Научная революция в естествознании в 17 веке. Галилей и его картина мира

На рубеже двух исторических эпох в 1650 г. в Нидерландах увидел свет труд выдающего ученого своего времени Бернхарда Варения Варениус (Бернхард Варен) (1622-1650) «Всеобщая география». Немец по национальности, учился в Гамбургском и Кенисбергском университетах. В 25 лет переехал в Голландию, где и развернулась его короткая деятельность. Умер в 29 лет. Варениус был тем ученым, которому удалось оказать глубокое влияние, сохранявшееся болee чем столетие, на содержание и научный кругозор географии.

Бернхард Варен родился в 1622 г. в Германии, вблизи Гамбурга, В 1640 г. он поступил в Гамбургский университет, где изучал философию, математику и естественные науки. Спустя 3 года он прибыл в Кенигсберг изучать медицину, а затем отправился в Лейден. В 1647 г. он стал домашним учителем и гувернером в семействе, проживавшем в Амстердаме. В этом оживленном торговом городе Варен близко познакомился с миром купцов, корабли которых отправлялись в самые удаленные районы Земли, в том числе в Японию, где у голландцев была торговая фактория на одном из островов в гавани Нагасаки. Удовлетворяя потребность голландских купцов больше знать о людях, с которыми они вступали в деловые отношения, Варениус в 1649 г. опубликовал книгу "Descriptio regni Japoniae et Siam" («Описание японского и сиамского королевств»).

Цель этой книги состояла в том, чтобы снабдить амстердамское купечество полезными сведениями о некоторых районах Земли и живущих там людях.

И тут Варениус увидел, что характеристики отдельных местностей не могут расцениваться как вклад в науку, если они не увязываются с соответствующей системой общих представлений.

Тогда он приступил к работе над своей "Geographia Generalis" (т.е. «общей географией»), начав ее осенью 1649 г. и закончив весной 1650 г. В ней были помещены ссылки на ряд книг по географии, которые он предполагал написать, но в том же 1650 г. в Лейдене Варениус умер.

Он делит географию на всеобщую и частную. «Всеобщая география называется та, которая рассматривает Землю вообще, изъясняет ее свойства, не вступая в подробное стран описание; частная же, или особенная, показывает положение и состояние каждой области …»

Иоганн Кеплер (1571-1630) также считал, что «наш мир не принадлежит к простому стаду других беспозвоночных». Он написал «Гармония мира».

Он писал: «Земной шар содержит циркулирующую жизненную влагу. В нем, как и в одушевленных телах, происходит процесс ассимиляции. Каждая его частица живет. Он обладает инстинктом и волей, даже в самых элементарных своих молекулах, которые притягивают и отталкивают друг друга сообразно своим симпатиям и антипатиям. Каждый вид минерала способен умножать свою массу, перерабатывая огромное количество вещества, как мы перерабатываем пищу в кровь и мясо. Горы – это органы дыхания земного шара, а трещины в них – его органы выделения. Жилы в горных породах – гнойники и нарывы в царстве минералов, а металлы – продукты гниения и заболевания, почему почти все они имеют такой дурной запах».

И. Кеплер – создатель классической астрономии.

Френсис Бэкон.

Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. В 1618-1626 гг. лорд-канцлер Англии.

Свои сообщения, связанные с предвидением

А) огромной роли науки в жизни человечества,

Б) с изысканием эффективного метода научного исследования,

В) с выяснением перспектив развития науки и ее практических применений, умножающих могущество человека и его власть над природой

Бэкон изложил в незаконченном труде «Великое восстановление наук», частями которого были трактаты «О достоинстве и приумножении наук» (1623), «Новый Органон или Истинные указания для истолкования природы» (1620) и цикл работ, касающихся «естественной истории», отдельных явлений и процессов природы.

В «Новом Органоне» Бэкон констатирует противоречие между состоянием науки (теории) и техники (практики).

В чем причина неудовлетворительного состояния теоретической науки?

Бэкон выделяет 12 причин:

- Молодой возраст науки. Из 25 веков человеческой истории менее 6-ти благоприятствовали ей. В философии малое внимание уделено философии природы (естествознанию). Без связи же отдельных наук с философией природы не будет прогресса. Философия природы – «великая мать наук». Время ее расцвета у греков было непродолжительным.

- Неверная цель, поставленная перед науками (поставлены недостижимые цели). Подлинная цель – наделение человеческой жизни новыми открытиями и благами.

- Неверный метод – верен опытный метод – «все было предоставлено или мраку преданий, или круговращению силлологизмов, или случайности, или произволу смутного, неупорядоченного опыта.

- Разрыв между теорией и опытом (платоновский разрыв между разумом и чувством). Пренебрежение опытом.

- Благоговение перед древними авторитетами.

- «Головокружение от успехов». Переоценка достигнутого. На самом деле наука находится только в начале познания.

-Мелочность и ничтожность ставящихся задач.

- Сильный противник науки – «суеверие и слепое неумеренное религиозное рвение». «Более того, по теперешнему положению дел условия для разговора о природе стали более жестокими и опасными по причине учения и метода схоластов. Ибо схоласты не только в меру своих сил привели теологию в порядок и придали ей форму науки, но вдобавок, добились того, что строптивая и колючая философия Аристотеля смешалась, более, чем следовало, с религией». Университетская, «школьная» наука «оказывается противной движению науки вперед».

- Наука не поощряется. Плата и награда зависят «от толпы и знатных мужей».

- Но величайшим препятствием является «отчаяние людей и допущение существования Невозможного». Отчаяние это возникает при рассуждении о непонятности природы, краткости жизни, об обмане чувств, о трудностях опытов и т.п.

Своей задачей Бэкон считает создание новой методологии, которая «оказывала бы разуму помощь в извлечении правильных закономерностей из наблюдений над реальной действительностью».

В основу познания он кладет опыт и именно опыт, а не первичное наблюдение.

Бэкон в разработке методологии естествознания идет еще дальше. Он разрабатывает всеобщий и полный метод нахождения истины, подробный, последовательный, скрупулезный и всеприложимый.

К этому надо добавить глубокие замечания Бэкона о коллективной научной деятельности, о необходимости учреждения особого «дома Соломона», дома науки. Эти указания Бэкона явились исходным пунктом в организации научных обществ, академий, в частности, Лондонского Королевского Общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: