Культура Казахстана во второй половине XIX – начале ХХ вв. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева

Культура Каз ахстана в конце 19 в нач 20в. (образование и периодическая печать, каз лит, устное и музык творчество)
Образование оставалось на низком уровне. Царское правительство препятствовало обучению каз детей, в школах они сост всего 6%. Активизировалась деятельность демократической интеллигенции которая способствовала распространению русского образования. Их стараниями были изданы произведения Абая, Алтынсарина, Кобеева, Сералина, Кудайбердиева. Выходит соц-демократическая газета «Урал», журнал «Айкап» - помогал развитию казахской демократической культуре. Казахские писатели демократы высоко ценили русскую культуру пропагандировали средим своего народа русских писателей. Педагог и писатель Испандияр Кобеев, поэт Султан Махмуд Торайгыров, поэт Макжан Жумабаев (стихи «Свобода», «Моё желание», «Бедняга»), ученый-лингвист Ахмет Байтурсынов (редактор газеты «Казах»), Жусупбек Аймауытов («Карт кожа», «Кюй счастья»), Маржакып Дулатов (первый казахский роман «Бакыт сыз жамал»).
Казахскую муз культуру отличала демократическая направленность. Широко известны композиторы, певцы Кенен Азербаев, Майра Шамсутдинова, Ибрай Сандыбев, Естай Беркимбаев; композиторы-кюйши Дины Нурпеисова, Казангап Тлепбергенов, Сейтен Уразалиев; исполнители произведений Амре Камаубаев, Кали Байханов, Габбас Айтпаев.
1906г в Оренберге прошли первые русско-казахкие концерты. Члены рус географического общества изучали и записывали каз муз творчество. В 1909г Рыбаков сделал доклады на эту тему в Москве и в Питере. Восстанию 1916г была посвящена песня Дины Нурпеисовой «Набор» и Уразалиева «16-ый год». Выделялись песни о народном батыре Имангельды Иманове.
С 1897-по 40-ые годы сеть русскоязычных школ удвоилось, однако население продолжало получать образование в мектебах и медресе.

Абай Кунанбайулы (настоящее имя Ибрагим) из рода табыкты. Учился в медресе Семипалатинска. Отец не дал ему доучиться, желая привлечь к управлению народом. На формирование его творчества повлиял Толстой, Через литературу России он узнал о культуре Запа­да. Абай - основоположник письменной казах. лит~ры. В 1884 г. из­бран (по предложению политических ссыльных) членом областного стат. комитета. Автор строк: «Я презрел познанье, юноша пустой..:». «Козымнын карасы» одна из его песен.

Развитие просвещение во 2-й пол.XIX в. в Каз-не тормозило: скудость средств, нехватка учеб. пособий и учителей (низкая оплата их труда).

Традиционная казахская культура. Жанторе, хан Мл.Жуза (уби­тый в 1809 г), создал выдающийся кюй «Шалкыма». В творчестве акына, поэта и оратора 1-й пол. XIX в. Шернияза получили развитие традиции импровизаторства. Акан Серы - автор песен «Макпал», «Сырымбет», «Балхадиша», «Манмагер», «Кулагер». Композитор-песенник 1-й пол. XIX в. - Сегиз Серы. Сармалай - крупный компози­тор и сыбызгист. Жаяу Муса — композитор и поэт-публицист (по об­винению сыновей султана Шормана выслан в Тобольск, подвергался гонениям и притеснениям). Поэт 1-й пол. Х1Х в. Абыл сохранил ог­ромный эпический цикл и передал поколениям «40 ногалинских бога­тырей». Сборник стихов «Осиет-нама» Дулата Бабатайулы, опублико­ванный в 1880 г. был запрещен царской цензурой. На его творчество повлияли жырау, дастаны. Шоше Каржабай-улы записал лучший ва­риант «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Суюнбай - самый популярный поэт Жетысу (Жамбыл его лучший ученик).

На взгляды Даулеткеряй Шигайулы (1820-87) повлияло восста­ние 1836-38 гг. И.Тайманова в Букеев. Орде. В кюях «Кос-алка», «Ку-даша», «Акбала-кыз», «Кыз Акжелен» он создал женский портрет и стал основоположником лирического направления в домбровой музы­ке. Таттимбет Казангапулы - выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников классической домбровой музыки стиля шертпе. Его привлекали кюи-легенды XIII—XVII вв. Абай повлиял на талант выдающегося композитора Биржана Кожагулулы. Ыкылас Дукенулы (1843-1916) - кобызист, кюйши-композитор 2-й пол. XIX в. - возродил традицию кобыза времен Коркута.

Курмангазы Сарырбайулы - гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. В его кюе «Сары арка» слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Свой 1-й кюй «Кишкентай» посвятил И.Тайманову. Всего до нас дошло его 60 кгоев. В XIX в. были распро­странены кюи, жыр, толгау, терме. Айтыс - состязания акынов-импровизаторов.

В 1868 г казахские ювелирные изделия и костюмы показыва­лись в Париже. В 1-й пол. XIX в. (1820-ые гг.) ханский дворец (с при­влечением средств царского правительства) возводится в Букеев. Орде в местности Жаскус. Во 2-й пол.Х1Х в. в медресе изучались предметы: фараиз (закон о наследовании и разделе имущества), усул-фиких (ис­следование мусульман.законов), акаид (догматика), монтик (логика).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: