Лекция 1. Методология осмысления культуры

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Культурология и философия культуры.

2. Рациональное и иррациональное в культуре.

3. Формирование мифологического сознания.

4. Основные функции мифа в культуре.

5. Мифологические легенды о возникновении мира и культуры.

6. Культура как ценностная картина мира.

7. Нравственные основания культуры.

8. Эвристика как наука о творческом мышлении.

9. Культура как творчество.

10. Четыре вида творчества.

11. Эволюция моделей культурного человека.

12. Человек как творец культуры и ее творение.

13. Информация как феномен культуры.

14. Диалог в культуре.

15. Текст как инструмент культуры.

16. Традиция как феномен культуры.

17. Возникновение и сущность игры.

18. Основные виды игр и их функции.

19. Праздник как игровой феномен культуры.

20. Мифология и религия.

21. Религия как духовное основание культуры.

22. Второе, духовное рождение человека.

23. З. Фрейд о мотивации поведения человека.

24. К. Юнг об архетипах «коллективного бессознательного».

25. Э. Фромм о деструктивности в поведении человека.

26. Психологические различия культур.

27. Культура как система языков.

28. Культура как система смыслов.

29. Герменевтика.

30. Символ.

31. Эстетическая культура.

32. Объективные и субъективные основания эстетического.

33. Основные функции искусства.

34. К. Леонтьев об этапах развития культуры.

35. Н. Данилевский о культурно-исторических типах.

36. О. Шпенглер о переходе культуры в цивилизацию.

37. Принципы типологии культуры.

38. Бинарные и тернарные культуры.

39. Особенности культур Востока и Запада.

40. Теория этногенеза Л. Гумилева.

41. Э. Геллнер о национальных противоречиях.

42. Русская идея.

43. Критерии этнической и этнорегиональной идентичности.

44. «Дневная» культура, ее истоки и функции.

45. «Ночная» культура, ее истоки и функции.

46. Естественное и искусственное в культуре.

47. Техника и культура.

48. Ноосфера и глобальный кризис цивилизации.

49. «Дао» как путь гармонии с природой.

50. Условия и предпосылки возникновения массовой культуры.

51. Человек «массы» и массовая культура.

52. Контркультура и ее основные течения.

53. Элитарная культура и ее дилеммы.

54. Утопии и антиутопии в современной культуре.

55. Проблема пересмотра современной ценностной картины мира.

56. Цели и смысл культуротворчества.


1. Культурология и философия культуры. Слово «культура» возникло из лат. colo («взращивать, возделывать»). Определение Э. С. Маркаряна: «Культура есть совокупность способов человеческой деятельности по удовлетворению потребностей». Таких определений существует несколько сотен, потому что культура есть многогранный, многомерный феномен.

При этом важно понять задачу «освоения мира» в культуре. Освоение=познание+осмысление. М. М. Бахтин определял: «смысл есть ответ на какой-либо вопрос, то, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено смысла».

ценностный смысл
поиск, вопрос
интерес
мотивация
потребность

Осмысление мира есть «привязывание» предметов мира к потребностям человека. Освоение мира приводит к формированию ценностной картины мира, показывающей, как и с помощью чего человек может удовлетворять свои потребности.

Культурология ‑ это комплекс дисциплин, изучающих культуру, куда включаются история культуры, социология культуры, психология культуры, теория культуры и философия культуры. История культуры изучает конкретные исторические феномены культуры, теория культуры изучает закономерности развития культуры, а философия культуры направлена на осмысление культуры.

2. Рациональное и иррациональное в культуре. В процессе осмысления культуры важно понимать различие методологии рациональной и иррациональной, которое понятно из схемы:

Рациональное Иррациональное
Однозначная детерминация Неоднозначная обусловленность, синхронность
Объективная достоверность, проверяемость Субъективная достоверность, непроверяемость
Адекватная транслируемость и перевод на другие языки Неполная транслируемость, перевод с остатком, сотворчество
Дискурсивность, осознаваемость Неполная осознаваемость, интуитивность
Связано с количественными характеристиками объектов Связано с качественными характеристиками объектов
Используется для осмысления материально-технической сферы Используется для осмысления духовно-гуманитарной сферы
Связано с функциями левого полушария головного мозга Связано с функциями правого полушария головного мозга
Дискретность, прерывность Континуальность, целостность
Выражает преимущественно пространственные характеристики объекта Выражает преимущественно временные характеристики объекта

При этом надо учесть, что эти два различных подхода ‑ взаимодополнительны, то есть: разум=рациональное+иррациональное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: