Научное творчество и его особенности. Роль интуиции, веры и сомнения в научном познании

Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания». Творчество в науке требует прежде всего приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Новыми считаются такие результаты научного исследования, которые существенно расширяют и углубляют имеющиеся знания об объективной реальности и ее свойствах. В эпоху научно-технической революции наблюдается резкое возрастание объема нового знания. Удвоение заявок на научные открытия и изобретения происходит в среднем каждые 2,5—3 года. Примерно такими же высокими темпами растет количество выданных патентов и авторских свидетельств, внедренных изобретений.

Этапы научного творчества: выбор темы исследования; выбор методов исследования; обмен мнениями, дискуссии, семинары; непрерывная работа, вдохновение, интуиция, наблюдательность.

Научное творчество всегда в той или иной мере связано с эстетическими переживаниями. Эстетика в науке имеет и прагматическое значение – эстетические критерии с особенной ясностью отсекают псевдонауку от науки и служат реальной основой при оценке значимости исследования. Как и почему? Проблемы эстетики в науке представляют большой интерес и далеки еще от своего решения.

Такая связь эстетики и науки непосредственно подтверждается мыслями творцов науки, свидетельствующими о важном значении их эстетических переживаний. Научное творчество неосуществимо на основе одного лишь дискурсивного метода, на основе чистой логики. Наука требует интуиции. Эйнштейн писал: «...высшим долгом физиков является поиск тех общих элементарных законов, из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира. К этим законам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция». Наука – это сочетание логического и интуитивного, Вагнера и Фауста или Сальери и Моцарта. Логика без интуиции не создает новой информации, но лишь выявляет информацию, уже содержащуюся в исходных положениях. Можно «поверить алгеброй гармонию», но нельзя эту гармонию создать, то есть извлечь из окружающего мира. Без интуиции нет творчества. Однако научная интуиция без логики может обманывать или оказываться бесплодной. «Алгебра» необходима постоянно. Интуитивное нахождение, угадывание минимальной программы само всегда означает интуитивное понимание ее дальнейшего развития. Творец науки провидит научную логику, раскрывающую содержание и следствия программы. В конечном счете предметом эстетического восприятия является комплекс интуитивного и дискурсивного.

В сознании человека действуют две способности – вера и сомнение. Каждая из них играет важную и своеобразную роль.

Вера принимает духовные ценности и закрепляет их. Как таковая вера является способностью, которая принимает все, что появляется в сфере сознания, без предварительных размышлений. Она сводится к такому доверию, которое не сомневается в чем-то и берет его без всяких испытаний. Формы веры разнообразны. Существует слепая вера на бессознательном уровне (такова «любовь с первого взгляда»), есть вера, действующая посредством авторитета (доверие к родителям, близким людям).

Предметом веры или верованиями выступают и духовные ценности. Бессознательная вера действует на всех этапах детства и здесь закладывается фундамент личностного мировоззрения. Если родители, бабушки и дедушки верили в Бога, то, как правило, дети в такой семье становятся верующими людьми. Светское мировоззрение родственников дает значительные шансы для безразличия к религии. Вера укореняет не только духовные чувства и жизненную мудрость, но и ценностные теории. Это происходит на различных ступенях школьного обучения и в трудовой жизни.

Сомнение испытывает духовные ценности, прежде чем отвергнуть или принять их. Суть сомнения заключается в том, что эта способность держит некоторый образ «на расстоянии» и не пропускает его в глубины сознания до тех пор, пока он не пройдет определенное испытание. Оно сводится к вопрошанию («что это такое?»), критическому анализу и доказательству, где данный образ оценивается и обрабатывается несомненными элементами знания.

В масштабе исторического времени культура сомнения значительно моложе веры. Если вера вышла из глубин животного мира и безраздельно господствовала в первобытном обществе, то искры сомнения зародились в древних развитых цивилизациях в начале I тысячелетия до нашей эры. Это было связано с развитием религии, возникновением философии и начал теоретической науки. Такая историческая последовательность своеобразно воспроизводится в индивидуальном развитии человека. Сначала ребенок воплощает в себе безраздельную веру в родителей и близких. Затем начинается период непрерывных вопросов («Почему?»), который в школе доходит до овладения приемами критики и доказательства. Нормальной мировоззрение сложившейся личности стремится к оптимальному балансу веры и сомнения. Каждому человеку в своей жизни необходимо во что-то верить (в доброе и светлое) и в чем-то сомневаться.

Сомнение присутствует на уровне жизненной мудрости и все же его основная область – теоретическое мировоззрение. Здесь осознанно формируются вопросы о духовных ценностях, происходят критические споры и развиваются аргументы в пользу определенных решений. Своего наивысшего развития культура сомнения достигает в философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: