С распадом Золотой Орды, несмотря на огромный урон, нанесенный походами Тамерлана, внутренней междоусобицей и смутой, государственность и другие завоевания средневековой татарской цивилизации не были утеряны; они получили новое воплощение и дальнейшее развитие в татарских ханствах, образовавшихся на обломках улуса Джучи. Речь идет о таких новообразованиях, как Астраханское, Казанское, Касимовское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайская Орда. Правопреемницей Золотой Орды, как уже говорилось, была Большая Орда, просуществовавшая до 1502 года. Наиболее сильными и влиятельными были Казанское и Крымское ханства, оставившие глубокий след в истории.
Казанское ханство образовалось на землях бывшей Волжской Булгарии. Здесь в период Золотой Орды произошли серьезные изменения. Постепенно пришли в упадок центральные районы страны с городами Булгар, Сувар, Буляр, Ошель, Кашан и другие. Население этих городов частью было увезено на Нижнюю Волгу для строительства Сарая и других городов, а частью перемещалось на северо-восток, на Казанку и в другие места, спасаясь от ханских повинностей и поборов.
|
|
Сильно страдали булгарские земли от набегов Русских ушкуйников, начавшихся одновременно с первыми смутами в Сарае, ибо разбойники почувствовали ослабление государственной власти. На-РЯДУ с ограблением своих, русских городов, например Костромы, Углича, Нижнего Новгорода, эти речные пираты ходили походами на Булгар, "Сукотин и некоторые другие города по Каме в 1360, 1366, 1374 и 1391 годах. Они грабили городу получали выкуп, уводили людей в плен. Не °стались в стороне и некоторые русские князья,
Вооружение
казанского воина.
Середина XVI
века-
предпринявшие походы на Среднюю Волгу в 1370, 1376 и 1431 годах. Последний поход, совершенный Федором Пестрым, воеводой великого князя Василия II, явился разрушительным для Булгара, после чего этот город навсегда сошел с исторической арены.
В это время восходит звезда Казани, города, расположенного у впадения реки Казанки в Волгу. В XIV—начале XV века наблюдается быстрый рост этого города, нередко называемого «Новый Булгар». Казань превращается в новый торгово-экономический и административно-политический центр булгарских земель.
Поэтому не случайно опальный хан Золотой Орды Улу-Му-хаммед, оказавшись в затруднительном положении, обратил свои взоры именно на Казань. Правда, какое-то время после Белева он со своими сыновьями Махмутеком, Касимом и Якубом находился в Нижнем Новгороде. Весной 1445 года его армии, руководимой Махмутеком и Якубом, удалось разгромить в битве под Суздалем войско великого князя Василия II, а его самого взять в плен.
|
|
Согласно сообщениям источников, в конце августа 1445 года Улу-Мухаммед с сыновьями двинулся из Нижнего Новгорода к Курмышу — небольшому городку на западе современной Чувашии. Там Василий II получил от хана и его старшего сына Мах-мутека свободу и вернулся в Москву. Почему Улу-Мухаммед не занял Москву и не поставил там свой ханский престол — остается загадкой.
Имя Улу-Мухаммеда после октября того же года больше не упоминается в источниках. Его внезапное исчезновение в какой-то степени находит объяснение в сообщении «Казанской истории», что Махмутек убил своего отца и младшего брата Якуба-Был ли хан убит или умер своей смертью — все же неясно, ибо
названное сообщение не подтверждается другими источниками. Яо ясно одно: Улу-Мухаммед в 1445 году покинул историческую сцену, уступив место старшему сыну.
Именно Махмутек осенью 1445 года захватил Казань, убил местного правителя (князь Азый, по Никоновской летописи) и основал здесь новое ханство. Таким образом, изменился статус Казани: из центра области она превратилась в столицу суверенного государства во главе с ханом-джучидом. Это государство существовало независимо от Большой Орды. Более того, оно претендовало на то, чтобы самому быть правопреемницей Золотой Орды в отношениях с Москвой и другими княжествами Северо-Восточной Руси, отобрав таким образом у Большой Орды право получения «выхода» из названных княжеств. В этом следует, очевидно, искать корни многих политических коллизий второй половины XV века на огромном постордынском пространстве.
Итак, Казанское ханство было основано Махмутеком в 1445 году. Отдадим должное и хану Улу-Мухаммеду как одному из основателей Казанского ханства. Именно с его приходом в Среднее Поволжье связаны те события, которые предопределили образование этого татарского государства. К тому же он является родоначальником династии казанских ханов, которая оказалась наиболее стабильной, именно она правила государством в период его могущества.
Следует сказать также о численности татар, пришедших в Казань вместе с Махмутеком. В «Казанской истории» называется цифра: 3000 воинов. Это явно заниженная цифра. Армия золото-ордынского хана даже в период распада государства, когда от него ушли многие военачальники и часть войска, никак не могла быть столь мизерной.
Описанные выше события 1438—1445 годов позволяют сказать, что Улу-Мухаммед располагал немалыми силами. Его армия в 1438 году под Белевом победила 40-тысячное московское войско, а с отрядом в 3000 воинов сделать это было просто невозможно. Также невозможно было с таким малым отрядом разгромить московское войско под Суздалем в 1445 году и взять в плен самого великого князя Василия П.
Логически рассуждая, можно прийти к следующему выводу. Если Улу-Мухаммед победил русскую армию в 40 тысяч воинов, то его войско было едва ли меньше. Таким образом, общую численность татарского населения улу-мухаммедовской орды можно определить примерно в 200 тысяч человек. В историко-этногра-фической науке для определения численности населения того или иного средневекового государства или города принято число воинов умножать на пять.
Казанское ханство занимало довольно большую территорию северной части бывшей Золотой Орды. На востоке его пределы Доходили до Уральских гор и граничили с Сибирским ханством. На юго-востоке и юге простирались обширные степи, занятые Ногайской Ордой. Здесь каких-то определенных границ не было.
Но условную черту можно было бы провести по пойме реки Самары. По обеим берегам Волги земли ханства простирались по. чти до нынешнего Саратова. Наиболее четкой являлась западная граница — по реке Суре, за которой лежали земли, подчиненные Русскому государству. На севере владения Казанского ханства достигали Средних Вятки и Камы.
|
|
Из книги немецкого дипломата Сигизмунда Герберштейна «Записки
Свидетельство о московитских делах» (XVI век):
«Царство Казанское, город и крепость того же имени, расположен
на Волге, на дальнем берегу реки, почти в семидесяти милях ниже Нижнего Новгорода; с востока и юга по Волге это царство граничит с пустынными степями, с летняго же востока смежны с ними татары, называемые шейбанскими [сибирские]... За татарами казанскими прежде всего встречаем татар с прозвищем ногаи, живущих за Волгою, около Каспийского моря, по реке Яику... Астрахань, богатый город и великое татарское торжище, от которого получила имя вся окресть лежащая страна, находится на десять дней пути ниже Казани...»
Земля Казанского ханства, занимая чрезвычайно удобное и выгодное положение в месте соединения двух крупнейших рек Восточной Европы — Волги и Камы, отличалась исключительным природным богатством и удивительной красотой. Лесостепная средневолжская равнина в чередовании с плоскогорьем, а местами и с высокогорными плато, высокоурожайные поля и богатые дичью леса, утопающие в зелени деревни в долинах рек — все это было весьма привлекательно и удобно для жизни. Не зря идеолог русского дворянства XVI века Иван Пересветов в своих «челобитных» — просьбах царю Ивану IV называл Казанское ханство «подрайскою землею, угодьем великим», призывая скорее завоевать его.
Эти богатые земли в XV—XVI веках были довольно плотно заселены. Население Казанского ханства было многонациональным. Вот как определял этнический состав его участник взятия Казани в 1552 году князь Андрей Курбский: «Во кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский (удмуртский. — Ф. Р.), пятый — башкирский».
Татары занимали основные, центральные земли ханства — это главным образом Заказанье — довольно обширная область к северу от Камы между Волгой и Вяткой. В этой зоне историками зафиксировано 500 татарских селений из общего их количества на территории государства 700. Значительная часть татар проживала на Горной стороне — в правобережье Волги и в бассейне Свияги: 150 селений. Менее обжитыми были тогда земли восточнее Вятки на елабужской стороне и степное Заказанье — там татарские селения располагались чересполосно с черемисскими, чувашскими, удмуртскими по берегам Камы, Черемшана и других небольших рек.
|
|
Говоря об основном, татарском населении Казанского ханства, следует обратить внимание на следующее обстоятельство. В первып
период существования ханства (вторая половина XV века) в качестве названия его народа наряду с этнонимом «татары» применялись слова «булгары» и «бесермены» (мусульмане). Тем самым уТБерждалась преемственная связь между Волжской Булгарией и Казанским ханством, отдавалось должное тому бесспорному факту, что волжские булгары оставили большой след в этнокультурном формировании казанских татар. Вместе с тем в XV—XVI веках слово «булгары» постепенно выходило из употребления.
В некоторых случаях основное население ханства называли просто «казанцы». В этом нет ничего удивительного, ибо в античности и средневековье население какого-либо государства нередко именовали по названию столичного города: римляне, московиты и т. д.
Несмотря на чередование перечисленных терминов, наиболее часто употребляемым этнонимом основного населения Казанского ханства, да и других ханств, было «татары». Этот этноним четко зафиксирован в самых разнообразных исторических источниках того времени: в русских летописях, писцовых, разрядных и межевых книгах; в записках западноевропейских путешественников и дипломатов (Иосифат Варборо, Альброджо Контарини, Сигизмунд Герберштейн, Адам Олеарий); в сохранившихся шерт-ных (клятвенных) грамотах некоторых татарских ханов, например казанского Абдул-Латифа и крымского Менгли-Гирея; в отдельных произведениях устного народного творчества.
§ 23. Экономическая жизнь
Как и в Волжской Булгарии, главной отраслью хозяйства Казанского ханства являлось сельское хозяйство, в котором первое место занимало земледелие.
В системе земледелия был сделан, несомненно, определенный шаг вперед. Прочно утвердился севооборот с паровым полем. В технике обработки земли серьезных изменений не наблюдалось. В черноземных районах Северного Закамья, в бассейне Свияги и в южной полосе Заказанья применялся удобный для глубокой вспашки плуг сабан с характерным лемехом, резаком и полица-Ми на двухлошадной упряжке. В более северных районах, на Подзолистых почвах пользовались сохой с двумя железными сошниками и однолошадной упряжкой. Выращивали рожь, пшени-Цу, ячмень, овес, полбу, просо, гречиху, горох, чечевицу, овощные культуры.
В тесной связи с земледелием развивалось скотоводство. Оно Также достигло значительных успехов. Долины Волги, Камы и их притоков, широкая низменность под Казанью были богаты °бширными заливными лугами с сочной травой. Здесь паслись большие стада домашних животных — лощади, коровы, мелкий Рогатый скот. Особое значение придавалось коневодству; большая часть первоклассных коней направлялась на пополнение Ланского войска.
Кроме быстроногих коней, разводили и другие породы лошадей — седельных, подводных, обозных, ездовых. Конина считалась у татар любимым и весьма полезным для здоровья продуктом питания.
Свидетельство очевидца |
О высоком уровне развития земледелия и скотоводства у казанских татар с нескрываемым восхищением писал А. Курбский: В земле той [Казанской] поля великие, и зело преизобильные и гобзующие на всякие плоды; тако же и дворы княжат их и вельмо-жат зело прекрасны, и села часты; хлебов же всяких такое там множество, воистину вере ко исповеданию неподобно, аки бы на подобие множества звезд небесных; тако же скотов различных стад бесчисленные множества...»
Обширные, часто не обжитые лесные пространства предоставляли большие возможности для занятия разными промыслами, среди которых огромное значение имела заготовка пушнины. По свидетельству Курбского, «бо тамо родятся куны дорогие, и белки и прочие зверие ко одеждам и ко ядению потребны...» В источниках говорится также о бобровых гонах — местах, где водились бобры, на их ловлю выдавались специальные разрешения. Помимо ценнейшего меха, бобр давал еще так называемую бобровую струю.
Казанский кремль. Первая половина XVI века |
В лесах имелись специальные бортные ухожья — естественные пасеки с бортными деревьями, в которых были дупла для пчелиного роя. Там и доставали мед, который использовали как в натуральном, так и в переработанном виде и даже продавали в другие страны.
Немалое значение придавалось и рыболовству. В Волге и Каме ловились ценные сорта рыб, среди них и осетровые. С. Гер-берштейн писал об «отличнейших рыбах, к числу которых относится белуга, и которые ловятся на Волге по сю и по ту сторону Казани».
Налаженное сельское хозяйство и природные богатства края открывали большие возможности для различных ремесел. Хозяйство тогда было натуральным, и почти все сельское население занималось прядением, ткачеством и кожевенным ремеслом. Выде-лывались все основные сорта хорошей кожи: юфть, цветной сафьян, плотная и толстая подошвенная кожа. В широком употреблении была сыромятная кожа — прочный, незаменимый материал в шорном производстве для изготовления конской упряжи и воинского снаряжения. Много вырабатывалось овчины, служившей для пошива теплой зимней одежды: шуб, тулупов и других изделий.
Леса давали ценнейшее сырье — дерево, из которого, после соответствующей обработки, строили жилые дома, оборонительные укрепления городов, мечети и другие общественные здания; дерево являлось также незаменимым материалом в судостроении. В источниках сообщается о различных судах: стругах, паузках, насадах. Первые были легкими судами, использовавшимися для перевозки людей и в качестве буксиров при переходе грузовых судов через мелководье. Насады — тяжелые суда водоизмещением до нескольких сот тонн — служили для перевозок больших грузов; обычно они плавали по Волге между Казанью и Астраханью в составе караванов.
Помимо плотницкого и столярного дела широкое распространение получило строительство каменных сооружений: ханских дворцов и палат, «мурованных», то есть кирпично-каменных, мечетей и других. Ремесленники-строители применяли блочный камень, кирпич, цемент, орнаментированный гипс.
Весьма развита была в Казанском ханстве, как в городе, так и в деревне, резьба по камню, применявшаяся как при возведении крупных зданий, так и в изготовлении больших намогильных камней. Сохранились такие камни с искусно вырезанными на них арабской графикой надписями, относящимися к 1520, 1524, 1543, 1548 и другим годам.
Надпись на могильном камне в деревне Русский Урмат 1524 года: Документ 1 «Даты в 930 в месяце зиль-каада мурза Кул-Джаада сын Али-Мар-
дана, переселился из мира бренности в мир вечности. Да освятит
Аллах могилу его!»
Еще более массовым, повсеместным было гончарное дело — производство простой и художественной керамики. Керамические изделия казанских гончаров несли на себе отпечаток гончарного ремесла как Волжской Булгарии XIII—XIV веков, так и зо-лотоордынских городов Нижнего Поволжья.
4 —2748
Особо выделялось кузнечное и оружейное дело. Государство, общество нуждались в большом количестве самых разнообразных видов оружия, орудий труда, домашней утвари. Археологические раскопки обнаруживают различные кузнечные инструменты, среди них молотки, зубила, пробойники, кузнечные клещи и т. д. Нередко встречаются сосуды для плавки железа и других металлов.
Из драгоценных и полудрагоценных металлов, камней делали различные украшения. Ремесленными центрами по изготовлению ювелирных изделий являлись не только города, но и отдельные села в Заказанье, которые еще долго продолжали эту традицию после покорения Казани.
Несомненно, помимо домашнего производства, основанного на натуральном способе хозяйствования, существовало и профессиональное ремесло, имелись даже ремесленные объединения в городах. Изделия этих ремесленников, в частности ювелирные, кожевенные, среди последних знаменитые казанские ичиги, поступали на рынок, занимая достойное место во внутренней и внешней торговле.
Казанское ханство вело крупную международную, транзитную торговлю. Установились тесные торгово-экономические отношения с рядом крупных центров тогдашней мировой торговли.
В Казани соединялись важнейшие торговые пути, здесь на Волге, в Гостином дворе, каждый год в середине лета проходила крупнейшая международная ярмарка.
Вот что писал о Казани Иосифат Барборо (40—50-е годы XV века):
Свидетельство I «Это торговый город: оттуда вывозят громадное количество мехов,
которые идут в Москву, в Польшу, в Персию и во Францию».
С целью лишить казанских татар сильных торгово-экономических позиций, московский государь Василий III в 1523 году запретил русским купцам ездить на Казанскую ярмарку. Близ Нижнего Новгорода, под стенами Макарьевского монастыря была основана новая ярмарка, ставшая впоследствии известной как Макарьевская.
На первых порах, однако, решение Василия III наносило ущерб экономике самого Московского государства. Как писал С. Герберштейн, «...следствием этого явились дороговизна и недостаток в весьма многих товарах, которые приво-
зились по Волге с Каспийского моря, из торжища Астраханского, а также из Персии и Армении».
Казанские ярмарки отличались богатством и разнообразием ассортимента товаров. С юга и востока сюда поступали шелковые ткани, дамасская сталь, книги, виноград, изюм, вино, восточные пряности. Из Руси и западных стран везли сукно, бумагу, оружие, иглы, зеркала и многое другое. Из районов Севера, из Сибирского ханства доставлялись дорогие меха: соболь, чернобурая лисица, горностай, песец. Из Астрахани получали соль, дорогую рыбу и икру, арбузы.
Собственно казанскими товарами являлись прежде всего хлеб, мед, рыба, ювелирные, кузнечные и гончарные изделия, строительный лес.
Увеличивалась и внутренняя торговля. В Казани, других городах и крупных поселениях по пятницам на местных базарах шла бойкая торговля самыми разнообразными товарами — это скот, мясо, зерно, мед, воск, масло, сырая и дубленая кожа, сани и телеги, плуги и сохи, хомуты и дуги, лопаты и вилы, пилы и топоры, серпы и косы, котлы и ведра. В отдельных лавках выставлялись украшения: браслеты, перстни, серьги, ожерелья, в других — расшитые бархатные тюбетейки и колпаки, узорные ичиги, мягкие чувяки, знаменитые казанские полотенца...
И во внешней, и во внутренней торговле широко использовались деньги. В Казанском ханстве не чеканились собственные монеты, в обороте там ходили бывшие золотоордынские диргемы 20—30-х годов XV века. На ярмарке и базарах имелись лавки менял и ростовщиков.
§ 24. Государственное правление и общественный строй
Как и Золотая Орда, Казанское ханство являлось средневековым феодальным государством восточного типа. Во главе его стоял хан из бывшей династии Джучи. Ни один человек, не будучи джу-чидом, не имел права на трон как в Казанском, так и в любом другом татарском ханстве. Ханы получали трон по наследству.
Однако четкого, юридически оформленного порядка наследования ханского престола не существовало. Это создавало почву для интриг и междоусобной борьбы за высшую власть, делало ханский престол уязвимым для посягательств со стороны различных внутренних и внешних сил. Нередко случалось, что неугодного хана свергали и заменяли другим, более «подходящим».
Все это свидетельствовало: власть ханов в Казани не была абсолютной, неограниченной. Значительное влияние на государственные дела оказывали представители высшей феодальной знати. При хане существовал диван — государственный совет, в который входили карача-бии из золотоордынских родов Ширин, Варын, Аргын, Кипчак, крупные военачальники, представители высшего духовенства. Среди Карачи выделялся «улу (большой)
карача» — так названы в русских летописях Булат Ширин, «ка-рача казанский большой», и его сын Нурали Ширин. В феодальную элиту входили также улусные эмиры и беки, они же являлись руководителями воинских соединений в военное время. От них в значительной степени зависело проведение государственной политики как внутри страны, так и за рубежом.
Среди высшего духовенства особое место занимал сеид — глава всех мусульман Казани и казанской земли. Поскольку в Казанском ханстве ислам являлся государственной религией, то роль сеида в политической и идеологической жизни общества была огромной. И не случайно в источниках он назван вторым лицом в государстве. Казанские сеиды считались потомками пророка Мухаммеда по линии его дочери Фатимы и одного из первых халифов Али.
Из ярлыка хана Сахиб-Гирея 1523 года:
Документ «[Могущественного] воителя Сахиб-Гирея [слово] эмирам, хакимам,
великим сеидам, кадиям, почетным лицам, уполномоченным лицам,
чиновникам на местах, караульным, посланникам, садовникам, судовым чиновникам, чиновникам на заставах, таможенникам, всему населению, вообще всем казанским областям и всем государствам, да будут они хранимы от бедствий и несчастий».
Ханская администрация состояла из довольно большого числа государственных служащих. Высшими чинами при ханском дворе были «хранители»: финансов (казны), печати, ключей, арсенала и другие. Высокими считались должности организатора ханской охоты, воспитателя ханских детей («аталык»). Особая категория чиновников ведала внешними сношениями ханского двора.
Государственное управление осуществлялось по отраслям специальными должностными лицами. Среди последних известны, например, хакимы и кадии, занимавшиеся судопроизводством; таможенные и пограничные чиновники; посланники («илче»); полицейские чины.
Как и в любом государстве, население Казанского ханства было обложено различными государственными налогами и повинностями. В ярлыке хана Сахиб-Гирея 1523 года названы 13 видов повинностей, среди которых ясак, калан, салыг идут еще с периода Золотой Орды, а общемусульманский налог «харадж» известен в Поволжье с булгарской эпохи. Некоторые виды податей и пошлин исчезли, взамен появились новые: деревенский и земельный налоги, продовольствие и фураж для приезжих чиновников...
Административно ханство делилось на даруги, или улусы, — области, которые можно сравнить с позднейшими уездами. Известны Алатская, Арская, Гареческая, Зюрейская, Ногайская даруги, центрами которых являлись города Алат, Арск, Челны и другие.
Казанское ханство было типичным феодальным обществом. В
экономике господствовало феодальное землевладение, выступавшее в трех основных формах. Первая — крупные частные землевладения светских феодалов, которых называли эмиры или беки (бии). Вторая форма — землевладения высшего мусульманского духовенства. И, наконец, третья форма — государственное землевладение; в собственности государства находились большие неприкосновенные земельные и лесные угодья, доход с которых шел непосредственно в государственную казну.
Крупные феодалы являлись представителями высшей родословной знати, владельцами наследственных земель. В случае войны они становились военачальниками войска своей даруги и по приказу хана должны были явиться с этим войском в полном боевом снаряжении.
Чуть ниже рангом, но наиболее многочисленной, основной группой феодалов были мурзы («мурза» дословно означает сын эмира или бека). Землей они владели, как правило, на основе известного нам из истории Золотой Орды сойюргального права. Вспомним, что последнее состояло в пожаловании земли ханом тому или иному человеку за несение военной или другой службы в пользу государства. Такие пожалования давались официально в форме ханских ярлыков и являлись частным случаем более широкого понятия — тархан. Оно также известно нам по Золотой Орде.
Владелец сойюргала обычно пользовался им пожизненно. Более того, такое землевладение переходило по наследству. Сойюр-гал представлял феодалу огромные дополнительные права и привилегии: освобождение от государственных налогов, гражданскую неприкосновенность, право собирать налоги с населения, проживающего на его земле, в свою пользу.
Подобные привилегии давались феодалу только при условии строгого и неукоснительного выполнения им возложенных на него обязанностей перед государством. В случае забвения этой своей святой обязанности или ненадлежащего исполнения ее он лишался полученных милостей: у него отнимали сойюргал со всеми вытекающими последствиями.
Очевидно, чаще всего феодалами-сойюргалами являлись мурзы. Они были сродни категории служилых дворян периода Московской Руси XV—XVI веков.
Ступенькой ниже мурз стояли огланы (уланы). Если в эпоху Золотой Орды огланами называли ханзадэ — царевичей, то в Казанском ханстве значение этого термина расширилось. Так называли сыновей эмиров, беков, мурз, проходивших военную службу при дворе хана, в ханской гвардии. Прослужив определенный срок, они возвращались к себе домой. Старшие в семье вступали после смерти отца во владение землей, поместьем, младшие получали сойюргальное право на землевладение.
На низшей ступени феодальной иерархии стояли казаки. Они составляли основное ядро ханского войска в военное время и делились на внутренних и внешних. В мирное время они занимались сельским хозяйством на своей земле, пользуясь определен-
ными привилегиями по части государственных сборов и повинностей. В то же время они должны были нести военно-сторожевую службу по охране внешних границ государства, а также выполняли, очевидно, определенные административно-полицейские функции во внутренних делах.
Казаки занимали промежуточное положение между феодалами-тарханами и основной массой крестьянства. Их роль в государстве была весьма значительной.
Рядовые люди в Казанском ханстве — крестьяне, ремесленники — назывались кешелэр (люди). Среди крестьян преобладали лично свободные земледельцы, которые несли повинности в пользу государства и мусульманской мечети. Их можно приравнять к черносошным крестьянам Московской Руси XV—XVI веков. В связи с ростом частного землевладения феодальной аристократии и сойюргалов в Казанском ханстве формировался слой частновладельческих крестьян за счет лично зависимых крестьян, обязанных нести повинности в пользу феодала-землевладельца. Существование таких крестьян подтверждает упомянутый уже ярлык Сахиб-Гирея; тарханная грамота ставит под покровительство государства «людей («киши»), поля, возы, скот», принадлежавшие тарханам.
Вместе с тем о существовании крепостного права в Казанском ханстве говорить нет оснований; соответственно не было здесь и крепостных крестьян в том значении, какое этот термин имел в России в XVI и последующих столетиях.
Помимо зависимых крестьян, феодалы использовали для обработки земли военнопленных — рабов, которые с этой целью сажались на землю и прикреплялись к поместьям. Эту категорию бесправного населения называли кол (кул в русской транскрипции). Далеко не все пленники продавались казанцами на азиатские рынки, и даровой труд пленных применялся феодалами очень широко. При освобождении русских рабов в 1551 году было возвращено на родину, по официальным данным, 60 тысяч человек. Но даже после этого в Казанском ханстве оставалось, очевидно, немало русских «полонников», которые настолько прочно осели на землю и занялись хлебопашеством, что не захотели возвращаться в Русь. Несколько деревень с одинаковым названием Кулларово, имеющихся до сих пор в Татарстане, также свидетельствуют о распространенности этого явления в Казанском ханстве.
§ 25. Политическая история ханства (вторая половина XV века)
На политику Казанского ханства во второй половине XV века сильное влияние оказывали два важных обстоятельства, существовавшие в момент его образования. Первое — разрыв с Золотой Ордой; второе — участие великих московских князей Василия II и Ивана III в делах дома Улу-Мухаммеда. В частности,
двое сыновей последнего, Касим и Якуб, были приглашены ко двору Василия II, щедро одарены им. Так, Касим получил в удел городок Мещера на Оке, превратившийся вскоре в город Касимов, центр одноименного татарского ханства (с 1452 года). Якубу и некоторым другим потомкам Улу-Мухаммеда отдавались во владение города Серпухов, Звенигород, Кашира, Юрьев. Все это предопределило сильную зависимость Казанского ханства от московских великих князей, от политики Москвы.
Первое же из названных выше обстоятельств явилось причиной весьма натянутых отношений Казанского ханства с Большой Ордой и другими татарскими ханствами.
Но, несмотря на это, большую часть своего 107 летнего существования Казанское ханство было суверенным независимым государством, проводило достаточно активную внутреннюю и внешнюю политику. Особенно благополучным в этом отношении был первый период в истории ханства, на который пришлось правление первых трех ханов: Махмуда (Махмутека) (1445—1465) и его сыновей Халила (1465—1467) и Ибрагима (1467—1479).
Время царствования Махмуда было мирным и созидательным. В источниках нет ни одного сообщения о каких-либо военных столкновениях между Казанью и Москвой. Все говорит о высоком авторитете казанского руководства в глазах московской правящей элиты. Очевидно, отношения между двумя государствами регулировались договором, заключенным при освобождении Василия II из татарского плена. В этих отношениях Казань явно выступала в роли старшего партнера.
Москва в это время платила «выход» (дань) не только Большой Орде, но и Казанскому ханству. По мнению М. Г. Худякова, «выход» был контрибуцией, которую Москва должна была выплатить за освобождение Василия II. Объем этой контрибуции, вернее — выкупа, в документах точно не указан: в одних источниках сказано «сколько может», в других называются суммы от 30 до 100 тысяч рублей.
Согласно этому же договору, вместе с великим князем прибыло тогда в Москву 500 татар, которые были назначены на различные административные должности в столице и в других городах. В некоторых русских городах даже начали строиться мечети.
Великий князь,
государь всея
Руси Иван III
Васильевич.
Гравюра
Великий князь,
государь всея
Руси Василий III
Иванович.
Гравюра
Все это вызвало крайнее недовольство в тогдашнем русском обществе. В 1446 году возник антиправительственный заговор во главе с влиятельными боярами Дмитрием Шемякой и Василием Косым. Великого князя обвинили в том, что он привел на Русь татар и отдал города на «кормление». Василий II был низложен и ослеплен (отсюда и его прозвище «Темный»). Однако в его защиту двинулось татарское войско во главе с Касимом и Якубом, и в 1447 году великий князь был восстановлен на троне.
Благоприятные внешние условия давали казанскому хану Махмуду великолепную возможность для развития экономики и укрепления военного могущества государства. И эта возможность была использована в полной мере. Расширились география и объем международной торговли, укрепилась политическая власть, окончательно оформилась государственная структура, были заложены прочные основы для дальнейшего развития материальной и духовной культуры. За 20 лет правления Махмуда Казанское ханство превратилось в одно из сильнейших государств Восточной Европы.
Махмуд оставил после себя двух сыновей — Халила и Ибрагима. Старший, Халил, правил всего два года. Детей у него не было, и после его внезапной смерти на трон сел Ибрагим. Это был один из самых могущественных ханов Казани, и период его правления ознаменовался дальнейшим ростом экономики и военной мощи государства.
Вместе с тем в этот период значительно осложнились отношения с Москвой. Занявший в 1462 году великоняжеский трон Иван III был политиком другого склада, чем Василий П. Это был властный, жесткий и вместе с тем талантливый политик и крупный государственный деятель. Ему удалось объединить вокруг Москвы, под своей властью, все земли и княжества Северо-Восточной Руси и заложить основы единого, централизованного русского государства. Он проводил целенаправленную и активную внешнюю политику, важнейшими задачами которой являлись прекращение даннических отношений с татарскими ханствами и укрепление южных и юго-восточных рубежей Московского государства.
Одним из главных направлений политики Ивана III было казанское. Он стремился не только ликвидировать данническую зависимость от Казани, но и превратить Казанское ханство в свой протекторат.
В этих целях был организован ряд походов московского войска на Казань. Известны походы 1467, 1469, 1478, 1482, 1484, 1485 и 1487 годов. В первых столкновениях перевес был на стороне казанцев. Иван III, занятый внутрирусскими делами, не мог до поры до времени выделять большие военные силы для борьбы с Казанью, последняя, напротив, располагала большой, хорошо вооруженной, боеспособной армией. Была у казанцев и сильная флотилия. Главные города ханства — Казань, Арск и другие — имели мощные оборонительные укрепления.
Однако соотношение сил в дальнейшем меняется в пользу Москвы. И дело здесь не только в успехах объединительной политики Ивана III на Руси, но и в набиравшем с каждым днем силу процессе политического разброда, межклановых распрей в Казанском ханстве, да и во всем татарском мире. На политической сцене Казани появились различные группировки («партии») феодальной знати, готовые в борьбе за власть и привилегии обратиться к помощи других стран.
В 1467 году одна из таких группировок, возглавляемая эмиром Абдул-Мумином, тайно пригласила к себе в ханы Касима. Тот обрадовался открывшейся перспективе завладеть престолом более богатого и мощного государства, чем его удел на Оке. Но он понимал, что с его небольшими силами из Городецких, то есть касимовских, татар ему не одолеть Ибрагима, и обратился за помощью к Ивану III. Это отвечало планам московского правителя, и в сентябре 1467 года был организован поход касимов-цев на Казань в сопровождении крупного русского отряда. Однако казанцы не позволили им даже перейти Волгу. Интересно отметить, что казанский хан Ибрагим прибыл на правый берег Волги близ устья Свияги на многих судах. Об этом сообщают русские летописи того времени.
После отражения этого нападения казанский хан организовал ответные походы на Галич близ Костромы и на Хлынов, главный город Вятской земли. В Хлынове был посажен татарский наместник.
В 1469 году Москва организовала новый большой поход, на этот раз без участия касимовцев. Однако усилия русских двумя группами войск — от Нижнего Новгорода по Волге и от Устюга северным путем по Мологе, Вятке и Каме с выходом на Волгу — подойти к Казани и, окружив, взять ее оказались тщетными. Войска не смогли подойти одновременно, и казанцы разбили их поодиночке. В конце концов был заключен мирный договор, который главным образом нужен был Москве, в связи с обострением отношений с Новгородской республикой.
Хан Ибрагим, умерший в 1479 году, оставил пятерых сыновей: Ильгама, Худай-Кула и Мелик-Тагира от первой жены Фа-тимы, Мухаммед-Эмина и Абдул-Латифа от второй, Нурсултан. К этому времени в Казани сформировались две «партии», одна ориентировалась на Восток, татарские и мусульманские государства, другая — на Москву.
Из книги Хади Атласи «Казанское ханство»:
Мнение I «Как известно, Нурсултан после смерти Халила стала женой хана
Ибрагима. После кончины последнего она вышла замуж за крымс
кого хана Менгли-Гирея. Так началось сближение между казански
ми и крымскими ханами. Однако это сближение не шло дальше сугубо род
ственных связей, не принося какой-либо реальной пользы исламу, тюркской
нации. Вследствие отсутствия у этих ханов высоких идеалов, они не сумели
ни создать большое единое тюркское государство, ни совершить добрые
дела для ислама. Татарские ханства разделили судьбу своих правителей:
они умерли».
Победила восточная партия во главе с Фатимой, и на трон сел старший сын Ильгам. Нурсултан вышла замуж за крымского хана Менгли-Гирея, взяв с собой в Бахчисарай малолетнего сына Абдул-Латифа. Старший же, 10-летний Мухаммед-Эмин, был отправлен в Москву, и вскоре ему был отдан под управление удельный город Кашира.
Независимая политика Ильгама не пришлась по нраву Ивану III. В 1482 году он послал войско на Казань. Правительство Ильгама, узнав о приходе этого войска в Нижний Новгород, запросило мира, и мир был подписан на выгодных для Москвы условиях. Однако недолгим был мир между Казанью и Москвой. Почувствовав слабость соперника, Иван III решил добиться полного подчинения Казани своей власти. Военные отряды русских побывали под Казанью в 1484 и 1485 годах, а в 1487 году, 9 июля, после двухмесячной осады русское войско вошло в город. Про-московская «партия» низложила хана Ильгама и передала его в руки московских воевод. Ильгам, его мать Фатима и младший брат Мелик-Тагир были отправлены в северные русские города. Худай-Кула крестили под именем Петра Ибрагимовича. Вскоре он женился на родной сестре Ивана III.
На казанский престол был посажен Мухаммед-Эмин, правивший ханством до 1496 года в качестве ставленника Москвы. Казань оказалась фактически под властью Ивана III.
Постепенно в казанском обществе усилились антимосковские настроения. Оппозиционные силы добились ухода с престола Мухаммед-Эмина и замены его Абдул-Латифом, чьи политические взгляды формировались в Крыму. Абдул-Латиф (1497— 1502) пытался восстановить независимость Казанского ханства. Но силы оказались неравными: в 1502 году посольство Ивана III, которое, кстати, было направлено по просьбе одного из ведущих политиков Казани Кель-Ахмеда, добилось низложения
Абдул-Латифа.
Как видим, в новый, XVI век Казанское ханство вступило в обстановке внутренних распрей и сильного давления со стороны соседнего Московского государства.
§ 26. Политическая история ханства (первая половина XVI века)
Еще более запутанным, сложным было политическое положение Казанского ханства в XVI веке. Правящей элите не удалось остановить внутренние распри и междоусобицы, которые неиз бежно приводили к ослаблению власти, к нестабильности. Не ис чезли и даже усилились внешние угрозы.
В первой половине XVI века Казанское ханство страдало о". давления и вмешательства не только Москвы, но и Крыма, во главе которого стоял могущественный хан Менгли-Гирей (1468— 1515). Каждое из этих сильных государств стремилось установить свое господство над Казанью.
В 1502 году по распоряжению Ивана III хан Абдул-Латиф был арестован, увезен в Москву и сослан на Белоозеро. На казанский престол вновь был посажен Мухаммед-Эмин, бывший до этого правителем Каширы и Серпухова.
Став казанским ханом второй раз (1502— 1518), Мухаммед-Эмин изменил свою политическую ориентацию, взяв курс на проведение более независимой политики. При этом он до поры до времени действовал тайно, исподволь готовясь к военному отпору домогательствам Москвы.
Планам Мухаммед-Эмина способствовали изменения в высшей власти Русского государства: в октябре 1505 года умер Иван III; сменивший его на престоле сын Василий III не обладал ни талантом, ни опытом своего отца.
Тем не менее молодой московский правитель, видя, что казанцы все более выходят из-под власти Москвы, весной 1506 года послал против Казани большую армию, состоявшую, по сведениям некоторых русских источников, из 100 тысяч человек. Часть этой армии прибыла под Казань по реке на судах.
25 июня казанское войско под руководством Мухаммед-Эмина наголову разбило эту армию. Как писал К. Маркс в своих конспектах по истории России про это сражение, «московитов... так разбили под Казанью, что спаслись только 7000».
Василий III вынужден был составить с Му-хаммед-Эмином договор — «мир по старине и дружбу». Как отмечал чуть позднее С. Герберш-тейн, «казанцы отложились от государя московского».
В дальнейшем правление Мухаммед-Эмина протекало относительно спокойно. Положение ханства было стабильным. Иностранных наблюдателей поражали богатство и роскошь ханского двора. Автор «Казанской истории», например, рассказывал об этом периоде: «Подела себе царь венцы драгие, и сосуды и блюда серебряныя и златыя, и царский наряд драгий устрой». Отметим также, что Мухаммед-Эмин занимался поэзией — был известнейшим поэтом Казани.
Однако после преждевременной смерти Мухаммед-Эмина в 1518 году (в возрасте 48 лет) политическая обстановка в Казани вновь обострилась. Законных наследников престола по мужской линии не оказалось. Дочь Ибрагима Гаухаршад, по обычаям того времени, не подходила на эту роль.
Казанский воин
Ярлык хана
Сахиб-Гирея.
XVI век
Как бывало нередко в истории, династическим кризисом поспешили воспользоваться внешние заинтересованные силы — Крым и Москва.
Из Крыма поступило предложение посадить на казанский престол младшего сына Нурсултан (вспомним, она была вдовой хана Ибрагима, после кончины которого стала женой крымского хана) от Менгли-Гирея, Сахиб-Гирея.
Василий III хотел видеть на казанском троне своего ставленника. Его выбор пал на старшего сына касимовского хана Шейх-Аулияра Шах-Али, получившего воспитание в Москве. В Казани верх взяла промосковская партия.
Еще перед отъездом в Казань Шах-Али в Москве дал присягу на верность России и сел на казанский престол в 1519 году 13-летним юношей.
Шах-Али был трижды посажен Москвой на казанский трон и фактически трижды выгнан оттуда. Из-за его откровенно про-московской позиции и весьма непривлекательных личных качеств он не пользовался поддержкой не только простого народа, но и значительной части казанской знати. Назначением Шах-Али был недоволен также крымский хан Мухаммед-Гирей, состоявший в союзе с Москвой.
И вот весной 1521 года в сопровождении всего 300 воинов из Крыма в Казань прибыл Сахиб-Гирей. Он беспрепятственно вошел в город. Были арестованы русский посол и воевода, конфисковано имущество всех русских и касимовских купцов, перебита почти вся личная гвардия Шах-Али. Последний чудом спасся и убежал в Москву.
Казань и Крым совместно начали войну против Москвы. Казанцы взяли Нижний Новгород, а затем вместе с крымской армией подошли к стенам Московского Кремля. Василий III сбежал в Волоколамск, оставив оборону Москвы своему шурину Петру Ибрагимовичу — Худай-Кулу. Русское правительство запросило мира, и великий князь, вернувшись в Москву, вынужден был подписать унизительный для него договор с признанием зависимости от крымского хана, согласившись платить ему дань. Казанские татары вернулись с большой добычей и получили полную независимость от Москвы.
Однако победа вскружила головы кое-кому из казанской правящей верхушки. Вернувшись в Казань, они устроили погром русских купцов, приказали убить посла Москвы. Эти бесчинства, грубо нарушавшие завет предков «ilcega ylem juk» («не убивайте послов»), вызвали крайне резкую реакцию Москвы. Василий III начал готовиться к войне с Казанью. В северной части ханства была построена военная крепость Василь-го-род (Васильсурск), призванная служить форпостом в наступлении на Казань.
Положение Казани осложнилось тем, что в Крыму скончался Мухаммед-Гирей, брат и союзник Сахиб-Гирея. Новый хан начал переговоры с Москвой, настаивая, чтобы она заключила мир с
Казанью. Василий III ответил категорическим отказом.
В этой сложной ситуации Сахиб-Гирей вызвал в Казань из Крыма своего племянника Сафа-Гирея, а сам отправился в Турцию просить у султана помощи в споре с Сиадет-Гиреем за крымский трон.
Семейный портрет (царица Сююмбике). Гравюра с утраченного оригинала XVIII века |
На казанском престоле в 1524 году оказался 13-летний Сафа-Гирей. Это было трудное время. На Казань наступала огромная русская армия численностью около 150 тысяч человек. К счастью для казанцев, отдельные части этой армии действовали разрозненно и несогласованно. Татары вначале разбили передовой отряд армии, затем — флотилию, 90 судов которой попали в их руки. В целом поход русской армии провалился, и был подписан мирный договор, в соответствии с которым Василий III признал Сафа-Гирея казанским ханом.
Однако Москва не оставила попыток добиться угодных ей изменений в высшем руководстве Казанского ханства. В 1530 году к Казани вновь подошла русская армия. Русские подожгли посад со стороны Булака, но город взять не смогли. Тогда были пущены в ход приемы дипломатии — посулы, подкуп влиятельных эмиров и беков. Поддавшись этим хитрым уловкам, верхушка казанского общества пошла на низложение Сафа-Гирея. В 1531 году на казанский престол взошел ставленник Москвы касимовский царевич 15-летний Джан-Али (младший брат Шах-Али). Фактически страной управляло правительство упоминавшейся уже ранее Гаухаршад и карача-би Булат Ширин. Через два года молодого хана женили на 15-летней Сююмбике, дочери ногайского эмира Юсуфа.
После смерти Василия III (в 1533 году) Гаухаршад и Булат Ширин повели активную борьбу против московского протектората. В 1535 году Джан-Али был низложен и убит, а на ханский трон вновь пригласили Сафа-Гирея. Вскоре он женился на Сююмбике.
I Точка зрения| |
Из книги Хари Атласи «Казанское ханство»:
«Хотя Сафа-Гирей-хан был весьма способным правителем, ему не
суждено было заложить прочные основы Казанского государства.
Ему помешали в этом как своеволие казанской знати, так и темнота простого народа, не способного осознать подлинные интересы государства. Одной из причин явилась также политика ногайских мурз, продавшихся русским князьям и вредивших Сафа-Гирею. Хотя ногаи и казанцы имели одну религию и один язык, между ними не было ни братства, ни единства».
Во время второго своего пребывания во главе Казанского ханства Сафа-Гирею удалось добиться определенных успехов в стабилизации внутриполитического и международного положения государства. Однако во второй половине 40-х годов ситуация вновь осложнилась. Гаухаршад и Булат Ширин сошли с политической арены. Против Сафа-Гирея выступила оппозиция во главе с князьями Буюрганом и Чурой Нарыковым. В Москве, после провозглашения в начале 1547 года наследника престола Ивана Васильевича царем Иваном IV, стали вынашиваться планы организации нового военного похода на Казань с целью окончательного ее покорения и ликвидации ханства.
В этой напряженной обстановке в марте 1549 года Сафа-Ги-рей неожиданно умирает, не успев даже объявить имя своего преемника. И в истории Казанского ханства открывается последняя, самая трагическая страница.
§ 27. Завоевание Казанского ханства
После смерти Сафа-Гирея ханом был объявлен его двухлетний сын от Сююмбике Утямиш-Гирей. Сююмбике являлась регентшей при малолетнем хане. Она отличалась не только красотой и благородством, но и незаурядным умом, качествами государственного деятеля. Русские летописи отмечали, что Сююмбике была «велми красну и мудру». Не случайно она стала любимой героиней татарских преданий и байтов.
В Казани было сформировано правительство во главе с крымским огланом Кучаком, являвшимся также начальником гарнизона. Такое сосредоточение гражданской и военной власти в одних руках было оправдано в обстановке начавшегося в марте 1549 год похода войска Ивана IV на Казань.
Впрочем, этот поход, как и следующий в 1550 году, окончились неудачей, в основном из-за допущенных московским руководством организационных и тактических просчетов. После этих неудач в Москве был составлен тщательно продуманный и подробный план завоевания Казанского ханства. Была усовершенствована армия (в частности, созданы стрелецкие полки), усилена артиллерия, проведена подготовка к подрывным действиям.
Важное место в названном плане отводилось мерам политического характера: Москва активно склоняла на свою сторону «больших людей» из мордвы, чувашей, из татар Горной стороны, одаривая их деньгами, дворянскими титулами и т. д. В состав Русского государства вошли мордовские земли, граничившие с Казанским ханством, а затем от Казани отпала и вся Горная сторона, то есть правобережье Волги. Одним из серьезных достижений военно-стратегической операции Москвы стало сооружение в 1551 году Свияжской крепости, расположенной на правом берегу Волги всего в 30 километрах от Казани. Эта крепость явилась опорным пунктом в ходе завоевания Казани.
Перед лицом постоянно возрастающей угрозы со стороны
Вид Казани XVI века. Рисунок Н. Калинина
Москвы правящие круги Казанского ханства оказались в состоянии растерянности и бездействия. Не только не прекратились, но еще более усилились внутренние распри, междоусобная борьба различных кланов. Против Кучака был составлен заговор. Чувствуя приближающуюся опасность, тот во главе небольшого отряда сбежал из Казани. Он был пойман русскими в устье Вятки, отправлен в Москву и там казнен.
В Казани было образовано новое правительство во главе с Ну-рали Ширином, сыном Булата Ширина. Оно обратилось к Ивану IV с предложением перемирия. Тот согласился принять предложение только при условии приглашения на казанский трон Шах-Али. Сююмбике с сыном должны были выехать в Москву.
Фактически это был ультиматум. Сююмбике, после некоторых раздумий, была вынуждена принять условия Москвы: силы к тому времени были слишком неравны. Она решила пожертвовать собой ради благополучия и независимости государства.
В Казань прибыл доверенный русского царя князь Серебряный и увез Сююмбике и Утямиш-Гирея в Москву с огромным Добром ханства. Казанский престол в третий раз получил Шах-Али — все тот же ненавистный казанским татарам беспринципный политик, ставленник Москвы.
Трагичной оказалась судьба Сююмбике. Ее разлучили с сыном и отправили в Касимов, где вскоре выдали замуж за
Шах-Али. Сын Утямиш-Гирей был кре- Цар> '/Хжии^""'"'
Щен под именем Александра, умер в 1564 в. м. Васнецов
году в 18-летнем возрасте (причины смерти не установлены). Неоднократные обращения Юсуфа к Ивану IV с просьбой вернуть дочь в отчий дом не возымели действия. Очевидно, последние годы жизни Сююмбике прошли в большом горе и страданиях. В одном из своих писем эмир Юсуф с горечью писал, что Шах-Али замучил ее.
Попытки Шах-Али и прибывших вместе с ним наместников нормализовать обстановку не дали результатов. Казанцы требовали вернуть Горную сторону, предоставить более широкую автономию. Москва, в свою очередь, добивалась освобождения всех русских военнопленных, признания протектората Русского государства на всей территории ханства.
В феврале в Казань прибыло московское посольство, возглавляемое Алексеем Адашевым, фактическим главой правительства Ивана IV. По его требованию, Шах-Али отрекся от престола и уехал в Москву, исполнив перед этим приказ царя уничтожить артиллерийский арсенал. Однако казанцы отказались выполнить требование Адашева впустить в город русского наместника с военным отрядом. Посол был вынужден покинуть Казань, не добившись осуществления главной цели — мирного, добровольного подчинения казанцев власти Ивана IV.
Было образовано новое правительство во главе с князем Чап-куном Отучем. Оно решительно взяло курс на защиту независимости и суверенитета Казанского ханства. Находившиеся в городе русские стрельцы были перебиты. Послали приглашение в ханы астраханскому царевичу Ядигеру, находившемуся в Ногайской Орде. Одновременно успешными боевыми операциями отбили Горную сторону, кроме Свияжска. В начале марта 1552 года Ядигер занял ханский престол. Народ воспрял духом, в городе царило приподнятое настроение.
Однако Иван IV не собирался отказываться от своих планов. В июне 1552 года 150-тысячная русская армия под руководством царя отправилась в поход и в августе прибыла в Свияжск. 23 августа русские войска переправились через Волгу и превосходящими силами осадили Казань.
Казанцы попытались отбить наступление противника, однако силы были неравными. Попытки татарского отряда под командованием Ятуша и Япанчи прийти на помощь Казани были заблокированы действиями отряда войск князя Горбатого-Шуйского. Казань попала в кольцо осады. Осада длилась чуть больше месяца. Русские войска вели артиллерийский обстрел города, устроили несколько взрывов под стенами Казанского кремля — у Ханских и Арских ворот. Казанцы отбили первые атаки.
На 2 октября было назначено генеральное наступление на Казань. Накануне провели сильную артподготовку. Никто не спал той ночью: казанцы готовились к последней, решающей схватке с врагом, русские заняли свои позиции в ожидании сигнала к атаке. И вот на рассвете у Аталыковых и Ногайских ворот одновременно произошли два мощных взрыва —■ в общей сложности
Взятие Казани русскими в 1552 году. Картина В. И. Венига. XIX век
там было заложено 48 больших бочек пороха. В крепостной стене образовались два больших пролома, и через них в город ринулись полчища русских воинов. Началась сеча, исход которой нетрудно было предсказать, учитывая соотношение сил. Численность защитников Казани составляла лишь 30 тысяч человек.
Последним оплотом сопротивления стал Ханский дворец в Казанском кремле. Здесь собралось до 10 тысяч уцелевших воинов-татар. Возглавляли их Ядигер-хан и сеид Кул Шариф. В последней жестокой схватке погибли сотни татар, в их числе и сеид Кул Шариф. Ядигер был взят в плен. Лишь небольшой отряд вырвался из города и ушел в леса за Казанкой.
Из русской летописи «Летописец начала царства царя и великого
Факт князя Ивана Васильевича» (XVI век):
«Об избиение поганых [татар]. Бояре же и воеводы божиим мило
сердием побили множество поганых и тамо они толико [столько]
множество побили, от реки от Казани и до леса и в лесе многие мертвии
лежяща, и немногие утекли, многими ранами ранены».
Казань пала. В 3 часа дня в город въехал на коне Иван IV. Кругом валялись сотни и тысячи убитых, кровью были залиты улицы. Победители устроили в городе настоящий погром: убивали мужчин, грабили дома и мечети, насиловали женщин.
День 2 октября 1552 года навсегда вошел в память татарского народа как черный день национальной катастрофы, день скорби.
Все государственные атрибуты ханства были ликвидированы. Последнего казанского хана увезли в Москву и крестили под
именем Симеона. Управлять покоренной страной был поставлен московский наместник князь Горбатый-Шуйский.
Падение Казани и Казанского ханства стало возможно в результате действия двух взаимосвязанных причин: во-первых, экспансионистской, агрессивной внешней политики царя Ивана IV, использовавшего растущие материальные, финансовые, людские ресурсы Русского государства; во-вторых, недальновидности, вялости и слабости правящей элиты Казанского ханства, не заботившейся о развитии производительных сил, о сбережении народа, q6 укреплении военной силы государства. Эта элита не смогла выдвинуть из своей среды крупных, ярких личностей общенационального масштаба, способных указать пути развития и перспективы перехода из средневековья в новое время.
§ 28. Культура
В постзолотоордынский период, то есть уже в Казанском и других ханствах, национальная культура татарского народа продолжала обогащаться и развиваться.
Довольно высокого уровня достигли градостроительство и архитектура. Об этом свидетельствуют архитектурные памятники Казанского кремля, частью сохранившиеся до наших дней, большей частью исчезнувшие навсегда. Среди последних — Ханский дворец, который, по словам участника взятия Казани А. Курбского, был «зело крепок, между палат и мечетей каменных». Современные специалисты полагают, что он представлял собой двухэтажное здание с аркадой-галереей на колоннах и имел сходство с подобными сооружениями Крыма и Турции.
Документ |
Курбский сообщал также о «зело высоких» «мурованных», то есть каменных мечетях с высокими минаретами, где были погребены казанские ханы. Писцовые книги 1563—1564 годов зафиксировали наличие на территории кремля по крайней мере двух больших мечетей: Муралеевой, построенной, очевидно, известным нам улу-карача Нурали Шириной, и мечети близ Ханского дворца. Последняя, видимо, являлась соборной. Об этой восьми-минаретной мечети писал выдающийся татарский историк XIX века Шигабутдин Марджани, пользовавшийся, по всей вероятности, не дошедшими до нас источниками.
Были и другие сооружения кирпично-каменной кладки. Например, «Муралеева палата» — дворец Нурали Ширина.
Выдающимся созданием культового зодчества, сохранившимся на территории Казанского кремля, является знаменитая башня Сююмбике. По своему архитектурному решению, стилевым особенностям, композиционным приемам и деталям оформления башня Сююмбике — ярко выраженный памятник татарского зодчества. Относительно предназначения башни среди ученых нет единого мнения. Одни считают ее минаретом соединенной с ней мечети Нурали, другие — грандиозным намогильным памятником, сооруженным Сююмбике над прахом своего мужа, хана
Сафа-Гирея. Как бы то ни было, башня Сююмбике и поныне остается одним из национальных сокровищ татарского народа, символом города Казани.
Здания средневековой Казани украшались резной орнаментацией, облицовкой стен мозаичными и майоликовыми плитами, а также узорными кирпичами с изящным орнаментом. Это говорит о существовании здесь целой школы мастеров-художников по изготовлению перечисленных видов декорировки дворцов, палат, мечетей, мавзолеев и других зданий.
«Казанская шапка». Золото, самоцветы. Скань. Татарские мастера-ювелиры. XVI век |
Массовым видом ремесла, доведенным до уровня искусства, была резьба по камню. Она нашла широкое применение в архитектуре и в художественном оформлении намогильных камней. Эти памятники отличаются от эпитафий более раннего, булгарского периода богатством и разнообразием мотивов и узоров, используемых в их резном декоре. Тонкая растительная орнаментация и пышные надписи поражают не только рядового зрителя, но и искушенного знатока средневекового камнерезного искусства.
Самым высоким мастерством отличалось ювелирное искусство, изготовление различных украшений из благородных металлов в сочетании с драгоценными камнями. Изделия татарских мастеров поражали всех изяществом и совершенством и пользовались большим спросом. Много таких изделий поставлялось ханскому двору.
К сожалению, коллекция ювелирных изделий казанских ханов в целости не сохранилась. Как уже указывалось выше, князь Василий Серебряный в 1551 году вывез все богатства ханской казны в Москву.
В составленной описи вывезенных ханских богатств князь Василий Серебряный указывал: «...преписоваше царевичу казну всю и до пороха, и запечатав самодержцовою печатию, и наполнив до угро-жения 12 лодей великих златом и сребром, и сосуды сребряными и златыми, и украшенными постелями и многоразличными одеянии царскими и воинскими оружми всякими...»
Часть из этих драгоценностей находится ныне в музеях Москвы и Санкт-Петербурга: в Оружейной палате Московского Кремля, Государственном историческом музее, Музее российской этнографии. Среди них — знаменитая «Казанская шапка» — ко-
рона казанских ханов, сделанная из золота в высокой ювелирной технике скани в сочетании с самоцветами и отороченная соболиным мехом высшего качества, а также золотые поясные застежки и серебряная амулетница, выполненные в технике скани в сочетании с зернью.
Большая же часть сокровищ казанских ханов бесследно исчезла.
Ювелирное искусство Казанского ханства нашло продолжение и дальнейшее совершенствование в последующие века. Знаменитые воротниковые застежки и хаситэ, браслеты и серьги, накос-ницы и ожерелья, бляхи и броши, амулетницы и коранницы из золота и серебра в сочетании с хрусталем, бирюзой, сердоликом и другими драгоценными камнями, в изготовлении которых применяли такие виды ювелирной техники, как бугорчатая и плоская скань, зернь, инкрустация, глиптика, гравировка, чернение по серебру, являются шедеврами народного творчества. Они получили мировую известность.
Весьма насыщенной была духовная культура татарского народа. Как и прежде, основу письменности составляла арабская графика. Значительно увеличилось число рукописных книг, причем не только религиозных, но и светских. В домах знати, духовных лиц было принято иметь возможно большее количество книг. Большой любительницей книги была Сююмбике. Есть сведения, что она создала богатое книгохранилище при Ханском дворце. К нашей беде, книги этой библиотеки пропали вместе со значительной частью ханской казны после экспедиции князя В. Серебряного.
Продолжала также действовать традиционная система начального и среднего образования, представленная мектебе и медресе. Имеются сведения о существовании в Казани при Соборной мечети высшего духовного учебного заведения — медресе Кул Шарифа.
Широкой популярностью пользовалась восточная поэзия. Зачитывались великолепными творениями Рудаки и Фирдоуси, Омара Хайяма и Маари, Низами и Саади, тюрко-татарских поэтов более раннего периода — Баласагуни и Кул Гали, Кутби и Саифа Сараи, Харазми и Рабгузи...
Были свои собственные поэты, писатели. Занимались поэтическим творчеством хан Мухаммед-Эмин и сеид Кул Шариф. Широкой известностью пользовались стихи Гарифбека и Максу-ди. Писала стихи также женщина по имени Эмми-Камал.
Вершиной поэзии Казанского ханства явилось творчество Мухаммедъяра (1497—1552). Он автор двух поэм: «Тухваи-мар-дан» («Дар мужей», 1539 год) и «Ну