Анастасий (Братановский), член российской академии, работавший над этим вопросом еще до образования комитета (ум. в дек. 1806 г.); еп. калужский, потом рязанский, Феофилакт (Русанов), однокурсник и друг Сперанского, хорошо образованный и по общим наукам. Будучи с 1807 г. членом Синода, он вскоре сделался влиятельнее митр. Амвросия. Ближайшим помощником митрополита был тогда его викарий, еп. старорусский Евгений (Болховитинов), впоследствии митрополит киевский и член российской академии. Он был воспитанником московского университета и академии, из вдовых священников, префект Петербургской Академии. Последний разработал преимущественно учебную и административную части проекта об усовершенствовании духовного образования. При разработке экономической части владыка Анастасий выдвинул вопрос ο назначении содержания для духовных школ из свечного дохода церквей. В июле 1808 г. Комитет выработал: 1) план новой организации всего духовного образования и 2) план изыскания средств для создания огромного капитала духовного ведомства.

Во главе всего духовно-учебного дела была в том же году поставлена комиссия духовных училищ из высших духовных и частью и светских сановников, заседавших в прежнем комитете. Этим при Синоде впервые создалось центральное учреждение, ведавшее духовным образованием в государстве. Окружными органами комиссии сделаны были духовные академии, для чего при них были учреждены особые конференции, составленные из местных ученых и духовных лиц. Ближайшее попечение ο школах по-прежнему предоставлено было местным архиереям, но самим лично, без участия в нем консисторий.

Средства на содержание духовных школ должны были создаться без особого отягощения государства и народа. В основу капитала были положены: 1) экономические суммы всех церквей (до 5.600.000), которые назначено было поместить в банк для приращения; 2) ежегодный свечной доход церквей (до 3.000.000 р.), тоже назначенный к помещению в банке; 3) ежегодное пособие от казны (1.300.000) в течение только 6 лет. Предполагалось, что Синод будет ежегодно иметь на расходы 4 с лишним мил., которые со временем дойдут до 8 с половиною мил. На последнюю сумму можно было бы полностью обеспечить содержание духовных школ и всех церковных причтов (от 300 до 1000 р. на каждый). Но расчеты эти расстроились частично из-за утаения некоторыми приходами экономических и свечных сумм, главным же образом из-за наступившей вскоре войны и вызванных ею бедствий.

Синод пожертвовал полтора мил. из своего капитала на военные нужды. Архиереи и монастыри жертвовали, как и встарь. Вражеское нашествие французов и подвластных Наполеону пародов произвело в ряде губерний и в самой Москве страшные разрушения. После войны 1812 г. приходилось восстанавливать множество храмов и монастырей и помогать разоренному духовенству. На удовлетворение этих нужд Синод должен был отпустить из своих сумм еще три с половиною мил. К 1815 г., когда капитал должен был возрасти нормально до 24 мил., он едва составлял 15 мил. На проценты с этого капитала е трудом можно было бы содержать одни духовные школы, почему он и получил назначение капитала учебного. От выдачи из него окладов на причты пришлось отказаться.

Тяжкие бедствия, испытанные Россией во время Отечественной войны 1812 г., жертвы принесенные народом во время войны за освобождение западной Европы от гнета Наполеона, порожденного "великой" революцией, заставили значительную часть русского общества отказаться от увлечения всем французским. Чувствовалось отталкивание многих от либеральных движений XVIII в. Зараза продолжала действовать только на часть молодого поколения, попавшую в сети масонских лож. Народ благодарил Господа Бога за спасение Родины и укреплял свое бытие в лоне Церкви. Но в некоторой части общества выявилось влечение к протестантскому мистицизму, к сектантству.

Император Александр I в начале Отечественной войны захвачен был стихийным религиозным народным подъемом в древней Москве. Потрясли его последующие проявления здорового отечестволюбия. Он говорил: "Пожар Москвы просветил мою душу и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотой веры, какой я до сих пор не чувствовал. Тогда я познал Бога, как открывает Его Св. Писание." Но это не было еще истинным обращением его к Церкви. Откровение искал государь сначала у лжеучителей. Во время заграничного похода Александр посещал в Силезии, в Гернгуте, общины моравских братьев, в Бадене беседовал с Юнгь-Штиллингом, в 1814 г., будучи в Англии, выражал сочувствие депутации Библейского общества, в Германии в июне 1815 г. встретился с бар. Криденер (Крюденер), некоторое время оказывавшей на царя большое влияние, утверждая его в мистицизме. Государь оказывает сильную поддержку Библейскому обществу, деятельность которого, начавшись в 1813 г., быстро развивалась. Кн. Голицын, по собственному влечению или уловив настроение императора, все более увлекался мистицизмом.

Произошли еще раньше изменения в составе ближайших сподвижников митр. Амвросия. В 1808 г. еп. Евгений назначен был епископом вологодским. Главным помощником митрополита стал иеромонах Филарет (Дроздов). Родился он в г. Коломне, московской г.; отец н дед его были священниками; окончил Троицкую семинарию; оставлен был в ней преподавателем. На него обратил внимание митр. Платон, который склонил его в 1808 г. к принятию монашества. В том же году он был назначен профессором преобразованной Петербургской Академии и инспектором ее. Митр. Амвросий сразу оценил Филарета. Встретился же он с недоброжелательством влиятельного тогда еп. Феофилакта, не желавшего допускать его к работам в комиссии духовных училищ. Позднее Феофилакт обвинил его в неправославных суждениях, высказанных в одной из проповедей. Дело Филарета, тогда уже известного своими проповедями в столице, дошло до государя. Кончилось оно Высочайшей наградою проповеднику и возведением его, в 1811 г., в сан архимандрита. В 1812 г. он был назначен ректором академии, ослабив влияние на дела нее Феофилакта, что давно не нравилось митрополиту. Опала, постигшая Сперанского, высланного из Петербурга, отразилась на положении Феофилакта. Он был освобожден от Присутствия в Синоде, вернулся в свою рязанскую епархию, а в 1817 г. назначен экзархом Грузии (†1820).

Имп. Петр Великий, учреждая институт государственной прокуратуры, поставил синодального обер-прокурора в положение, сходственное с сенатским генерал-прокурором. Имп. Екатерина усилила значение генерал-прокурора. Со времени учреждения в 1802 г. имп. Александром I министерств и назначения обер-прокурором лица, пользовавшегося исключительным его доверием, выдвинулся вопрос ο присвоении последнему звания министра. 19 ноября 1817 г. последовал указ: "Обер-прокурору св. Синода и главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий, тайному советнику князю Голицыну быть министром духовных дел и народного просвещения." 24 ноября обер-прокурором был назначен кн. П. С. Мещерский, поставленный в прямое подчинение новому министру. Обер-прокурор стал представлять в Синоде не монарха, а Голицына. В ведомстве кн. Голицына Синод занял совершенно такое же положение, как евангелическая консистория, католическая коллегия, духовные управления армян, евреев и др. иноверцев.

Проф. ф. Благовидов пишет, что "крайнее унижение св. Синода, явившееся результатом учреждения министерства духовных дел, - унижение, оказавшееся, вследствие характера деятельности Голицына, далеко небезопасным для интересов самого православия, не могло не вызывать сильного, хотя и затаенного недовольства произведенною реформою в среде высшей церковной иерархии." Большое волнение вызывало все усиливавшееся увлечение Голицына мистицизмом. Митр. Амвросий, с тревогой наблюдавший происходящее, высказался против Голицына, но успеха не имел. В начале 1816 т. он, не без давления, отказался от управления петербургской епархией, оставив себе только новгородскую. Владыка Амвросий скончался 21 мая 1818 г. в Новгороде и погребен в Софийском соборе. С 1817 года ему дан был викарий - еп. Филарет (Дроздов), еп. Ревельский.

Положение же обострялось все больше. Все, связанное с инославием, находило полную поддержку у Голицына, который прикрывал даже своим авторитетом хлыстовские радения, устраивавшиеся Татариновой. Не препятствовал он и распространению скопческой литературы Кондратия Селиванова. Главные посты в Библейском обществе занимали масоны: Α. Ф. Лабзин (директор) и В. М. Попов (секретарь). Голицын запрещал духовной цензуре пропускать печатные произведения против вредных сочинений.

Первым начал открытую борьбу с явным злом архим. Иннокентий (Смирнов). Сын дьячка, род. в 1784 г., он окончил Троицкую лаврскую семинарию, был в ней учителем и префектом, состоял игуменом Николо-Угрешского и московского Знаменского монастырей. С 1811 г. он пребывал в Петербурге, сначала бакалавром церковной истории в академии, потом, в сане. архимандрита, инспектором академии. В 1814 г. удостоен исключительного в то время отличия - степени доктора богословия. Состоя духовным цензором, он возмущался деятельностью Лабзина. В 1818 г. он пропустил к напечатанию книгу Станевича, полную резких нападок на мистицизм. Голицын сильно возмутился. Книга была запрещена и отобрана; автор выслан за границу. Уволить просто архим. Иннокентия было трудно. Число его сторонников увеличивалось и среди них были влиятельные лица. Тогда Голицын в 1819 г. провел поставление Иннокентия, страдавшего туберкулезом, епископом в Оренбург. Светским друзьям последнего, учитывавшим неблагоприятные климатические условия этого города, удалось убедить государя переменить назначение на Пензу. Совершенно больным приехал туда владыка, что не помешало ему все недолгое время своего святительства провести в службах и посещениях епархии. Он скончался 10 окт. 1819 г. Местно почитали его святым.

В то время митрополитом был владыка Михаил (Десницкий). Род. в 1762 г., воспитывался в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе" Новикова и Шварца. Будучи священником в Москве, он известен был как отличный проповедник. Приняв в 1796 г. пострижение, был архимандритом Юрьевского м./в 1801 г. - викарным епископом старорусским, в 1802, - черниговским. Архиеп. Филарет, сам позднее возглавлявший последнюю кафедру, пишет: Как здесь, так и на пастве петербургской (с 1818 г.), имевшие в нем нужду, особенно несчастные, приходили к нему в назначенное время без доклада; в обхождении был он прост. Ненавидел дух приказничества, особенно в начальниках; тяжбы и ссоры между духовенством любил прекращать увещаниями. Не раз внушал консистории и благочинным внести сей порядок мира в дело." В 1814 г. петербургская конференция, пишет архиеп. Филарет, поднесла степень доктора богословия "Михаилу, архиепископу черниговскому, изданием назидательных поучений споспешествовавшему распространению духовного просвещения." Голицын, выдвигая владыку Михаила в митрополиты, имел, очевидно, неправильное ο нем представление. Нахождение последнего в юности в учебном заведении Новикова и др., побуждало библейцев думать, что он не будет противодействовать их вредной деятельности. Но митр. Михаил, строго церковный, по прибытии в 1818 г. в столицу, где переживалась еще история с архим. Иннокентием, убедился вблизи в происходящей разрушительной работе. Владыка начал посещать отдельные храмы и в замечательных проповедях призывал стоять твердо за исконное Православие. В 1821 г. митрополит открыто выступил против Голицына. Имп. Александр I в это время был на конгрессе по европейским делам в Лайбахе (Любляне). "Государь," писал святитель, обличая Голицына и прося спасти "от слепотствующего министра" Церковь, - "когда до Вас дойдет это писание, меня уже не будет на свете. Ничего, кроме истины, не вещал я людям: наипаче же теперь, когда в деяниях своих готовлюсь отдать отчет Вышнему Судии." Он действительно умер через две недели после отправки письма. Это событие произвело огромное впечатление на государя и усилило враждебность здоровой части петербургского общества к Голицыну. Столица полюбила праведного архипастыря. Против Голицына стал выступать любимец государя граф А. А. Аракчеев.

Главную же борьбу с Голицыным повел иеромонах Фотий (Спасский). Сын дьячка в новгородском у., род. в 1792 г., он окончил новгородскую семинарию и год учился в Петербургской Академии. Окончить ее он не мог из-за обострившейся грудной болезни. Будучи иеромонахом, Фотий законоучительствовал во 2-ом кадетском корпусе; был строг, произносил проповеди аскетического содержания. Митр. Серафим (Глаголевский), преемник митр. Михаила, писал ο нем еп. Парфению владимирскому (Черткову): "Он носит вериги, которые тщательно скрывает от всех. Сверх сего можно сказать, что умерщвляет тело свое самым строгим постом и бдением, бескорыстен, не человекоугодлив. Но отнюдь не ханжа и не лицемер. Рассудок имеет здоровый, память твердую, премного читал св. Отцов и крепко их держится, имеет дар слова отличный и говорит от сердца с большим убеждением, а иногда и строго, и даже с какою то властью, смотря по нужде." Оцененный таким исключительным пастырем, как архим., потом еп. Иннокентием, передавшим ему своих духовных чад, иером. Фотий открыто и дерзновенно стал выступать против т. н. "внутренней церкви," шел напролом, не страшась Голицына. Н. И. Барсов, всесторонне изучавший Фотия, говорит, что он не был ученым богословом, не получил хорошего академического образования, но твердо стоял на основах чисто православного учения. Голицын, недовольный противодействием Фотия, провел назначение его настоятелем запущенного Деревяницкого новгородского мон. Приведя скоро обитель в образцовый порядок, он сделал образцовым и Сковородский мон., которым управлял, будучи уже архимандритом. В 1822 г. митр. Серафим назначил его архимандритом Юрьевского мон., каковым он и оставался до кончины. По описанию А. Н. Муравьева, келья его там имела три шага в длину и один в ширину с тесным седалищем на одном конце и углублением для икон на другом. В келье этой он проводил всю Четыредесятницу, исключая богослужения и свободное от занятий время. С помощью огромных средств графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, которую, как духовную дщерь свою, передал ему еп. Иннокентий, архим. Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. По древнему назначению настоятеля Юрьева мон., Фотий на те же средства благоустраивал и другие новгородские обители. Гр. Орлова говорила своему близкому другу, что Фотий распоряжался для других ее состоянием, но себе отказывал во всем; она хотела обеспечить его бедных родных, но и этого он ей не позволил.

Преемником владыки Михаила стал митрополит московский Серафим (Тлаголевский). Сын дьячка, род. в 1763 г., воспитывался в Славяно-греко-латинской Академии, был слушателем московского университета и семинарии Новиковского "Дружеского общества." После пострижения он был преподавателем и префектом академии, управлял несколькими епархиями, проявляя отличные административные способности. В 1819 г. был митрополитом московским. В начале деятельности Библейского общества он принимал в ней большое участие, но когда определилось его вредное Церкви направление, владыка Серафим вступил с обществом в борьбу. Он сблизился с архим. Фотием, часто вызывал его к себе, в 1822 г. поместил его в Лавре. В этом году Фотий был принят государем и произвел на него большое впечатление своей личностью и сказанным об опасностях, грозящих Церкви. У государя и до этого возникали сомнения в правильности мистицизма. Еще в 1818 г., в разговоре с графиней С. И. Соллогуб, он восторгался простой и чистой верою, говоря: "Одни лишь беспокойные умы находят отраду в тонкостях, которые и сами не понимают... Обязанности, налагаемые на нас, надо исполнять просто, быть только хорошими последователями, не теряясь в утонченных исканиях, которые нам вовсе не предписаны." Другим деятельным противником Голицына стал президент Российской Академии, адмирал Шишков, горячий противник перевода Библии на "простонародное" наречие. В 1822 г. последовал Высочайший указ ο закрытии масонских и других тайных обществ. Архим. Фотий в 1824 г. усилил обличение Голицына. 23 апр. он писал последнему: "Умоляю тебя, Господа ради, останови ты книги, кои в течение твоего министерства созданы против Церкви, власти царской, против всякой Святыни и в коих возвещается революция." 25 апр. на квартире гр. Орловой он предал анафеме пришедшего туда, Голицына. Митр. Серафим решительно выступил перед государем против министра, Когда император послал к нему гр. Аракчеева и уговаривал помириться с Голицыным, - митрополит ответил отказом и просил передать монарху, что готов оставить свою кафедру.

Последовал 15 мая 1824 г. Высочайший указ об увольнении Голицына, по его прошению, от управления министерствами духовных дел и народного просвещения, с оставлением "главноуправляющим над почтовым департаментом." Главное управление делами иностранных исповеданий было поручено новому министру народного просвещения адмиралу А. С. Шишкову. Делам св. Синода повелено было "иметь то же течение, в каком они находились до учреждения министерства 24 окт. 1817 г.." Обер-прокурору кн. Мещерскому оставлено было министерское право непосредственного сношения с Верховною властью. Личный состав Синода изменился. Члены его, сочувствовавшие Голицыну, были уволены. В числе новых был владыка Евгений, тогда уже (с 1822 г). митр. киевский. Поколебалось положение владыки Филарета. Шишков настаивал на запрещении его катехизисов (полного и краткого) на том основании, что в них не только тексты св. Писания, но даже молитвы "Верую" и "Отче наш" и Заповеди переведены были на "простонародное наречие." Владыка Филарет горячо возражал, указывая на признание его катехизисов Синодом. Но продажа и издание катехизисов были приостановлены; новое издание их - уже со славянскими текстами - последовало в следующее царствование в 1827 г.

Митрополит московский Платон скончался в ноябре 1812 года. Он пережил страшные испытания Отечественной войны и начавшееся поражение Наполеона. Последнее он предвидел, что явствует из его писем к имп. Александру. Посылая ему в самом начале войны образ преп. Сергия Радонежского, устроенный из гробовой доски Святого и сопутствовавший Петру I в его походах, старец митрополит писал, что "кроткая вера, сия праща Российского Давида, сразит внезапно главу крови жаждущей гордыни Наполеона." Письмо же от 23 июля заканчивалось так: "Государь, Вы, по духу христианского благочестия, благословили нововооружаемых героев принесенной Вам от меня иконой Чудотворца Сергия. Много может молитва праведного споспешествуема. Покусится алчный враг простереть за Днепр злобное оружие, и этот фараон погрязнет здесь полчищем своим, яко в Чермном море. Он пришел к берегам Двины и Днепра провести третью новую реку - страшно выговорить - реку крови человеческой. О! Каждая капля крови воззовет от земли к Небу. - Крови брата твоего взыщу от руки твоея. - Франция познает ο Боге-Господе отмщения, а Россия восчувствует, воспоет к Нему: Авва Отче, Царю Небесный, Ты изведеши, яко свет, правду Монарха и судьбу России, яко полудне." Когда Наполеон занимал Москву, митр. Платон жил в созданном им вблизи Троицкой Лавры ските Вифании или в Махрищском мон. Получив известие об оставлении врагами Москвы, владыка заплакал и, перекрестясь, сказал: "Слава Богу, Москва свободна, и я теперь умру спокойно!"

В последние годы жизни митр. Платона ближайшим помощником его был викарный епископ Августин (Виноградский), хиротонисанный в 1804 г. во епископа Дмитровского, до этого бывший ректором московских семинарий и академии, настоятелем нескольких монастырей в московской епархии. Владыка Платон передал ему постепенно бремя епархиального управления. Епископ Августин восстанавливал храмы Москвы после осквернения и разграбления их вражеским войском. По смерти митр. Платона он был назначен управляющим московской митрополией с саном архиепископа. Когда он скончался в 1819 г. митрополитом был назначен архиеп. тверской Серафим (Глаголевский). В 1821 г. архиепископом московским был назначен владыка Филарет (Дроздов ), до этого занимавший ярославскую кафедру.

Император Александр I в последние годы своего царствования обрел истинную веру, стал смиренным сыном Православной Церкви. Он любил беседы с иноками-старцами. Большую радость доставило ему посещение Валаамской обители. Покидая 1 сентября 1825 г. навсегда столицу, он виделся в это раннее утро в Александро-Невской Лавре с почитаемым старцем Алексием.

Царствование императора Николая I.
(1825-1855)

Г лубоко верующим и церковным был император Николай I, вступивший в 1825 г. на престол, вследствие отказа от прав на таковой старшего брата, великого князя Константина Павловича, морганатическая супруга которого была полька католичка. Вере Государя чужды были колебания, искания, умствования; во всем он полагался на волю Божию. В подписанном им 30 апр. 1835 г. завещании своему наследнику, Цесаревичу Александру он писал: "Соблюдай строго все, что нашей Церковью предписывается."

Император Николай I с большим уважением отнесся к архиепископу московскому Филарету, который, согласно его воле, возведен был в сан митрополита в день венчания государя на царство (1826 г.). До 1842 г. владыка Филарет постоянно лично деятельно участвовал в делах Синода. Постоянными членами Синода были, наряду с первоприсутствующим митр. Серафимом, и киевские митрополиты: Евгений, после же его кончины в 1837 г., Филарет, один из достойнейших иерархов Русской Церкви.

Владыка Филарет (Амфитеатров), род. в 1779 г., четвертый сын многосемейного священника Орловской епархии, в раннем детстве почти "слепенький," рос под неусыпным уходом дедушки иерея, учившего его грамоте и любви к храму. Службу свою он начал с учительства в родной севской семинарии, потом был ректором нескольких семинарий, сначала претерпев много тяжелого от своих епархиальных архиереев. Потом, будучи очень близок с митр. Филаретом, когда он еще и не занимал высокого положения, он был недолго инспектором преобразованной петербургской академии, где в 1814 г. удостоен степени доктора богословия, затем ректором московской академии. В 1819 г. он был рукоположен епископом калужским, потом святительствуя в епархиях рязанской, казанской, ярославской и киевской. Владыка был истинным подвижником, непоколебимым в православии, строго державшимся консервативного направления во всех церковных делах. Мудрый наставник, ревнитель святого подвижничества, монахолюбец, аскет, нищелюбец, он сам так определял свой образ действий: "Идти всегда прямым путем, это было моим постоянным правилом, и было хорошо. Часто случалось мне, с самых первых пор службы, бывать в большой тесноте обстоятельств: и сверху давят, и со стороны теснят, а я все держался одного прямого пути и так рассуждал: как люди не хитрят и ни усиливаются, а Бог всех перемудрит и пересилит."

Всех членов Синода, по штатам 1819 г., было семь с присутствующими по вызову из епархий. Обер-прокурором первое время оставался кн. Мещерский, которому государь подтвердил его право непосредственного доклада ему. Но иногда первоприсутствующий митр. Серафим испрашивал личные доклады. В декабре 1827 г., по делу некоего Повалошвейковского, касавшемуся расторжения его брака, государь согласился с мнением обер-прокурора, расходившимся с решением Синода. После же личного доклада митр. Серафима, имп. Николай на донесении, последним представленном, написал: "Если б в записке, мне представленной, дело было столь же ясно изложено, как здесь: то я бы не остановился согласиться с мнением свят. Синода; - впредь обер-прокурору быт осмотрительнее в отправлении своей должности; и когда бывает в недоумении, спрашивать моего разрешения." В 1828 г. митр. Серафим объявил Синоду Высочайшую волю ο переводе пермского епископа Дионисия в другую епархию и ο назначении на место его "другого архиерея с большею твердостью." Необходимость для кн. Мещерского, по семейным обстоятельствам, часто уклоняться от дел побудила государя назначить 2 апр. 1833 г. обер-прокурором Степана Дмитр. Нечаева.

Нечаев был хорошо знаком с церковными делами, т. к. до этого пять лет работал в канцелярии обер-прокурора. Он, как и его предшественник, старался усилить власть обер-прокурора. Положил он основание установлению особого контроля, подчиненного обер-прокурору, для проведения строгой отчетности в многочисленных суммах, находившихся в распоряжении духовного ведомства. Намеревался Нечаев дела униатские и раскольничьи сосредоточить в обер-прокуратуре, но не получил на это согласия государя. Ставшее известным, установленное им наблюдение за епархиальными архиереями и все большее проявление властности вооружило против него членов Синода. Частые его отлучки к тяжко болевшей в Крыму жене отражались на ходе дел. "От имени высшего церковного учреждения," - пишет Благовидов, - "был составлен всеподданнейший доклад, где св. Синод просил государя дать Нечаеву, как человеку обширных государственных способностей, другое, более высокое назначение, а обер-прокурором назначить товарища министра народного просвещения, графа Протасова, известного своим усердием к православной церкви. Первенствующий синодальный член, петербургский митрополит Серафим, после долгих колебаний, осмелился вручить составленный доклад непосредственно самому государю. Николай Павлович, хотя и отнесся не совсем благосклонно к неожиданной просьбе Синода, но нашел возможным удовлетворить ее и 25 июня 1836 г. дал на имя Сената Высочайший указ ο назначении Нечаева в пр. Сенат, с пожалованием в тайные советники и оставлением членом комиссии духовных училищ" (Благовидов ссылается на Архив св. Синода 1836 № 744).

Граф Николай Александрович Протасов состоял на военной службе до 1834 г., после чего занимал должности по министерству народного просвещения, исправлял обязанности товарища министра и заведующего белорусским округом. Незадолго до своего назначения он исполнял временно обязанности государственной власти в церковном управлении. Как отмечает Благовидов, назначение его встречено было в духовном мире с большою радостью и наилучшими ожиданиями; приводит он соответствующие выдержки из писем митрополита Филарета московского, архиеп. Антония (Смирницкого) воронежского, архиеп. Игнатия (Семенова) олонецкого, и др. Вступив в исполнение своих обязанностей Протасов, стал в отношении Синода проводить политику Нечаева, но еще с большей настойчивостью. В 1839 г. Протасов получил позволение поднести на Высочайшее утверждение составленные им проекты: 1) указа св. Синоду об упразднении комиссии духовных училищ, 2) положение ο духовно-учебном управлении при св. Синоде, 3) положение ο хозяйственном управлении при св. Синоде и 4) указа Сенату ο соединении отделения духовных дел православного и греко-униатского исповеданий с канцелярией обер-прокурора. Благовидов пишет, что утверждение государем этих проектов упрочило за обер-прокуратурой преобладающее влияние на всю систему церковного управления, создав для обер-прокурора положение фактического министра духовного ведомства.

Отдельные члены Синода не всегда соглашались с мнением Протасова. Благовидов приводит такие случаи. Митр. московский Филарет сумел настоять на недопущении в духовных учреждениях учебного руководства герменевтики, составленного ректором петербургской духовной академии Афанасием, соответственно взглядам Протасова. Духовник царский прот. Музовский не согласился в 1839 г. с, поддержанным членами Синода, предложением Протасова об усилении ограничений прав священнослужителей, слагающих с себя духовный сан. Государь, признавая звание священническое столь важным, что "должно затруднять добровольное оного сложение," не согласился, сколь это ему ни прискорбно, с мнением Музовского.

"Еще милосердный Господь хранит православный русский народ от горьких следствий свободомыслия," - писал Протасов в секретной всеподданнейшей записке от 14 ноября 1842 г., - "еще преданность отечественной вере жива в сердцах его; но тем заботливее должны быть блюстители веры и тем тщательнее должны извлекать всю пользу из уроков прошедшего для: охранения начал, на коих зиждется религиозное воспитание юношества, особенно духовного... К сожалению, не можем скрывать от себя, что и у нас начала сии были нарушены." Первым сеятелем чуждых понятий на ниве образования духовного юношества Протасов считал Феофана Прокоповича. В 1836 г. пροведено было крупное преобразование воспитания духовного юношества, ο чем будет сказано в особой главе, как и ο деле прот. Павского, провидимому, вызвавшем неприсутствование в Синоде с 1842 г. митрополитов московского и киевского.

Ревностно относившийся к своим обязанностям, властный Протасов не раз расходился с митр. Филаретом (Дроздовым). Но это не препятствовало последнему оставаться главным средоточием всей русской церковной жизни того времени. Протасов так говорил ο митр. Филарете: "Слушаются иногда дела, почти неразрешимые, возникают обстоятельства сомнительные, поднимаются вопросы щекотливые... Мы думаем, думаем, - и ничего не придумаем. И вот я, пользуясь его правилом не отказываться ни от какого труда, соберу все бумаги к разрешению задачи, запечатаю, напишу "в собственные руки," в: прав. Святой отец все обсудит, обделает и скорехонько мне возвратит" (Сумароков). Знаменский пишет ο владыке Филарете: "С 1850 годов его руководительно-административное значение проявлялось в шумно широких размерах, которые не ограничивались пределами одного церковного ведомства, а захватывали чуть не всю русскую жизнь. При взгляде на много томное издание его писем, мнений и отзывов по самым разнообразным делам становится даже непонятным, когда этот крепкий и многосторонний ум успевал все это обдумать."

Митр. Филарет киевский в последние годы царствования имп. Николая I не принимал непосредственного участия в делах высшего церковного управления. Он устраивал и далее свою обширную епархию, поддерживал, по прежнему, монашество. За десять лет до кончины он тайно принял схиму. Митр. петербургский Серафим скончался в 1843 г. Государь пожелал, неожиданно для всех, видеть его заместителем тогдашнего архиепископа варшавского Антония (Рафальского), сына священника волынской епархии, окончившего только волынскую семинарию. Известен он был государю, по отзывам гражданских властей, как ревностный пастырь, в особенности проявивший себя когда, по его убеждениям, все монахи Почаевского мон., возвращенного православным, отреклись от унии. В 1833 г. Антоний, в сане архимандрита, назначен был наместником сей обители. В 1834 г. он был поставлен во епископа, тогда образованной, варшавской епархии. Принимая его, после хиротонии, император сказал ему: "Преосвященный, я слышал пρο вас много похвал и с нетерпением желал видеть вас, но вы превзошли все похвалы и мои ожидания." Необыкновенным благоразумием и истинно-христианской любовью владыка Антоний блестяще выполнил свое назначение в католическом крае, где положение его было особенно сложно. В Петербурге он своею обходительностью и добротою расположил к себе всех. Скончался он в 1848 г. Государь сказал: "Да, у меня митрополит будет, но Антония уже не будет" (Прав. Бог. Эн.). Заместителем его был владыка Никанор (Клементьевский), до этого епископ Ревельский, калужский, минский, волынский и архиепископ варшавский.

Граф Протасов умер 15 янв. 1855 г. На докладе ο сем Карасевского, исполнявшего обязанности обер-прокурора во время его кратковременной болезни, государь написал: "Искренно н душевно скорблю ο потере этого достойного и верного слуги, которого столь долго знал и уважал." 18 февраля 1855 г. скончался император Николай I. Архиепископ рижский Платон (Городецкий), впоследствии митрополит киевский, говорил И. Палимпсестову, после его кончины: "...Император Николай Павлович всем сердцем был предан всему чистокровному русскому и в особенности тому, что стоит во главе и в основе Русского народа и царства - православной вере. То был истинно-православный, глубоко верующий Русский Царь, и едва ли наша история может указать подобного ему в этом отношении. Припомните последние часы его жизни: так умирать может истинный христианин, истинный сын Православной Церкви."

Царствование императора Александра II.
(1855-1881).

В первое десятилетие царствования императора Александра II (1855-81) продолжал занимать выдающееся место в рядах иерархии митрополит московский Филарет. "К нему," пишет Знаменский, "как к последней инстанции, для решения всяких недоумений обращались с вопросами и Св. Синод, и разные государственные ведомства, и сама верховная власть. В тревожное время разнообразных реформ 1860-х годов осторожная и осмотрительная консервативность московского святителя спасала русскую жизнь от многих лишних увлечений преобразовательного движения и оказала услуги, которые еще трудно пока и оценивать." Владыке поручено было царем составление манифеста 19 февраля 1861 т. об освобождении крестьян от крепостной зависимости. 7 авг. 1867 г. церковная и государственно мыслящая Россия торжественно праздновала 50-летие его епископства. В рескрипте государя на его имя, в числе прочего, говорилось: "Высокие дарования, замечательные ученые труды, неустанная деятельность на благо духовного образования, строгое христианское благочестие открыли вам путь к высшему иерархическому поприщу." Константинопольский патриарх Григорий VII писал митрополиту: "Ήе одними русскими, но и всеми, так сказать, повсюду сущими православными чтится всегда с благоговением ваше славное и достойное имя..." Поэт Ф. И. Тютчев был на торжестве, происходившем в Троице-Сергиевой Лавре. В письме к жене он так пишет ο святителе: "...Мое место в приемном зале было в двух шагах от кресла, стоя перед которым провел он большую часть времени, принимая подносимые ему адресы и поздравления. Маленький, хрупкий, сведенный к простейшему выражению своего физического существа, но с глазами полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал над всем, что происходило вокруг него..." ("Рус. Арх." 1899. т. III). 19 окт. 1867 г. митрополит Филарет скончался.

В январе 1868 г. московским митрополитом был назначен архиепископ камчатский, Курильский и алеутский Иннокентий (Попов-Вениаминов), известный своей миссионерской деятельностью, которую продолжал и в Москве. О ней будет сказано в особой главе. Владыка заботился ο благоустройстве духовно-учебных заведений. "Он привлек к себе не только любовь духовенства, но и паствы, своей добротой, доступностью, простотой обращения. Он явил в себе образ любвеобильного отца-пастыря" ("Прав. Бог. Энц."). Замечательно его сочинение "Указание пути к царству небесному," написанное на русском, славянском и инородческих наречиях. Скончался владыка 31 марта 1879 г.

В 1879 г. московскую кафедру возглавил владыка Макарий (Булгаков). Родившийся в 1816 г., сын сельского священника Курской г., он был впоследствии знаменитым богословом и историком, членом академии наук и почти всех русских ученых археологических и исторических обществ. Окончив киевскую академию, имея там выдающихся наставников богословов Иннокентия (Борисова) и Димитрия (Муретова), будущих архиепископов херсонских, он преподавал в ней историю церковную и гражданскую. Был он инспектором и ректором петербургской академии,, с возведением в 1851 г. в сан епископа. Занимал он затем кафедры тамбовскую, харьковскую и литовскую. Его главные труды: "Введение в Богословие," "Догматическое богословие," "История Русской Церкви" в тринадцати томах. "К научному и всякому умственному труду Макарий относился всегда с особенною симпатиею и всем труженикам науки всегда оказывал самое энергическое моральное, а часто и материальное содействие, завершившееся пожертвованием в академию наук всех денег, вырученных от продажи его сочинений, в количестве 120.000 руб., на премии за лучшие ученые и учебные сочинения... В 1869 г. им пожертвовано на премии за лучшие сочинения киевской академии 25000 р." ("Энц. Сл."). Митрополит Макарий скончался в 1882 г.

Митрополит киевский Филарет (Амфитеатров) скончался в 1857 г., имея радость незадолго до кончины принимать в Лавре императора Александра II и его благочестивую супругу императрицу Марию Александровну. Преемниками его были до 1860 г. владыка Исидор (Никольский), затем владыка Арсений (Москвин), до этого возглавлявший кафедры тамбовскую, подольскую и волынскую. Опытный администратор, он отличался большою любовью и заботливостью в отношении монашества, много трудов положил на борьбу с молоканами. После его кончины в 1876 г. митрополитом был назначен архиепископ тверской Филофей (Успенский).

После кончины, в 1856 г., митрополита Никанора петербургскую кафедру возглавил владыка Григорий (Постников), ранее управлявший епархиями: калужской, рязанской, тверской и казанской (1784-1860). Окончив только что преобразованную Петербургскую Академию, он был потом ее ректором. Ему обязаны своим возникновением три духовных журнала: в Петербурге - "Христианское чтение" и "Духовная беседа," в Казани - "Православный Собеседник." Казанская академия обязана ему развитием своего миссионерского отделения. В Твери он часто посещал места, населенные раскольниками, их скиты и часовни, Е: сам вступал в беседы и прения с заблуждающимися. Был он доктором богословия. С. Рункевич пишет, что владыка "отличался широким образованием, твердостью в догматах и преданиях, ревностью к церковной службе и соблюдению церковного устава, проповедничеством, заботами ο водворении мира и любви между пастырями и пасомыми... строгим аскетизмом и тою прямотою характера, которая не допускала его быть причастным какой-либо партии. Он всегда был сам по себе и не стеснялся никому говорить правду открыто. Ни к кому он никогда не применялся, а между тем неуклонно шел по пути повышений, потому что умственная и нравственная сила делали то, что без него не могли обойтись. В бытность ректором академии и викарием (епископом Ревельским) ему пришлось принимать участие в руководящих сферах тогдашних религиозно-философских петербургских направлений - сначала мистицизма, а потом борьбы с ним. В бытность митрополитом он вступал в литературную полемику с развивавшимся тогда прοтивоверием ("Прав. Богосл. Энц."). Архиепископ Филарет в своем "Обзоре рус. дух. лит." приводит письмо владыки Григория, писанное в 1844 г.: "Связь с Петербургом я разорвал еще с 27 г.; никогда не чувствовал нужды в возобновлении ее и теперь конечно уже не возобновлю, потому что чем далее, тем живее чувствуется потребность связи с вечною столицею... Глубоко проник дух мира всюду. Старая дисциплина крайне ослабевает. Мы придумываем все меры укрепить ее: но дух, идущий со стороны, сильнее нас. Нет иного способа, как бороться неутомимо, пока есть силы и возможность. Да будет с нами Бог!" Митр. Григорий скончался в 1860 г.

Заместителем его был владыка Исидор (Никольский), перемещенный из Киева. Петербургскую кафедру он возглавлял 32 года. Сын диакона тульской епархии, род. в 1799 г., он окончил Петербургскую академию, был ректором орловской и московской семинарий; в 1834 г. был рукоположен митр. Филаретом во еп. Дмитровского, викария московского. Был он затем епископом полоцким, могилевским, помогая митр. Иосифу (Семашко). С 1844 г. владыка назначен был экзархом Грузии и в течение 14 лет устраивал сию древнюю Церковь. Любимым предметом научных занятий владыки было Св. Писание; принимал он участие в переводе Библии на русский язык. "Сам с первого года своей жизни сирота, митр. Исидор был внимателен к бедным и щедр на благотворение; человеколюбие я благотворительность составляют самое лучшее и видное украшение личного характера митр. Исидора. Особенно он много вложил забот в Импер. Человеколюбивое общество, главным попечителем которого он состоял 32 года" ("Прав. Бог. Энц.").

В устройстве Св. Синода последовали перемены: учреждено при нем в 1867 г. контрольное отделение, учреждено в том же году, вместо духовно-учебного управления, новое средоточие для духовно-учебного ведомства - учебный комитет, в роде прежней комиссии духовных училищ, в 1872 г. установлены для синодальных учреждений новые штаты.

После смерти гр. Протасова обязанности обер-прокурора в течение года исполнял его ближайший помощник А. И. Карасевский. В дальнейшем должность эту занимали: гр. Α. Π. Толстой (1856-62), ген. адют. Ахматов (1862-65), гр. Д. А. Толстой (1865-80) и Κ. Π. Победоносцев в самом конце царствования императора Александра II.

Граф Дмитрий Андреевич Толстой (1823-89) был видным государственным деятелем, службу свою начал в департаменте духовных дел иностранных исповеданий, через год после занятия должности обер-прокурора, назначен был и министром народного просвещения. Твердый администратор правых убеждений, он провел значительное усиление преподавания древних языков в гимназиях. При нем произведено было преобразование духовно-учебных заведений. С 1882 г. он состоял президентом академии наук.

Число епархий увеличивалось. В первой половине XIX в. особенно известны были иерархи: Антоний (Смирницкий), архиеп. воронежский, явившийся в мире живым напоминанием ο выполняемых заповедях Христовых, называвший себя "служкой святителя Митрофана," мощи которого при нем и были прославлены (†1846 г.). Мелетий (Леонтович), архиеп. харьковский (†1835 года), нетленно почивающий в гробу (†1840). Евфимий (Беликов), еп. саратовский (†1863). Михаил (Добров), еп. оренбургский (правивший в 1831-35 годы). Антоний (Амфитеатров), архиеп. казанский, воспитанный своим праведным дядей митр. Филаретом киевским (†1879). Иаков (Вечерков), архиепископ нижегородский (†1850). В 1827 г. затворником на покое в Кирилло-Белозерском мон. преставился еп. пензенский Амвросий (Орнатский). Все они отличались особой праведностью и глубоко почитались.

Херсонская и таврическая епархии возглавлялись с 1848 г. выдающимся иерархом, архиеп. Иннокентием (Борисовым), до этого правившим вологодской и харьковской епархиями. Род. в 1800 г. сын священника орловской епархии, он окончил первым Киевскую Академию; рано развился в нем дар проповедничества. Педагогическая деятельность его началась в петербургской семинарии; был он потом инспектором и профессором Петербургской Академии, сумевши оживить своими статьями и проповедями журнал "Христианское чтение." Преподавал он богословие основное, догматическое, нравственное, пастырское, обличительное. Будучи доктором богословия, он назначен был ректором родной Киевской Академии. "И здесь его гений сразу приподнял внутреннюю жизнь академии. В ней началась небывалая умственная деятельность и то десятилетие, в течение которого во главе ее стоял Иннокентий, справедливо может быть названо самым блестящим периодом ее истории... Повсюду оставил он по себе добрую славу мудрого администратора, неутомимого проповедника и просветителя. Особенно любил он вновь устраивать монастыри, строить и украшать церкви; много заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. Много хорошего сделал он (в Одессе) для славян и греков." ("Прав. Бог. Эн."). Он поддерживал оживленную переписку с очень многими архиереями и был в близких отношениях с современными ему четырьмя обер-прокурорами. Архипастырское мужество проявил владыка во время крымской кампании, посетив Одессу и Севастополь во время его осады. Скончался архиеп. Иннокентий в 1857 г.

Митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони), сын молдавского дворянина (1746-1821), получивший богословское образование в Греции, преподававший в Яссах, с 1789 г. связанный с Россией, бывший членом Св. Синода. С 1813 г. он правил новой кишиневской епархией, устроил церковное управление во вновь приобретенной Бесарабии.

Царствование императора Александра III.
(1881-1894).

И мператор Александр III, будучи глубоко религиозным, особенно ревновал ο благе Церкви. Ближайшим его сподвижником был обер-прокурор Св. Синода Κ. Π. Победоносцев, в молодые годы преподававший ему законоведение. В церковных и государственных вопросах они были единомышленны. Царствование благочестивого Государя ознаменовано церковными преобразованиями, ο чем будет упомянуто ниже.

После кончины в 1882 г. митр. Макария московскую кафедру возглавил владыка Иоанникий (Руднев). Сын бедного диакона тульской епархии, род. в 1826 г., он окончил Киевскую академию, приняв перед ее окончанием п о стриг, причем восприемником его по монашеству был подвижник иеросхимонах Парфений. Во иеродиакона рукополагал его митр. Филарет. Первые 15 лет своего служения он посвятил педагогической деятельности, будучи в течение этого времени ректором киевской и петербургской академий. Последние 35 лет жизни Иоанникий служил Церкви в должности архиерея в пяти епархиях. В отношении подчиненных и учащихся он проявлял правду и милость, любовь к истине. Испытав нужду и лишения в юные годы, владыка проявлял горячее сострадание к бедным и вообще несчастным. Будучи архиереем, в Саратове и Нижнем Новгороде, он основал братство св. Креста для распространения истинно-христианского духовного просвещения, преимущественно в низших классах населения. Братство помогало архипастырю и в обращении раскольников. Будучи экзархом Грузии (1877-82), владыка Иоанникий сумел водворить и поддерживать мир в разноплеменной и легко возбудимой пастве. В Москве им основано было Кирилло-мефодиевское братство для распространения православного образования и просвещения среди народа. В 1891 г. владыка Иоанникий переведен был в Киев. С 1891 по 1893 г. московской епархией правил митр. Леонтий (Лебединский), до этого архиепископ варшавский. Заместителем его был владыка Сергий (Ляпидевский), ранее архиеп. херсонский.

После кончины в 1882 г. митр. Киевского Филофея его преемником был, по почину самого Государя, владыка Платон (Городецкий). Сын священника тверской епархии, род. в 1803 г., он окончил киевскую академию, был преподавателем и инспектором петербургской академии, ректором костромской семинарии. Пробыв викарием литовской и псковской епархий, он занимал потом кафедры: рижскую, донскую и херсонскую, всюду проявляя свои административные способности. В Риге он укреплял православие, во Пскове деятельно боролся с расколом. В Донской епархии основывал единоверческие приходы и обращал в православие калмыков; в Киеве боролся с штундизмом. При нем в Матери городов русских торжественно праздновалось 900-летие Крещения Руси. Скончался митр. Платон в 1891 г. Преемником его был митрополит Иоаникий (Руднев).

В 1892 г. скончался митрополит с. петербургский и ладожский Исидор, состоявший в сане священном 67 лет, в епископском - 58, в сане митрополита - 36 лет, служивший при четырех императорах. Докладывая государю ο кончине митр. Исидора, последовавшей от случайного заражения крови на руке, обер-прокурор Победоносцев, писал: "Трудно заменить этого старца. Он был учен, разумен, обладал громадною памятью н опытностью в делах. Взгляда был в делах широкого, чем многим отличался от многих духовных, и потребность данной минуты понимал сразу своим практическим житейским смыслом; и так в делах синодских был он твердой опорой для разумных распоряжений. Притом был невозмутимо спокоен, всегда весел и при добром сердце и уме обладал свойством всякой доброй русской натуры - юмором живым, но беззлобным." После него петербургскую кафедру возглавил владыка Палладий (Раев), экзарх Грузии (1887-92), до этого архиепископ казанский. В занимавшихся им ранее тамбовской и рязанской епархиях он основал миссионерские противораскольничьи общества. В Грузии владыка реставрировал многие памятники церковной старины.

Выдающимися иерархами во второй половине XIX в. были: архиепископы херсонские Димитрий (Муретов), ум. в 1883 г. и Никанор (Бровкович), ум. в 1890 г.; Феофан (Говоров) еп. владимирский, впоследствии затворник Вышенский, ум. в 1894 г.; Арсений (Иващенко), еп. кирилловский, составивший "Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные события от рожд. Христова до 1898 г" (1830-1908); Арсений (Брянцев), архиеп. харьковский, до этого рижский и казанский; Димитрий (Самбикин), архиеп. казанский, ранее тверской, составивший "Месяцеслов русских святых, всею русскою церковью или местно чтимых" (1839-1908); Ювеналий (Половцев), архиеп. литовский, ранее еп. курский (1826-1904); Михаил (Грибановский) еп. таврический, видный богослов, рано скончавшийся (1898). В бытность его еще инспектором петербургской академии, Победоносцев так определил его в письме к имп. Александру III: "Это человек прекрасной души, ясного взгляда, ученый, образованный, благочестивый." Харьковскую епархию 19 лет возглавлял ревностный архиеп. Амвросий (Ключарев) известный проповедник (†1901 г.). Николай (Касаткин), архиеп. японский, с 1860 г. миссионерствовавший в Японии, скончавшийся в 1911 г.

Обер-прокурором в течение всего царствования императора Александра III был Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). Дед его был священником московской епархии, отец - профессором московского университета. Образование он получил в Императорском Училище Правоведения, службу начал в Сенате, был потом профессором московского университета; его труд "Курс гражданского права" считается выдающимся; был он впоследствии почетным членом московского, петербургского, киевского, казанского и Юрьевского университетов и французской академии; при назначении обер-прокурором был уже сенатором и членом Государственного Совета. Его "Московский Сборник" ярко и отчетливо раскрывает ложь и вред современных ему политических и общественных движений, его проникновенные "Господские праздники" выявляют его глубокую религиозность. "Он имел и своих горячих сторонников, и противников. Но для церкви православной, которую он любил со всей силой своей богатой души, им сделано было столько хорошего, столько важного, что признание его великих заслуг для нее может быть утверждено и теперь. В этом отношении можно привести мнение лица, совершенно беспристрастного и непартийного и, вместе с тем, пользующегося известностью серьезного журналиста (Б. В. Глинский): "Сам вышедший из духовной среды, не порвавший с нею ни внешней, ни внутренней связи, человек горячо верующий и страстно и убежденно исповедующий православие, человек обширного ума и громадной эрудиции, лицо, приближенное ко Двору и имеющее непосредственный доступ к Престолу и Царской Семье... он авторитетно и властно заявил и правительству и обществу: встаньте пред православным священником, поклонитесь с почтением и любовью перед его саном и отнеситесь благоговейно к той трудовой и полной сокровенного и высшего значения крестной ноше, которую он несет" ("Полный Прав. Бог. Энцикл. Сл." т. II. Дополнения. 1913).

В жизни церковной царствование императора Александра III ознаменовано существенными мероприятиями. Положено твердое начало по обеспечению всего духовенства жалованием. Установлены новые оклады жалования для войскового духовенства. Утвержден новый устав духовных консисторий. Возвышены оклады педагогическому персоналу духовно-учебных заведений. Духовенство поставлено во главе дела народного образования. Восстановлены многие, прежде закрытые, приходы. Увеличилось числа общин и монастырей. Оживилась деятельность духовенства созданием братств и обществ распространения религиозно-нравственного просвещения. Получило широкое развитие дело издательства духовно-нравственных книг для народа и открыто много духовно-народных библиотек. Созывались съезды: епископов - в Киеве, Петербурге, Казани и Иркутске; миссионерские всероссийские в Москве и окружные. В Киеве в 1894 г. происходил съезд преподавателей церковно-приходских школ. Заведены миссионерские курсы и учреждены особые кафедры при семинариях по изучению раскола и сектантства. Учреждены новые епархии: екатеринбургская, владикавказская, финляндская и забайкальская, и четыре новые семинарии ("Прав. Бог. Энц." т. I.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: