Во времена Владимира I на Руси окончательно оформляется государственность. Владимир воевал с вятичами и радимичами, ходил походами на литовцев и дунайских болгар, а в 981 году подчинил Восточную Галицию. В 988 году происходит принятие христианской религии в качестве государственной.
владимир 1. святой.
-первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава-Владимиром и Ярополком(972-980). Победа владимира и утверждение его на киевском престоле
-980г. Языческая реформа Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном(попытка приспособить язычество у потр. дрг и общества завершилась неудачей)
-988гпринятие христианства
-Успешные походы против поляков, печенегов, основание новых городов-крепостей(Переяславль, Белгород)
• Причины принятия христианства:
1) Язычество или политеизм, в основе которого лежит культ природных сил перестало соответствовать интересам государства. Племенные боги не выражали концепцию "единое государство - один великий князь".
|
|
2) Европа уже перешла монополистические религии к христианству, а Русь - языческая окраина.
3) Принятие христианства открывало путь к династическим бракам, что было важно в условиях средневековья для поддержания международных политических связей.
Причины принятия христианства в виде православия:
1) Выбор христианства по византийскому образцу был обусловлен интенсивными военными, политическими, торгово экономическими, культурными отношениями Руси и Византии.
2) Православие принято в славянской Болгарии, приняли крещение дружинники Владимира и княгиня Ольга.
3) В системе Византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора, не создавая угрозы светской политической власти Владимира, в отличие от католического запада, где "духовный меч" был выше меча светского, т.е. власть главы католической церкви папы римского была выше светской власти короля.
4) православие не связывало себя языковыми канонами, в отличие от католицизма, где богослужение проходило на латинском языке. Тексты библии и другие богослужебные книги тоже на латыни, чтение их было доступно только священным служителям.
• Крещение Руси
Носило во многом насильственный характер и это объяснимо, так как происходила смена духовных и нравственных ориентиров. Религия это не просто вера в богов и система обрядности, это образ жизни, система идей, нравственные нормы, система семейно-брачных отношений и даже питания. Однако это наше внутреннее дело и не был зверств, в отличие, например от крещения языческих племен Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки испанцами. Русь крестилась достаточно быстро. Сами методы проведения реформы и устойчивость элементов языческого сознания привели к двоеверию, т.е. переплетению языческих и христианских элементов в создании и культуре, церковь вынуждена была смириться с этим, что выразилось во включении любимых языческих праздников в число христианских, с позволением носить одновременно языческие и христианские имена. Языческие праздники земледельческие праздники остались только для них были найдены их христианские покровители.
|
|
• Значение крещения Руси
1. Крещение способствовало консолидации русского общества на новой социокультурной основе.
2. Привело к смягчению нравов распространению христианской морали.
3. были переняты достижения Византии в области архитектуры, живописи, прикладного искусства
4. С принятием христианства связано появление славянской письменности, кириллицы и глаголицы.
5. В монастырях развивается летописание и книжное дело, открываются школы.
6. Через Византийскую христианскую традицию Русь познакомилась с наследием античности.
Вместе с тем по мере разобщения и роста враждебности между православными и католиками происходит некоторая изоляция Руси от запада
________________________________________________________________-