Особенности развития и гос. строя Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынских княжеств

Под именем Суздальской Руси или Владимиро-Суздальского княжества разумеется область, расположенная между средним и нижним течением Оки, с одной стороны, и средним течением Волги, с другой, по рекам Клязьме и Москве.

В конце XI столетия, после Любеческого съезда 1097 г. Суз­дальская земля выделилась в особое княжество. По соглаше­нию князей она была отдана Владимиру Мономаху, который начал устраивать ее для младшего своего сына Юрия (Долгорукого).

Категории населения Владимиро-Суздальского княжества различаются по своему классовому, правовому и социальному положению и характеризуют общественный строй государства.

Класс феодалов состоял из князей, бояр, слуг вольных, дворян, детей боярских и церковных феодалов.

Для правового положения князей было характерно: 1. Владение княжескими вотчинами - доменами (наследст­венными земельными владениями по праву собственности). 2. Сочетание верховной власти князя над своим княжеством и его собственности на крупнейшие земельные вотчины, многие села и города. 3. Выделение вотчин князя, сливающихся сначала с государственными землями, в дворцовые земли.

Другой категорией класса феодалов выступают бояре. Для их правового положения характерны следующие черты: а) вассальная зависимость от князя, военная служба у него; б) наличие у бояр в собственности земельных вотчин, обра­зующихся в результате княжеских пожалований и захвата об­щинных земель; в) наличие права у боярина на разрыв служебной связи с князем по своему усмотрению при сохранении вотчин; г) развитие иммунитетов, т.е. освобождение боярских вотчин от княжеских налогов и повинности; д) осуществление боярами права суверенных правителей в своих вотчинах (право самостоятельно управлять населением своих владений, суда над ним, получения дани от него); е) наличие у бояр собственных вассалов в лице средних и мелких феодалов.

К слугам вольным относилось большинство феодального класса Владимиро-Суздальского княжества. Они обязаны были несением военной службы владимирским князьям, им предос­тавлялось право свободного перехода от одного князя к дру­гому.

К «детям боярским» были отнесены бывшие потомки оскудевших боярских родов.

Во 2-ой пол. XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве возникает новый класс феодалов - дворяне. Для этой низшей социальной группы феодального класса характерны следующие черты правового положения: 1) несение дворянами военной и другой службы у князя; 2) наделение их князем за службу землями и правом эксплуатации крестьян, находящихся на этих землях; 3) собственность дворян на землю носила условный характер и право дворянина на пожалованную землю терялось в случае прекращения им службы. У дворян отсутствовало право свободного перехода от одного князя к другому.

Церковные феодалы - еще одна категория феодального класса.

Зависимое население объединяло различные категории, отличающиеся по своему правовому положению. Половники представляли собой крестьян, которые, будучи беспомощными в хозяйственном отношении, шли в кабалу к феодалам, уплачивая им долю урожая. Закладчики - бывшие смерды-общинники, которые «закладывались» феодалам в поисках сносных условий жизни, попадая в зависимые от них отношения. Страдники - посаженные на землю холопы. Их труд находил применение в княжеских, боярских, церковных владениях.

Для правового положения зависимых крестьян было характерно: наличие у них права перехода от одного феодала к другому; обязанность крестьян при уходе от феодала выплатить задолженность и другие обязательства, вытекавшие из их зависимости. Крестьяне несли повинности в виде натурального оброка, отработочной ренты (барщина), государственных повинностей.

Городское население состояло из ремесленников, купцов, духовенства белого (имеющего право на вступление в брак) и черного (таких прав не имеющего).

В связи с имущественными различиями произошла диффе­ренциация городского населения во Владимиро-Суздальском княжестве на «лучших» (верхний слой) и «черных» (нижний слой).

По своему государственному строю Владимиро-Суздальское княжество представляло раннефеодальную монархию. В XIII в. отношения между великим князем и удельными князьями определялись на основе сюзеренитета-вассалитета. Великий князь Владимиро-Суздальского княжества был носителем верховной власти. Органами управления Владимиро-Суздальского княжества были совет при князе, вече и феодальные съезды. Местное управление находилось в руках наместников и волостей, являвшихся представителями великого князя на местах и осуществлявших все функции управления и суда в отношении подвластного населения от имени самого князя.

Законодательной основой Владимиро-Суздальской земли была система права Древнерусского государства: Русская Правда применялась здесь более длительное время, чем в дру­гих частях Руси.

Одновременно с тем, как на северо-востоке Руси выросло и крепло Владимиро-Суздальское княжество, на юго-западных окраинах Русской земли стали развиваться и богатеть земли Волынская и Галицкая, соединившиеся около 1200 г. в одно сильное княжество.

Земля Волынская с главным городом Владимиром-Волынским занимала территорию по правому берегу Западного Буга. Свое название она получала от древнего племени во­лынян, ее населявших. С глубокой древности Волынская земля была подчинена киевским князьям. С середины же XII в. в ней появляется своя княжеская линия - старших Мономаховичей. Роман Мстиславич захватил и соседнее с Волынью Галицкое княжество, расположенное на восточных склонах Карпат и по Западному Бугу.

С течением времени экономическим и политическим цен­тром сделался город Галич. Плодородие края манило туда на­селение не только с востока, из Руси, но и с запада, из Венгрии и Польши. Укрепление и расцвет Галицко-Волынской земли приходится на время правления Ярослава Осмомысла. «Слово о полку Игореве» ставит Ярослава по значению рядом с Всево­лодом Большое Гнездо.

Положение Галицко-Волынской земли было труднее и опаснее положения Суздальской земли. Во-первых, Волынь и Галич имели не слабых соседей, а могущественные и воинст­венные народности: поляков, литовцев и угров. Недалеко были и сильные враги Руси - половцы.

Во-вторых, общественная жизнь в Волыни, и особенно в Галиче, сложилась так, что рядом с княжеским единодержавием там возникла сильная аристократия в виде княжеского боярства, старшей дружины, которая вместе с князьями уничтожила значение юродских вечевых собраний. Князья вынуждены были считаться с боярским самоволием. Князь Роман пытался сломить боярство силой, говоря, что «пчел не передавить - меда не есть». Однако справиться с боярством ему не удалось. Оно превратилось в силу разрушительную, наравне с внешними врагами, ослабляя государство.

Городское население не было многочисленным. Домен галицких князей был невелик, а основная масса сельского насе­ления находилась в зависимости от боярства. Вот почему экс­плуатация крестьянства здесь была значительно сильнее, чем в других землях.

Особенностью государственного устройства Галицко-Во­лынской земли было то, что она долгое время не делилась на уделы. Как и в других русских землях, высшими органами вла­сти были князь, совет бояр и вече. Степень политического влияния и власть каждого их этих органов были здесь различ­ны. Ведущую роль в политической жизни играли бояре. Они распоряжались княжеским столом, приглашали и смещали кня­зей. Корпоративным органом галицкого боярства был Бояр­ский совет (прообраз Боярской думы). Князья искали себе под­держку в вече. Однако вече не стало реальной силой.

Не все жители города имели право участвовать в вечевом собрании. Такое право принадлежало свободному мужскому населению города, а женщины, дети, холопы и закупы были его лишены. Народ на вече созывался глашатаями или коло­кольным звоном.

Решения на вече постановлялись «едиными уставами», «единодушно». Но это единогласие в действительности озна­чало подавляющее большинство, которому подчинялось мень­шинство. Если мнения разделялись и одна партия не желала подчиняться другой, то отношения выясняли кулаками. Соб­рания повторялись до тех пор, пока одна партия не отказыва­лась от своего мнения и не подчинялась другой. В этом случае решение считалось принятым единогласно.

На вече иногда происходило судебное разбирательство дел. Многолюдные собрания не представлялись удобной формой для решения мелких судебных дел.

Раньше, чем где-либо, в системе дворцового управления появляются влиятельные должностные лица, такие как дворец­кий, конюший, печатник.

Вся Галицко-Волынская земля делилась на воеводства, во главе которых стояли воеводы, назначаемые из числа боярства. Как правители провинций бояре, со своей стороны, раздают меньшие административные единицы - волости в управление «меньшим» боярам.

Призвание князя, составлявшее одно из основных прав веча во всех древнерусских землях, в Галиции и на Волыни делается правом Боярского совета. Главным основанием участия в совете служило собственное право, принадлежащее «старейшим» боярам, а позднее князьям и панам, т.е. крупным землевладельцам.

Близость и вмешательство иноземцев и боярская олигархия были двумя главными причинами того, что из Галицко-Волынского княжества не образовалось сильного единого государства. В XII-XIII вв. это княжества быстро стало клониться к упадку, ослабело в смутах и было завоевано поляками и литовцами. Галиция вошла в состав Польши, а Волынь - Литвы. Так разошлось по чужим рукам богатое наследство знаменитого князя Даниила Романовича.

15. Предпосылки образования единого русского государства.

Центром объединения русских земель стало Московское княжество. Оно начало существовать со 2-ой пол. XIII в. Сам же город Москва был основан Юрием Долгоруким в 1147 г. Первоначально Москва была крепостью, поставленной на южной границе Суздальской земли, и принадлежала владимирским князьям.

Причины усиления Москвы и возвышения московских князей: выгодное географическое положение города, который был расположен в узле дорог, ведущих из Южной Руси в Северную и из Новгородской земли - в Рязанскую; таланты и ловкость первых московских князей, умевших использовать выгоды своего положения.

Князь Иван Даниилович Калита (1276-1363 гг.) исхлопотал себе разрешение «доставлять выход» в Орду своими средствами без участия татарских сборщиков дани. Т.о., был устранен главный повод для набегов татар. Калита способствовал переводу в Москву из Владимира митрополита Петра и строительству знаменитого Успенского собора наподобие Успенского собора Владимирского, Москва стала и духовной столицей всей Руси.

Преемники Ивана Калиты - Семен Гордый и Иван II Красный продолжали увеличивать территорию Московского княжества. Великое стояние на Угре (1480 г.) закончилось отступлением татар. В 1487г. была взята Казань, а в 1514 г. присоединен Смоленск.

Русское централизованное государство в основном оформилось к середине XVI в

Московское княжество было окружено отовсюду русскими владениями: господина Великого Новгорода, князей тверских, ростовских, ярославских, рязанских. Подчинив себе этих князей. Иван III превратился в единого государя целой русской народности. Сначала его политика была удельной, а потом — национальной. Везде и во всем проводилась мысль, что великий московский князь есть единодержавный и самодержавный монарх, которому одинаково подчинены как его служилые князья, так и простые слуги.

Новый взгляд о народном единодержавном государе вел к переменам и в дворцовой жизни: к установлению придворного этикета, к большой пышности и торжественности обычаев, к усвоению разных эмблем и знаков - символов власти. Так, вместе с объединением Северной Руси совершалось превращение московского уделы. Как и в других русских землях, высшими органами вла­сти были князь, совет бояр и вече. Степень политического влияния и власть каждого их этих органов были здесь различ­ны. Ведущую роль в политической жизни играли бояре. Они распоряжались княжеским столом, приглашали и смещали кня­зей. Корпоративным органом галицкого боярства был Бояр­ский совет (прообраз Боярской думы). Князья искали себе под­держку в вече. Однако вече не стало реальной силой.

Не все жители города имели право участвовать в вечевом собрании. Такое право принадлежало свободному мужскому населению города, а женщины, дети, холопы и закупы были его лишены. Народ на вече созывался глашатаями или коло­кольным звоном.

Решения на вече постановлялись «едиными уставами», «единодушно». Но это единогласие в действительности озна­чало подавляющее большинство, которому подчинялось мень­шинство. Если мнения разделялись и одна партия не желала подчиняться другой, то отношения выясняли кулаками. Соб­рания повторялись до тех пор. пока одна партия не отказыва­лась от своего мнения и не подчинялась другой. В этом случае решение считалось принятым единогласно.

На вече иногда происходило судебное разбирательство дел. Многолюдные собрания не представлялись удобной формой для решения мелких судебных дел.

Раньше, чем где-либо, в системе дворцового управления появляются влиятельные должностные лица, такие как дворец­кий, конюший, печатник.

Вся Галицко-Волынская земля делилась на воеводства, во главе которых стояли воеводы, назначаемые из числа боярства. Как правители провинций бояре, со своей стороны, раздают меньшие административные единицы - волости в управление «меньшим» боярам.

Призвание князя, составлявшее одно из основных прав веча во всех древнерусских землях, в Галиции и на Волыни делается правом Боярского совета. Главным основанием участия в совете служило собственное право, принадлежащее «старейшим» боярам, а позднее князьям и панам, т.е. крупным землевладельцам.

Близость и вмешательство иноземцев и боярская олигархия были двумя главными причинами того, что из Галицко-Волынского княжества не образовалось сильного единого государства. В XII - XIII вв. это княжество быстро стало клониться к упадку, ослабело в смутах и было завоевано поляками и литовцами. Галиция вошла в состав Польши, а Волынь - Литвы. Так разошлось по чужим рукам богатое наследство знаменитого князя Даниила Романовича

16. Развитие феодальной собственности на землю. Царский домен, поместье и вотчина.

Самые ранние памятники права Московского государства - грамоты различного содержания. Всякое жалование частному лицу, монастырю или церкви недвижимого имущества оформлялось жалованной грамотой великого князя.

К числу важнейших грамот относились уставные грамоты, определяющие порядок местного управления. Главное содержание уставных грамот наместнического управления - определение размера корма в пользу местных правителей.

Древнейшая губная грамота была дана жителям Белозерского уезда в 1539 году.

Наблюдается экспроприация общинных земель феодалами. Бояре и «вольные слуги» сумели освоить земельные держания, которые им давались за службу великому князю. Они не только сохранили эти земли за собой, но получили возможность их отчуждать: продавать, отдавать в залог, менять, дарить. Такие наследственные держания в Московии получили название вотчин. Хотя вотчины могли отчуждаться и передаваться в наследство, новые владельцы обязаны были нести военную службу. Т.е. владельцы вотчин были типичными вассалами. Вотчина была не чем иным, как феодом или леном в западноевропейском понятии.

Вместе с вотчинами существовали более условные земельные держания, которые великий московский князь давал на время службы. Эти земли назывались поместьями. В Западной Европе такие владения землей называли бенефициями. Их владельцы не могли отчуждать эти наделы или передавать по наследству. После смерти помещика поместье возвращалось в царский домен.

Земли, не входившие во владение феодалов и церкви, составляли княжеский домен. Формы эксплуатации населения в домене были разными: чернотягловые кресть­яне платили денежную ренту (дань и денежный оброк); дворцовые крестьяне кроме дани и денежного оброка (в меньшем размере) несли разного рода повинности и платили натуральную ренту.

Великие князья распоряжались одинаково и черно-тягловыми, и дворцовыми землями с находящимися на них крестьянами. Бояре, дети боярские, дворяне получали эти зем­ли от князя за службу.

17. Закрепощение крестьян. Юрьев день. Заповедные и урочные годы. Правовое положение холопов.

Прикрепление крестьян к земле началось уже в XIV в. В междукняжеских договорах записывалось обязательство не переманивать друг у друга чернотяглых крестьян. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех феодалов срок отпуска и приема крестьян. В тех же грамотах указывалось обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму. Размер «пожи­лого» (платы за проживание крестьянина на земле господина) зависел от того, находился ли двор в степной или лесной полосе, и от срока прожи­вания.

Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судеб­ника 1497 г., установившая правило Юрьева дня (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян.

Составлявшиеся в 50-90-х гг. XVI в. писцовые книги стали доку­ментальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об урочных летах, устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5-15 лет).

Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уло­жение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессроч­ность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крес­тьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

К середине XVII в. почти все землевладение «черных» (государст­венных) волостей в центральных уездах страны было в руках феодалов, и жившие в них крестьяне превратились в крепостных. В отличие от черносошных владельческие крестьяне (принадлежавшие вотчинникам, помещикам, монастырям и дворцу) все повинности несли непосредствен­но в пользу владельца.

С конца XV в. кабальное холопство вытеснило холопство полное. Одновременно рас-

ширились юридические права этой категории крестьян:; их участие в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде (в XIII в. в качестве свидетеля мог выступать боярский тиун, в XV в. - дворский тиун, в XVII в. такое право получили все холопы). Кабальное холопство вместе с тем превратилось в форму зависимости, которая с XVI в. стала распро­страняться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономи­ческую зависимость. При этом основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма.

Судебник 1550 г. отграничил договор займа от договора личного найма. Одновременно он защищал «детей боярских и служилых» от вступления в кабальное холопство. В 1558 и 1642 гг. были приняты акты, согласно которым негодные к службе дети дворян могли принимать на себя служилую кабалу, тогда как все остальные были обязаны возвра­щаться из кабалы в государственную службу.

Соборное Уложение 1649 г. прикрепило владельческих крестьян к земле, закрепило «вечность крестьянскую», запретило выход из крес­тьянского состояния (в холопское, например).

Как и все другие социальные группы, крестьянство в XVII в. консо­лидируется в единое сословие. Одним из важных элементов этого про­цесса стало слияние различных категорий крестьянства с холопством.

Уже в XV в. холопство перестало быть однородным: к полному холопству добавилось холопство докладное, прекращавшееся со смертью господина (в крайнем случае, продолжавшееся до смерти его наследни­ков). Близкой по форме к холопству было закладничество.

С конца XV в. формируется кабальное холопство, окончательно сло­жившееся только в середине XVI в. Кабальные люди часто сами стреми­лись в полное холопство к господам, закон же ограничивал кабальные отношения уплатой или отработкой долга. Отношения господина и холопа строились на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство. (Ограничение отношений холопства смертью господина в XVI в. было распространено на холопов-пленников.)

По смерти господина кабальный холоп освобождался и получал право на свое имущество, заработанное в холопстве. Кабальные холопы не могли отчуждаться - продаваться, обмениваться, дариться, наследо­ваться и т.п. В указе 1555 г. служилая кабала (наравне с полной и доклад­ной) приобретает значение крепости, т.е. акта, утверждающего власть одного лица над другим (или над вещью). В кабальном холопстве долж­ник выполнял роль заклада (залога) в срочном долговом обязательстве.

Пожизненность кабального холопства закрепил апрельский указ 1597 г., предупредивший хозяев об их праве отказаться от выкупа кото­рый мог предложить им за свое освобождение холоп, последний (как и члены его семьи, записанные в кабале) должен был служить господину до его (господина) смерти. Вместе с тем указ 1597 г. ограничил сроки службы для вольнонаемных слуг: они могут служить по договору не более полугода, после чего обязаны «давать на себя кабалу», т.е. превращались в кабальных холопов. Соборное Уложение 1649 г. сократило наполовину и этот срок. Тем самым апрельский Указ 1597 г. не облегчил, а усугубил крепостную неволю, создав условия для превращения вольных слуг в холопов.

Окончательное закрепощение крестьян произошло только в середине XVII в. и было закреплено Соборным Уложением 1649 г. Юридически крестьяне (государственные, владельческие) прикреплялись к земле, а не к личности землевладельца - победила одна из двух концепций закрепощения, превалирующим оказался фискальный государственный интерес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: