Фирма – институт рыночной экономики, предназначенныйдля координации решений, которые принимают владельцы производственных ресурсов.
Фирма – организация в экономике, которая владеет одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров и услуг.
Для успешного функционирования на рынке предприниматель или предприятие должны иметь самую достоверную информацию о функционировании рынка.
Это требует больших затрат, изучения рынка, кроме того помимо информации о ценах необходимо тратить финансовые ресурсы на ведение переговоров с контрагентамиразрабатывать систему стандартов, необходимо оградить себя от некорректных последствий поведения партнёров. Отсюда дополнительные ресурсы на содержание юридических служб. Всё этотранзакционные издержки.
Транзакционные издержки – ввёл лауреат Нобелевской Премии по экономике Рональд Коуз.
Каждое предприятие необходимо характеризовать с двух сторон:
Социально-экономическая сторона – характеристика предприятия о том, какие формы собственности лежат в основе предприятия, кому принадлежит капитал, к какой организационно-правовой форме относится.
Технико-экономическая сторона – характеристика по признаку деятельности (промышленное, торговое, транспортное, сферы услуг), по размерам (мелкие, средние, крупные), по отраслевой принадлежности (добывающие, обрабатывающие), по назначению продукции.
Теории происхождения фирмы:
Неоклассическая (технологическая) теория фирмы.
Фирма рассматривается как производственная единица, деятельность которой описывается производственной функцией (зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимым из этого набора), а целью является максимизация прибыли.
Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба.






