Внутренняя торговля быстро росла на основе расширения продажи продукции сельского хозяйства и крестьянских промыслов, а также - крупной текстильной промышленности.
Формы организации торговли также развивались. В ряде регионов (Центр - особенно Москва, Северо-Запад, некоторые крупные города других районов страны) росла постоянная торговля в магазинах, гостиных дворах, лавках, рядах. Некоторые села и городки превращались в постоянные торговые центры (Балахна, Моршанск и др.).
Получила развитие биржевая торговля (Петербургская, Одесская, Варшавская, Московская биржи).
В провинции и на окраинах увеличивались старые и возникали новые ярмарки (в Тифлисе, Тюмени, Кишиневе), число которых к середине века превышало 4 тыс. Лидировала по-прежнему ярмарка, перенесенная в 1817 г. из Макарьева в Нижний Новгород. Ее оборот составлял более 40 млн. руб.
Наиболее массовой была торговля в разнос в городах и сельской местности.
Внешняя торговля к середине прошлого века составляла около 20% внутреннего товарооборота. Темпы ее роста отставали от внутреннего рынка. За полвека внешнеторговый оборот вырос в 2 раза. Кроме того, застой и потеря темпов развития в горной и ряде других отраслей промышленности привели к большому сокращению вывоза промышленных товаров, который составлял лишь 10% всего экспорта. В основном он был направлен в страны Азии, отстававшие от России в промышленном развитии - Иран (Персию), Китай, Турцию. Поэтому все большее значение приобретал экспорт сельскохозяйственной продукции и сырья (лен, сало, лес, пенька, во второй четверти века - зерно). Однако кризисные явления в аграрном секторе, а также колебания цен на мировом рынке не давали возможности значительно увеличить вывоз хлеба.
|
|
Импорт был меньше, главным образом ввозились промышленные товары (хлопок, пряжа, ткани, сахар, машины). Чтобы защитить российских предпринимателей от иностранной конкуренции, правительство использовало таможенный протекционизм. В первой половине XIX в. он имел запретительный характер по отношению к ввозу многих товаров. Основным торговым партнером оставалась Англия, куда ввозилось свыше 70% российского экспорта льна, пеньки, сала.
С развитием торговли и всероссийского рынка все большее значение приобретала транспортная система. В первой половине прошлого века основными видами транспорта были водный и гужевой.
Север и Северо-Запад страны с Центром и Поволжьем соединяли каналы. Кроме построенной в XVIII в. Вышневолоцкой системы каналов, в начале века начали действовать Мариинская и Тихвинская. По каналам ходили различные типы судов, в том числе большие и малые баржи, передвигаемые ватагами бурлаков. Все чаще использовались пароходы, которых к середине столетия насчитывалось свыше 330.
В южных районах, а также зимой по всей территории России использовался гужевой транспорт.