КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Культурология и философия культуры.
2. Рациональное и иррациональное в культуре.
3. Формирование мифологического сознания.
4. Основные функции мифа в культуре.
5. Мифологические легенды о возникновении мира и культуры.
6. Культура как ценностная картина мира.
7. Нравственные основания культуры.
8. Эвристика как наука о творческом мышлении.
9. Культура как творчество.
10. Четыре вида творчества.
11. Эволюция моделей культурного человека.
12. Человек как творец культуры и ее творение.
13. Информация как феномен культуры.
14. Диалог в культуре.
15. Текст как инструмент культуры.
16. Традиция как феномен культуры.
17. Возникновение и сущность игры.
18. Основные виды игр и их функции.
19. Праздник как игровой феномен культуры.
20. Мифология и религия.
21. Религия как духовное основание культуры.
22. Второе, духовное рождение человека.
23. З. Фрейд о мотивации поведения человека.
24. К. Юнг об архетипах «коллективного бессознательного».
|
|
25. Э. Фромм о деструктивности в поведении человека.
26. Психологические различия культур.
27. Культура как система языков.
28. Культура как система смыслов.
29. Герменевтика.
30. Символ.
31. Эстетическая культура.
32. Объективные и субъективные основания эстетического.
33. Основные функции искусства.
34. К. Леонтьев об этапах развития культуры.
35. Н. Данилевский о культурно-исторических типах.
36. О. Шпенглер о переходе культуры в цивилизацию.
37. Принципы типологии культуры.
38. Бинарные и тернарные культуры.
39. Особенности культур Востока и Запада.
40. Теория этногенеза Л. Гумилева.
41. Э. Геллнер о национальных противоречиях.
42. Русская идея.
43. Критерии этнической и этнорегиональной идентичности.
44. «Дневная» культура, ее истоки и функции.
45. «Ночная» культура, ее истоки и функции.
46. Естественное и искусственное в культуре.
47. Техника и культура.
48. Ноосфера и глобальный кризис цивилизации.
49. «Дао» как путь гармонии с природой.
50. Условия и предпосылки возникновения массовой культуры.
51. Человек «массы» и массовая культура.
52. Контркультура и ее основные течения.
53. Элитарная культура и ее дилеммы.
54. Утопии и антиутопии в современной культуре.
55. Проблема пересмотра современной ценностной картины мира.
56. Цели и смысл культуротворчества.
1. Культурология и философия культуры. Слово «культура» возникло из лат. colo («взращивать, возделывать»). Определение Э. С. Маркаряна: «Культура есть совокупность способов человеческой деятельности по удовлетворению потребностей». Таких определений существует несколько сотен, потому что культура есть многогранный, многомерный феномен.
|
|
При этом важно понять задачу «освоения мира» в культуре. Освоение=познание+осмысление. М. М. Бахтин определял: «смысл есть ответ на какой-либо вопрос, то, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено смысла».
ценностный смысл |
↑ |
поиск, вопрос |
↑ |
интерес |
↑ |
мотивация |
↑ |
потребность |
Осмысление мира есть «привязывание» предметов мира к потребностям человека. Освоение мира приводит к формированию ценностной картины мира, показывающей, как и с помощью чего человек может удовлетворять свои потребности.
Культурология ‑ это комплекс дисциплин, изучающих культуру, куда включаются история культуры, социология культуры, психология культуры, теория культуры и философия культуры. История культуры изучает конкретные исторические феномены культуры, теория культуры изучает закономерности развития культуры, а философия культуры направлена на осмысление культуры.
2. Рациональное и иррациональное в культуре. В процессе осмысления культуры важно понимать различие методологии рациональной и иррациональной, которое понятно из схемы:
Рациональное | Иррациональное |
Однозначная детерминация | Неоднозначная обусловленность, синхронность |
Объективная достоверность, проверяемость | Субъективная достоверность, непроверяемость |
Адекватная транслируемость и перевод на другие языки | Неполная транслируемость, перевод с остатком, сотворчество |
Дискурсивность, осознаваемость | Неполная осознаваемость, интуитивность |
Связано с количественными характеристиками объектов | Связано с качественными характеристиками объектов |
Используется для осмысления материально-технической сферы | Используется для осмысления духовно-гуманитарной сферы |
Связано с функциями левого полушария головного мозга | Связано с функциями правого полушария головного мозга |
Дискретность, прерывность | Континуальность, целостность |
Выражает преимущественно пространственные характеристики объекта | Выражает преимущественно временные характеристики объекта |
При этом надо учесть, что эти два различных подхода ‑ взаимодополнительны, то есть: разум=рациональное+иррациональное.