Термины. Под этносом в науке понимается исторически сложившаяся на оп-

Под этносом в науке понимается исторически сложившаяся на оп-

ределенной территории устойчивая совокупность людей, отличаю-
щаяся стабильными особенностями культуры, включая язык и пси­
хический склад. Этносы издревле обладают сознанием своего
единства и отличия от других подобных образований (этническое самосоз­
нание), внутриэтнической интеграцией и связями, собственной этнокультур­
ной информацией. Они имеют свою этническую историю и культуру, язык,
обычаи, традиции, собственное имя (этноним).

Внутриэтническая интеграция, связи и передача информации осуществляются через произведения материальной и духовной культуры. При этом часть этнокультурной информации усваива­ется человеком бессознательно, в раннем детстве — вместе с язы­ком, которому его учат; другую, большую часть взрослые люди усваивают осознанно. Любому этносу (род, племя, народность, нация) присуща антитеза «Мы—Они». В жизни общества этни­ческие явления наиболее устойчивы и консервативны, поэтому изменяются медленнее всех других.

Этнос не следует отождествлять с расой и антропологическим типом. Было бы глубоким заблуждением утверждать, что «эт-ничность— состояние тела». Этносы связаны прежде всего с са­мосознанием, а не с «телом». Порождены они общественными процессами и живут по социальным, а не по биологическим за­конам. Лишь расовые признаки передаются генетически, но не этнические.

В истории проторасовые отличия начали проявляться рань­ше протоэтнических и праязыковых. Ряд исследователей США и Японии оценивают начало расогенеза (происхождения рас) в пре­делах 120—55 тысяч лет назад. В науке также принято считать, что первые этнические образования начинают складываться поз­же, около 40 тысяч лет до нашей эры, вместе с появлением че­ловека современного антропологического типа.

Признаки новых этнических общностей проявляются за 130—160 лет, а примерно через 1500 лет их этногенез заверша-


Казанские татары (вторая половина XIX века)

ется. Сложившийся этнос может исчезнуть или жить неограни­ченно долго. Замечено, что без изменения типологических черт этносу затруднительно сохраняться длительное время. И напро­тив, если этнос изменяет свои типологические черты, то он может существовать на протяжении нескольких крупнейших ис­торических эпох.

В первобытную эпоху человечество состояло из отдельных ро­дов и племен, слабо связанных между собой. В род входили кровные родственники. Совокупность родов представляла собой племя — основное этническое образование той эпохи.

Из смешения племен и образования племенных союзов в эпо­ху разложения первобытного общества и становления цивили­заций появляется новая общность людей — народность, истори­чески предшествующая нации. Изучение этнической истории России показывает, что этносоциальные общности, сложившиеся в глубокой древности, исчезли совсем (такие, как гунны) или сейчас уже немногочисленны (например, вепсы, являющиеся по­томками некогда многочисленной народности «весь» — «вису» в арабских и персидских источниках). Напротив, более молодые, оформившиеся позже этносоциальные общности имеют в своем составе миллионы человек.

Современная татарская нация — древний этнос, неоднок­ратно менявший на протяжении своей истории типологические






черты и самоназвания. Принято считать, что к числу далеких предков татарского народа относились и гунны, и тюркоязыч-ные авары, и древние болгары, и хазары, и кипчаки-полов­цы... Они выступают на историческую сцену как бы по очере­ди, внося что-то свое, особенное в культурно-историческую традицию того народа, который носит теперь этноним «тата­ры».

Попутно заметим, что исторический опыт названных ранних социально-этнических общностей является общим достоянием практически всех ныне живущих тюркских народов.

В этот длительный многогранный процесс этногенеза, не­сомненно, внесли огромный вклад собственно татарские племе­на, известные примерно с середины VI века. Тогда они жили в Центральной Азии, по соседству с другими тюркскими племе­нами. Пик социокультурной активности татар пришелся при­мерно на XIII—XVI столетия, на период существования таких государств, как Золотая Орда, Казанское и другие татарские ханства.

Судьба

Этногенез татарской нации завершился примерно в начале XX сто-
летия. Татары пережили несколько крупнейших исторических эпох
и, несмотря на суровые испытания, сумели сохранить себя, остави­
ли заметный след не только в российской, но и мировой истории.


Концертный зал. Казань



Славу и гордость любого народа составляют его выдающи­еся личности — герои, государственные деятели, ученые, пи­сатели. Татарская история богата такими именами. Из вла-

Татарский государственный академический театр имени Г. Камала


дык, государственных деятелей назовем хотя бы предводите­ля гуннов Аттилу, прозванного в Европе «бичом божьим», основателя Тюркского каганата Бумын-кагана, хана Великой Болгарии Кубрата, эмира Волжской Булгарии Алмаса, знаме­нитых полководцев и властителей Золотой Орды эмиров Ногая и Идегея, казанских ханов Ибрагима и Сафа-Гирея. В этот ряд следует также поставить выдающихся женщин эпохи Ка­занского ханства Нурсултан и Сююмбике.

Средневековый период татарской истории богат славными именами поэтов, писателей: Кул Гали, Саиф Сараи, Хорезми, Кутб, Мухаммедъяр...

После потери государственной независимости, в условиях же­сткого социального и национально-религиозного гнета со сторо­ны царизма народ выдвинул из своей среды таких беззаветных борцов за свободу, как Мамыш-Берди и Жангали Валиахметов; Целая династия народных вождей: Тюлекей-батыр, его сын Ку-сюм (Хусаин) и внук Акай (Ахад); видные участники разинского и пугачевского движений Хасан Карачурин и Бахтияр Канкаев; Батырша и многие другие.

Большой вклад в социокультурный прогресс своего народа в конце XVIII—XIX веке внесли педагоги Сагит Халфин и его сыно­вья, выдающиеся татарские просветители Абу Наср (Габденнасыр) Курсави, Хусаин Фаизханов, Шигабутдин Марджани, Каюм Насы-ри и другие.

На рубеже XIX—XX веков, когда Российская империя всту­пила в этап системного кризиса и революционных потрясений,






были востребованы известные революционеры Хусаин Ямашев, Мулланур Вахитов, Мирсаид Султан-Галиев...

В XX столетии татарская нация дала отечественной и ми­ровой культуре множество славных имен: это поэты, прозаи­ки, драматурги Габдулла Тукай, Гаяз Исхаки, Галимджан Иб­рагимов, Галиаскар Камал, Муса Джалиль, Карим Тинчурин и другие; композиторы Салих Сайдашев, Фарид Яруллин, Рус-тем Яхин, художник Баки Урманче, певец Ильгам Шакиров, балетный танцовщик Рудольф Нуриев, ученые Гильм Камай (химия), Роальд и Ренад Сагдеевы (физика), Ренат Акчурин (медицина) и многие другие. Из видных государственных дея­телей советской и постсоветской эпох назовем Фикрята Табее-ва, возглавлявшего на протяжении почти двух десятилетий (1960—1979) партийную организацию Татарстана, и Минтиме-ра Шаймиева, первого президента Республики Татарстан (с июня 1991 года).

С этими и многими другими именами мы не раз встретим­ся на страницах предлагаемой книги, на уроках по истории татарского народа.

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: