1) в сфере образования произошли значительные изменения;
2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;
3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.
В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.
Перестройка образования затронула все ступени- высшую, среднюю, начальную. Начальные школы могли открываться общ. учреждениями и частными лицами (так начали появляться государс, земские, воскресные школы).
С 1864 года осн. типом среднего учеб. заведения стали гимназии, которые делились на классические и реальные. В классических внимание уделялось древним языкам и др, благодаря чему можно было получать дальнейшее высшее образование. В реальных изучали естественные науки, математику, технич. предметы. Доступ в университеты был запрещен, можно было продолжать образование в высших технических заведениях.
Начало свое развитие и женское образование. Правда, объем знаний отличался от того, чему обучали юношей. В качестве продолжения образования для девушек были открыты курсы женские в Москве и Петербурге, а в дальнейшем их стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.