Причины и последствия осуществления крестьянской реформы 1861 года

Александра второго еще с юности занимала Крестьянская реформа. Однако приступить к ней он мог лишь после того, как займет трон. В чем же были причины столь ревностного желания монарха освободить крепостных крестьян? 1) Александр второй, как мудрый и грамотный правитель, понимал, что крепостное право тормозит государство. От использования любых рабовладельческих элементов европейский мир давно отказался. Россия же продолжала медлить, боясь провести реакционные реформы. По мнению Александра второго, крестьянская реформа должна была устранить в корне все причины отставания России от мировых держав. 2) Александр был глубоко уверен в том, что наличие крепостного права в стране плохо влияет на оборонную способность России. Крепостное право приводило к понижению рейтинга России среди европейских держав. Более того, многие европейские монархи считали ниже своего достоинства вести с Россией дела. Совсем как во времена Древней Руси, когда Владимир не смог добиться руки принцессы Константинополя лишь потому, что был язычником. 3) Не стоит забывать и о том, что новый монарх был воспитан в духе просветительства и демократии. Творческая интеллигенция давно ратовала за отмену крепостного права. Учителем Александра второго в юношестве был сам Василий Жуковский, который являлся лидером творческой интеллигенции XIX века. Именно Жуковский считается учителем Пушкина. По мнению Александра второго, крестьянская реформа должна оказать положительное влияние и на духовную составляющую российского общества. Начало для реформы было положено в 1857 году, когда монарх создал Тайную комиссию. Тайная комиссия должна была разработать план, по которому отмена крепостного права должна была стать наиболее плавной и незаметной. Основную проблему для монарха представляло противостояние интересов крепостных и дворянства. Дворяне искренне были уверены, что отмена крепостного права стране ни к чему. Они не хотели расставаться со своими землями и со своими крестьянами. Крепостные, наоборот, считали, что крестьянская реформа должна полностью вернуть им свободу, к тому же еще принести и землю, на которой можно было бы вести хозяйство. Угодить и тем, и другим было невозможно. 19 февраля 1861 года произошло знаменательное событие для всей России – было отменено крепостное право. По всей стране в церквях читался указ Александра второго. Согласно данному указу все крепостные получали свободу и независимость от своих бывших помещиков. Каждый крестьянин получал в личное пользование землю. Однако эта земля все еще считалась владением помещика. Крестьяне обязаны были выкупать свои участки у помещика, добиваясь независимости владений. Таким образом, отмена крепостного права 1861 года навсегда изменила Россию. Однако ни помещики, ни крестьяне не остались довольны. Помещики считали, что их обворовывают, отнимая законные земли. Крестьяне были уверены, что бывшее крепостное право сменилось на новое, которое стало называться отработками. В итоге Александр второй осуждался практически во всех слоях общества.

22. Содержание и суть либерально-буржуазных преобразований Александра II.

Земская реформа Александра 2 – комплекс преобразований в системе управления уездными и губернскими землями, дающий им право созывать собственные органы самоуправления и самостоятельно заниматься решением хозяйственных вопросах в регионах. Земская и городская реформы должны были создать на местах органы местного самоуправления. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 года создавало такие учреждения, как земские управы, земское собрание. В состав этих учреждений могли входить граждане любого сословия из местного населения.

Для того, чтобы упростить процесс выбора членов совета и сделать его более систематизированным, были созданы курии – особые разряды, на которые делились все граждане, желающие участвовать в выборах. Курии разделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего существовало три курии: курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей и курия от сельских обществ. Основная идея создания подобного разделения была в том, чтобы в органы местного самоуправления могли в равных частях попасть представители всех сословий. К сожалению, на практике все было сложнее.

Формально реформа предполагала, что в выборах мог участвовать человек любого сословия, однако было одно ограничение – право выбора регулировалось имущественным цензом. Благодаря этому, на практике, в местные органы попадали представители высшего дворянского сословия, которые обладали значительным имуществом, а не крестьяне, у которых ничего не было.

Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы. Земства и управы, однако, не получили всех тех прав, которые предполагала реформа. На деле они занимались не решением серьезных вопросов, а решением хозяйственных и бытовых дел уездов – строительством дорог, школ, больниц, внешним обустройством, заботой о скоте и так далее. Земства занимались также сбором налогов и средств на местные нужды.

Власть местных органов самоуправления была достаточно ограниченной, они подчинялись губернаторам, министрам и императору, так как дворянство боялось слишком большой самостоятельности регионов. Впрочем, положительный эффект все равно был достигнут и земства стали появляться по всей стране.

Судебная реформа Александра 2 (реформа 1864 года) – комплекс мер по совершенствованию системы судопроизводства, судоустройства, предусматривающий создание новой, более современной судебной системы в Российской Империи.

Целью Александра 2 было создание более совершенного суда, который бы мог работать вдвое эффективнее, принимать более честные и справедливые решения в отношении всех категорий граждан, вне зависимости от их сословия.

Реформа создала в России две ветви судов – мировые суды и общие съезды. Каждая из этих ветвей, в свою очередь, подразделялась на две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды. Новая система имело четкую иерархию и разделение полномочий, что позволяло избавиться от путаницы, существовавшей ранее. Теперь весь процесс прохождения дела по инстанциям был достаточно коротким и четко оговоренным. Дело не терялось и не застревало на несколько лет в кабинетах чиновников. Дела разделялись на гражданские и уголовные и рассматривались в зависимости от их классификации. Путаница, наконец, исчезла.

Реформа также существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства. Суд стал более открытым благодаря введению принципа гласности. Все участники процесса теперь имели равные права и могли выступать в суде с доказательствами и речами, а также на равных участвовать в дискуссия. Расширены были полномочия следователей – были введены новые типы оперативно-розыскных мероприятий, появились новые типы доказательств. Кроме того, было проведено разделение на предварительное и судебное следствие, что снижало возможность появления судебной ошибки. Подсудимые же, наконец, могли рассчитывать на полноценное обжалование приговора в вышестоящих инстанциях в кратчайшие сроки.

Одной из самых важных частей реформы было появление суда присяжных и становления суда независимым институтом. Судебная власть была полностью отделена от административной и полицейской.

Еще одним достижение стала независимость суда от сословия. Каждый человек имел равные права. Суд стал более честным.

Городская реформа Александра 2 (реформа городского самоуправления 1870 года) – комплекс мер, призванный дать городскому населению право на самостоятельное управление территориями города и своим хозяйством. Реформа была одной из основных в списке Великих реформ Императора и давала городам независимость от воли центра, который не всегда мог построить грамотное управление. Основная цель нового законопроекта заключалась в том, чтобы создать на местах органы местного городского самоуправления, которые занимались бы различными хозяйственными делами – благоустройством зданий, созданием инфраструктуры (постройка школ, больниц), постройкой путей сообщения, устройством праздников, вопросами безопасности, финансирования и многим другим.

Основными учреждениями местного самоуправления стали избирательные собрания, городские управы и думы. Избирательное собрание выбирало членов городского собрания, которые при голосованиях имели право решающего голоса. Остальные члены думы избирались на обычных открытых выборах, которые проходили раз в 4 года. Быть избранным мог представитель любого сословия, являющийся гражданином России. Некоторые ограничения были лишь в вопросах вероисповедания, в частности, председатель думы не мог быть иудеем, а общее число нехристиан не должно было превышать одну треть.

Выбранная дума занималась выбором различных должностных лиц, решала вопросы общественного устройства и городского управления. Дума также заведовала финансовыми делами, назначая те или иные налоги, однако сама их сбором не занималась. Губернатор города мог в любой момент отменить решение думы или скорректировать его, так что полной свободы этот орган все же не имел.

Дума также избирала членов в городскую управу, более мелкий орган самоуправления. Члены городской управы собирали налоги, составляли городские сметы и занимались прочими более мелкими хозяйственными делами по указу думы.

Членом совета или думы мог стать любой горожанин старше 25 лет, не имевший судимости и задолженностей по налогам.

Военная реформа Александра 2 – комплекс мер по преобразованию русской армии, проведенный в 60-70-х годах 19 века министром Милютиным.

Основная проблема армии заключалась в том, что она требовала слишком много денег на свое содержание, однако на войне себя не окупала. Целью Милютина было создать армию, которая была бы весьма малочисленна в мирное время (и не требовала бы много денег на содержание), но при этом могла быстро мобилизоваться в случае войны.

Главное событие всей военной реформы – Манифест о всеобщей воинской повинности. Именно это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Отменена была рекрутская система, теперь каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии. Срок службы в большинстве войск составлял 6 лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим методом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось.

Однако, прежде, чем вводить всеобщую повинность, необходимо было существенно изменить систему военного управления, чтобы в ней могли служить все категории граждан. В 1864 году Россия была разделена на несколько военных округов, что значительно упрощало управление огромной державой и ее армией. На местах во главе сидели местные министры, которые подчинялись военному министерству в Петербурге. Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства и передать их в ведание округов. Теперь управление было более систематизированным и эффективным, так как каждый военный чиновник имел определенный круг обязанностей на своей территории.

После упразднения старой системы управления было проведено полное перевооружение армии. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику.

Новая армия получила и новые принципы воспитания солдат. Были отменены телесные наказания, солдаты стали более подготовленными и образованными. По всей стране начали открываться военные учебные заведения.

Закрепить преобразования могли лишь новые законы, и они были разработаны. Кроме того, появился военный суд и военная прокуратура – это позволило улучшить дисциплину в армии и ввести ответственность офицеров за свои действия.

И, наконец, благодаря всеобщей повинности, армия стала более привлекательной для крестьян, которые могли рассчитывать на неплохую военную карьеру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: