Роль научных традиций в развитии науки

Традиции в науке — знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, научных школах, направлениях, отдельных науках и научных дисциплинах.

Множественность традиций дает возможность выбора новым поколениям исследователей тех или иных из них. А они могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается). Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых в новых условиях.

Основателем учения о традициях в науке является Т. Кун. По его мнению, нормальная наука – это традиционная наука, исследования, опирающиеся на одно или несколько прошлых достижений, которые некоторое время признаются научным сообществом как основа для развития его идей. Прошлые достижения, лежащие в основе традиции Кун называет парадигмой. Конкретизируя представление о парадигме, Кун вводит понятие дисциплинарной матрицы, которая, напомним, включает в себя:

1. концептуальные модели (типа «Теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело»).

2. ценностные установки, принятые в данном научном сообществе и проявляющие себя при выборе направлений исследования, при оценке полученных результатов и состояния науки в целом

3. образцы решения конкретных задач и проблем.

Создается впечатление, что в рамках нормальной науки ученый жестко запрограммирован. Однако Кун показал, что традиция является не тормозом, а условием быстрого накопления знания. Сила традиции состоит в том, что мы постоянно воспроизводим одни и те же действия снова и снова при разных обстоятельствах. Поэтому признание той или иной концепции за парадигму означает постоянные попытки осмыслить с ее точки зрения новые явления, реализуя при этом стандартные способы анализа или объяснения. При этом никто не сомневается, что то или иное явление может быть охарактеризовано с этой точки зрения. Это организует научное сообщество, создавая условия для взаимопонимания и сопоставимости результатов.

Таким образом, нормальная наука быстро развивается, накапливая огромную информацию и опыт решения задач именно в силу своей традиционности.

Типы традиций в науке:

Традиции различаются по способу получения знаний. Они могут быть вербализованными и невербализованными (явными и неявными).

Невербализованные (неявные) традиции - передача знаний от учителя к ученику на уровне непосредственной демонстрации образцов (на уровне социальных эстафет), примеров применения определенных способов познания – например, врачи проводят операции, химики работают в лабораториях – передача знаний от учителя к ученику неявно, через демонстрацию приемов (в основном практического знания). Статьи, учебники, диссертации пишутся по определенным правилам, сложившимся за десятилетия – неявно передаются от поколения к поколению.

Примером неявных традиций выступают научные направления, которые всегда связаны с именем ученого, но не предполагает личные контакты людей, работающих в рамках этого направления.

Вербализованные (явные) традиции – зафиксированные в науке способы решения задач, принятая методология исследования.

Научные традиции различаются также по принципам организации знания. Ни одна наука не может считать себя сформировавшейся, пока не появились соответствующие обзоры знаний или учебные курсы, т.е. пока не заданы традиции организации знания.

Диалектическое отношение новой и старой теории в науке нашло свое обобщенное отражение в принципе соответствия, впервые сформулированном Нильсом Бором. Принцип соответствия позволяет позитивно решить проблему соизмеримости научных теорий, то есть ответить на вопрос, какая из научных теорий является лучшей: старая или новая? Согласно данному принципу, смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различия, но и связь, преемственность между ними. Новая теория, приходящая на смену старой, в определенной форме — а именно в качестве предельного случая — удерживает ее. Так, например, обстояло дело в соотношении «классическая механика — квантовая механика». Поэтому, по словам Эйнштейна, «лучший удел» какой-либо теории состоит в том, чтобы указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем. При этом новая теория выявляет как достоинства, так и ограниченность старой теории и позволяет оценить старые понятия с более глубокой точки зрения.

Философско-методологическое значение принципа соответствия состоит в том, что он выражает диалектику процесса познания, перехода от относительных истин к абсолютным, преемственность в развитии знания, диалектическое отрицание старых истин, теорий, методов новыми. Причем теории, истинность которых установлена для определенной группы явлений, с построением новой теории не отбрасываются, не утрачивают свою ценность, но сохраняют свое значение для прежней области знаний как предельное выражение законов новых теорий.

Вот почему успешно строить новый мир идей и знаний можно, лишь бережно сохраняя все истинное, ценное, оправдавшее себя в старых теоретических концепциях. Одна из характерных особенностей «драмы идей» в физическом познании (и не только в нем) заключалась в том, что «успеха в прокладывании новых путей добивались именно те физики, которые соединяли в себе два необходимых качества: 1) чувство нового: они видели новые данные опыта, требующие изменения устоявшихся взглядов, они не отмахивались от нового. Они активно искали пути объяснения новых фактов, не останавливаясь перед изменением устоявшихся теорий; 2) бережное уважение к наследию старого: эти физики понимали, что в физике XIX в. должно сохраниться все ценное, оправдавшее себя на опыте и практике». Только таким способом может быть обеспечен прогресс в развитии науки.

На каждом этапе своего развития наука использует фактический материал, методы исследования, теории, гипотезы, законы, научные понятия предшествующих эпох и по своему содержанию является их продолжением. Поэтому в каждый определенный исторический период развитие науки зависит не только от достигнутого уровня развития производства и социальных условий, но и от накопленного ранее запаса научных истин,

выработанной системы понятий и представлений, обобщившей предшеству-ющий опыт и знания.

Как бы ни был гениален ученый, он так или иначе должен исходить из знаний, накопленных его предшественниками, и знаний современников. Известна знаменитая фраза Ньютона: «Я стоял на плечах гигантов». При выборе объектов исследования и выводе законов, связывающих явления, ученый исходит из ранее установленных законов и теорий, существующих в данную эпоху. Как в этой связи отмечал Д. И. Менделеев, истинные открытия делаются работой не одного ума, а усилием массы деятелей, из которых иногда один есть только выразитель того, что принадлежит многим, что есть плод совокупной работы мысли.

Важный аспект преемственного развития науки состоит в том, что всегда необходимо распространять истинные идеи за рамки того, на чем они опробованы. Подчеркивая это обстоятельство, крупный американский физик-теоретик Р. Фейнман писал: «Мы просто обязаны, мы вынуждены распространять все то, что мы уже знаем, на как можно более широкие области, за пределы уже постигнутого... Это единственный путь прогресса. Хотя этот путь неясен, только на нем наука оказывается плодотворной».

Таким образом, каждый шаг науки подготавливается предшествующим этапом и каждый ее последующий этап закономерно связан с предыдущим. Заимствуя достижения предшествующей эпохи, наука непрерывно движется дальше. Однако это не есть механическое, некритическое заимствование; преемственность не есть простое перенесение старых идей в новую эпоху, пассивное заимствование полностью всего содержания используемых теорий, гипотез, методов исследования. Она обязательно включает в себя момент критического анализа и творческого преобразования. Преемственность представляет собой органическое единство двух моментов: наследования и критической переработки. Только осмысливая и критически перерабатывая знания предшественников, ученый может развивать науку, сохраняя и приумножая истинные знания и преодолевая заблуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: