1. Покажите на карте ханства, образованные после распада
Золотой Орды.
2. Каковы природно-географические условия Казанского хан
ства? Какую территорию оно занимало? Перечислите на
роды, населявшие земли ханства.
3. Охарактеризуйте занятия казанских татар.
4. Каковы были торгово-экономические связи Казанского ханства? Назовите страны, с которыми торговали казанские татары, и товары этой торговли.
5. Каковы были государственный строй и система управления в Казанском ханстве?
6. Что такое сойюргальное право владения землей? Расскажите 6 структуре феодальной иерархии казанских татар XV—XVI веков.
7. На какие категории делилось население Казанского ханства в XV—XVI веках? Какие формы зависимости населения были в это время?
8. Охарактеризуйте политическую историю Казанского ханства второй половины XVI века.
9. Какие исторические события предопределили русский протекторат над Казанским ханством 1487—1520 годов?
10. Расскажите о партиях, определявших внешнеполитический курс Казанского ханства.
|
|
11. Дайте оценку деятельности Мухаммед-Эмина и Шах-Али.
12. Что вам известно о борьбе политических сил в 20—40-х годах XVI столетия в Казани?
13. Какие взаимосвязанные причины предопределили падение Казанского ханства?
14. Назовите достижения казанских татар в культуре. Приведите наиболее значительные примеры.
15. Кто были эти люди: Махмутек, Нурсултан, Андрей Курбский, Сахиб-Гирей, Ибрагим, Мухаммед-Эмин, Улу-Мухам-мед, Василий II?
16. Объясните термины: ушкуйники, мурза, «выход», диван, даруги, карача-бии, кадий, сеид, сойюргал, везир, аталык казак.
17. Помните ли вы, какие события произошли в такие годы 1438, 1445, 1445-1465, 1467-1479, 1487, 1506, 1519, 1552?
ГЛАВА VI |
ПОЛИТИКА РУССКИХ ЦАРЕЙ В ОТНОШЕНИИ ТАТАР (середина XVI — середина XVIIIвека) |
§ 29. Установление господства русского царизма над татарскими землями
Взятие Казани в октябре 1552 года было лишь первым шагом в осуществлении завоевательной политики царя Ивана IV Грозного на востоке. Эта политика встречала сильное сопротивление татарского и других коренных народов Поволжья, Урала и Западной Сибири. Поэтому присоединение этих земель к Русскому государству растянулось на несколько десятилетий.
Казанский |
После овладения Казанью русское правитель- "таташн ство считало край окончательно присоединенным Рисунок из книги и приступило к выполнению своих администра- С. Герберштейна тивных функций. Главной из них оно считало
«Записки о сбор повинностей, прежде всего ясака. делах»0xvf*век Однако с таким порядком вещей не было согласно местное население. Уже в декабре 1552 года чуваши и черемисы на дороге из Свияжска в Васильсурск убили много русских гонцов, купцов и людей, сопровождавших обозы с казенными грузами.
|
|
Из Новгородской второй летописи (XVI век):
Факт «В лето 7060 [1552]... привели в Новгород татар, с Москвы, казанс-
ких, а иных опосле привезли в Новгород, и давали их кормити ар
хиепископу и гостем веденым, а всех татар 60; до того же лета по
ставили в городе три тюрьмы новых, да в них сажали татар.
В лето 7063 [1555]... Да той же зимы, месяца генваря в 1-й вторник, давали
дияки по монастырем татар, которые сидели в тюрьме и захотели крести-
тись; которые не захотели креститись, ино их метали в воду...»
В 1553 году отдельные факты неповиновения переросли в настоящую освободительную войну. На Высокой горе, в 15 километрах от Казани, вокруг конного отряда Япанчи собралось целое войско, одержавшее несколько побед над отрядами русских. Горная сторона Волги также была охвачена восстанием. Повстанческое движение возглавил Мамыш-Берды, представитель бывшей казанской правящей верхушки. С войском в не-
сколько тысяч человек он хозяйничал на Волге, выше Казани, и прервал водное сообщение между Свияжском и Васильсурском. Местом его пребывания была Чалымская крепость, построенная на правом берегу Волги, на высокой Сундырской горе.
Мамыш-Берди и его соратники решили восстановить ханскую власть и с этой целью пригласили ногайского мурзу Али-Акра-ма, брата Сююмбике. Тот прибыл из Сарайчика в Чалым с 300 ногайцами и был возведен на престол.
Русское правительство было вынуждено начать новую войну для действительного завоевания Казанского ханства.
В сентябре 1553 года оно двинуло против повстанцев немалые силы под начальством воевод С. И. Микулинского, И. В. Шереметева и других. Район военных действий охватил огромную территорию. Русские отряды беспощадно опустошали страну. Они шли от селения к селению, уничтожая все на своем пути, сжигая деревни, отбирая скот, уводя всех жителей в плен. По данным С. М. Соловьева, русские взяли в плен 6000 мужчин и 15 000 женщин и детей.
Летом 1554 года война возобновилась, причем к Мамыш-Берди примкнули черемисы Луговой стороны. Против повстанцев был отправлен отряд князя И. Ф. Мстиславского. Он опустошил 22 волости, уничтожил несколько десятков селений. Взятые в плен, в количестве нескольких тысяч, были все казнены. Однако такие действия против Мамыш-Берди и хана Али не дали ожидаемого результата.
Из царского наказа казанскому архиепископу Гурию (1555 год):
Документ «...Да держати архиепископу совет с наместником и с воеводами:
на которых татар будет у них опала невеликая, а похотят которых
острастити казнею, а до казни не дойдут, и они б о тех сказывали архиепископу и ахиепископу тех от вины отпрашивати, хоти ему от них и челобитья не будет; и всякими обычаи, как возможно, так архиепископу татар к себе приучати и приводити их любовью на крещение, а страхом их ко крещению никак не приводити. А услышит архиепископ которое бесчиние в казанских и свияжских воеводах, и в детех боярских, и во всяких людех, или в самих наместникех какое бесчиние увидит к закону христианскому, и архиепископу их о том поучати со умилением, а не учнут слушати, и архиепископу им говорити с запрещением, а не имутся за его поучение и запрещение, и архиепископу тогда писати о тех их безчиньях к царю и великому князю».
В следующем году война не возобновлялась: население было подавлено обрушившимися на него страшными бедствиями, но весной 1556 года Мамыш-Берди снова повел свое 2-тысячное войско на завоевателей. Русское правительство снарядило против повстанцев гораздо более многочисленный отряд под началом П. В. Морозова. Вскоре пала Чалымская крепость, и перевес окончательно перешел к русским. Инородцы, в особенности чуваши, стали переходить на их сторону. Хан Али был убит. Чуваши хитростью захватили Мамыш-Берди и выдали его русским. Вождя борьбы за независимость переправили в Москву, где вскоре казнили.
|
|
Ермак. Скульптор М. М. Антокольский
Хоромы Строгановых
в Соли Вычегодской
Летом 1556 года русские отряды опустошили Арскую и Прикамскую стороны. Силы казанцев были окончательно истощены. Народ, доведенный до отчаяния, отказался от продолжения бесплодной борьбы. Край был присоединен к Русскому государству.
В том же 1556 году, после кратковременного военного столкновения, русские низвергли хана Дервиша и присоединили Астрахань к России. Ногайская Орда фактически признала вассальную зависимость от Москвы.
В конце царствования Ивана Грозного снаряженное уральскими заводчиками Строгановыми казачье войско под начальством Ермака Тимофеевича проникло в земли Сибирского ханства и повело войну за присоединение последнего к России. Эта задача была окончательно решена в конце XVI века.
Теперь во весь рост встал вопрос о взаимоотношениях завоевателей и покоренных народов, о политике русских царей в присоединенных странах. К сожалению, мечте некоторых тогдашних общественных и государственных деятелей о дружном сожительстве казанцев и русских, мусульман и православных под покровительством московского государя не суждено было сбыться. У Ивана IV оказался свой план устройства присоединенных земель, и взаимоотношения завоевателей и покоренных вылились в самые тяжелые формы.
В покоренной Казани власти, опасаясь покушений, категорически запретили татарам жить и даже входить внутрь города, обнесенного крепостной стеной. Всем уцелевшим жителям города было приказано выселиться за пределы городской черты, для поселения им отвели место за Булаком, в так называемой Кураишевой слободе (ныне — Старотатарская слобода). Не многие смогли построить заново или хотя бы восстановить на новом месте перенесенный из города дом, и большинство жителей окончательно разорилось, многие были вынуждены расселяться по отдаленным деревням. Город пришел в упадок и опустел. В 1557 году из 40—50 тысяч жителей в Казани осталось 6000 татар, к которым прибавилось 7000 русских, всего стало около 13 000 жителей.
|
|
Принудительное выселение татар из Казани и запрещение им даже входить в город сопровождалось фактическим приказом русского правительства — «все мечети пометать и в конец их извес-
ти». Тем самым был взят курс на отвращение татар от мусульманства и замещение последнего православной верой. В 1555 году в Казани была учреждена кафедра архиепископа, и назначенный на нее архиепископ Гурий получил от митрополита Макария подробный наказ об обращении населения ханства в христианство, причем рекомендовалось использовать и приемы подкупа.
Первым казанским архиепископом был назначен Гурий, игумен Се- Справка I лиджарского монастыря. Он был особо доверенным лицом москов-
ского правительства, снабжен широчайшими полномочиями вплоть
до контроля деятельности воевод и отмены их судебных решений. Гурию были пожалованы обширные земельные угодья в Казани и вокруг нее; в городе он имел усадьбу с двором, двумя мельницами, слободу с 90 крестьянскими дворами; вне города — владел 4 селами и 4 деревнями, в них 100 дворов крестьянских, 2775 десятин пашни, 10 тысяч копен покосов сенных, 275 квадратных верст леса. Кроме того, архиепископ получал значительное жалованье.
С 1557 года русское правительство приступило к раздаче казанских земель русским людям. Раздел производился между следующими категориями: часть земель была отписана на государево имя, часть на имя казанского наместника, обширные владения были отданы архиепископу, церквям и монастырям, остальными землями были наделены участники походов, дети боярские, имевшие недостаток в земле внутри Русского государства, наконец были вознаграждены все изменники из татар, новокрещеные и лица, оказавшие различные услуги русским при покорении Казани.
Завоевательные походы 1553 —1554 и 1556 годов нанесли страшное опустошение некогда цветущему краю. Десятки, сотни селений были превращены в развалины, имущество разграблено, жители истреблены. Население отхлынуло в леса, расположенные к северу от Казани. Тогда-то вокруг города образовалась широкая 50-километровая полоса опустевших земель, которые стали быстро расхватываться русскими феодалами. Во владение русских помещиков перешли земли 206 деревень и 60 пустошей. На восток в поисках «земли, воли да лучшей доли» потянулись также крестьяне из центральных уездов Руси.
Крайне жестокая антитатарская и антимусульманская политика Ивана IV, которого татары назвали Явыз Иван (Злодей Иван), не раз и в последующие годы вызывала крестьянские бунты и восстания. Известны восстания татар и черемисов в 1572, 1581, 1583—1584 годах. Эти восстания были жестоко подавлены царскими войсками.
В войне за независимость, за социальные и религиозные права погибли многие тысячи жизней, казанский народ лишился лучших своих сыновей, не говоря уже о материальных потерях, и прошло много лет, прежде чем он, вынужденный перейти от городского быта к крестьянскому, утративший свои культурные богатства, приспособился к новым условиям существования. Резкое понижение культуры, экономический спад, сопровождав-
шийся переходом к примитивным формам хозяйства и сокращением всех потребностей, упадок промышленности и торговли, обеднение населения, отстранение от активного участия в государственной и общественной жизни — таковы были последствия завоевания для казанских татар.
§ 30. Политика Москвы в отношении татар в конце XVI — XVII веке
После смерти Ивана Грозного (1584) положение татар и других нерусских народов Поволжья и Урала не претерпело существенных изменений к лучшему. В царствование Федора Иоанно-вича (1584—1598) повинности ясашных крестьян продолжали расти. Продолжалась также активная миссионерская деятельность, связанная с обращением татар-мусульман, а также инородцев-язычников в христианскую веру.
Однако, несмотря на сильное давление и применение карательных мер, после смерти Гурия (1576) среди новокрещеных татар усилилась тяга к возвращению в ислам. Преемник Гурия архиепископ Гермоген в письме к царю Федору Иоанновичу жаловался, что многие крещеные татары вернулись к своей прежней вере, а другие лишь назывались христианами. Царь ответил указом, дающим новокрещеным татарам право селиться среди русских и получать пастбища. Но и эти меры не возымели должного действия. В 1592 году вспыхнуло новое восстание татар и черемисов, подавленное войсками.
В 1593 году был издан царский указ о закрытии всех мусульманских мечетей в тех селениях, в которых имеется хотя бы один православный христианин.
Миссионерская деятельность была приостановлена в период Смуты начала XVII столетия. Зато другие тяготы Смутного времени — экономические, социальные — татары ощущали на себе не в меньшей мере, чем русские. Поэтому они оказались втянутыми в социальные движения того периода. Есть сведения, что татары участвовали, в частности, в крестьянском восстании под предводительством Ивана Болотникова в 1606 году. А в 1609 году произошло восстание татар и чувашей в Свияжском и Чебоксарском уездах. Против крестьян послали карательный отряд под начальством воеводы Ф. И. Шереметева.
Известно также, что семь человек из татар участвовали в работе Земского Собора, созванного в начале 1613 года для избрания нового царя. Им стал 16-летний боярский сын Михаил Федорович Романов. 11 июля 1613 года он венчался на царство.
Факт привлечения татар к процедуре избрания нового царя свидетельствует о стремлении верхушки русского общества искать примирения с инородцами, использовать «татарский фактор» в строительстве Российского государства. Забегая вперед, следует отметить, что татарский народ, проявив великодушие, умение забывать старые обиды, с честью выполнял эту возло-
Вид Казани.
С гравюры
А. Олеария.
1630 год
сенную на него историческую миссию участия в строительстве цего нашего Дома — Российского государства. Великий татарский поэт Габдулла Тукай в стихотворении 1913 года, посвященном 300-летнему юбилею династии Романовых, с гордостью писал об этом так:
На русской земле проложили мы след, Мы — чистое зеркало прожитых лет. С народом России мы песни певали, Есть общее в нашем быту и морали, Один за другим проходили года, — Шутили, трудились мы вместе всегда.
В царствование Михаила Федоровича (1613—1645) и Алексея Михайловича (1645—1676) Романовых политика в отношении татар несколько смягчилась. Изменения коснулись главным образом феодальной знати — князей и мурз. В частности, официальное подтверждение получали их права на владение землей и крестьянами. Об этом свидетельствует, например, сохранившаяся запись о поместье князя Сафара, Маметева сына, Тенишева, сделанная 11 июня 1678 года в приказной избе воеводы в Темнико-ве. При этом Сафар Тенишев ссылался на запись в переписной книге 1646 года. Дополнительно с его слов было записано, что его, Сафара, сыновья Ибрагим и Исмаил несут службу в государевой армии («рейтарская служба»).
Особой благосклонностью властей пользовались новокрещеные татарские феодалы. В подтверждение этого можно сослаться на «ввозную грамоту» служилому новокрещеному казанскому князю Якову Васильевичу Асанову в 1597 году. За ним была закреплена вотчина с огромными земельными угодьями, лугами,
бортными угодьями, бобровыми гонами на Волге, Каме, Майне, по Ногайской и Самарской дорогам.
Вместе с тем положение основной массы татарского населения, в особенности крестьян-ясашников, оставалось крайне тяжелым. Государственные повинности постоянно увеличивались, административно-полицейский гнет приобретал порой невыносимый характер.
После некоторой паузы, связанной со Смутой, возобновилась и стала набирать обороты политика крещения татар-мусульман. Проводниками этой политики были не только православные священники, миссионеры, но и государственные структуры. Об этом говорит, например, челобитная романовских служилых татар, поданная царю Алексею Михайловичу в 1547 году. Податели челобитной Джалмурзины, Исупов, Джамакайко Янсырыков и Чи-ныкайко Мамедкулов жаловались на то, что романовский воевода Алексей Малышкин посадил их в тюрьму, заковал в цепи и мучил, заставляя силой креститься в православную веру. Они умоляли царя: «Пожалуй нас, холопей своих, не вели, государь, нас сильно крестить в православную христианскую веру, а вели, государь, нам быть в своей басурманской вере. Царь-государь, смилуйся, пожалуй!»
В данном случае царь Алексей Михайлович откликнулся на мольбу своих подданных грамотой романовскому воеводе Алексею Малышкину от 21 декабря 1647 года. В ней предписывалось: «И как тебе ся наша грамота придет, и ты б романовских татар и иных никаких иноземцев силой в православную христианскую веру крестить не велел, а призывал бы еси иноземцев в православную христанскую веру креститься ласкою и обнадеживая их нашим государевым жалованием».
Ни о каком осуждении действий воеводы Малышкина и тем более наказании его за эти действия в царской грамоте и речи не было. Не собирался также царь отказываться от политики крещения «иноземцев», находя лишь целесообразным прибегать к более мягким методам ее проведения.
В Соборном Уложении 1649 года «мусульманскому вопросу» был посвящен особый раздел. В нем содержалась статья, запрещавшая русским людям покупать, брать в залог земли у татар, как феодалов, так и ясашных крестьян. Тем самым юридически закреплялся статус татарских князей, мурз и крестьян как государевых людей, призванных служить в пользу государства.
Инквизиторский характер имела статья, запрещавшая новокрещеным под страхом быть заживо сожженными покидать христанскую веру, возвращаться в мусульманство.
Одновременно власти старались «задобрить» тех татар, которые принимали христианскую веру. Так, Указ царя Алексея Михайловича 1654 года устанавливал, что каждому инородцу, согласившемуся принять христианство, должно быть выдано 15 рублей. Другой пункт предоставлял феодалам-тата-
рам, принявшим христианство, право пожизненного и наследственного владения своими поместьями. В то же время устанавливалось, что после смерти феодала-мусульманина его поместье переходило к любому, даже дальнему, родственнику-крещеному, невзирая на претензии более близких наследников-мусульман.
Эту испытанную политику «кнута и пряника» в отношении татарских князей и мурз продолжали проводить и преемники Алексея Михайловича. Так, Указ царя Федора Алексеевича от 16 мая 1681 года лишал некрещеных татарских князей и мурз права взимать повинности у своих крестьян. Повинности предписывалось вносить впредь в казну. Тем же Указом было обещано татарским князьям и мурзам, которые похотят принять православную христианскую веру, оставить за ними отписных крестьян.
Из Указа царя Федора Алексеевича от 16 мая 1681 года:
Документ I «Низовых городов у мурз и у татар, и мурзинских, и татарских жен, и у вдов, и у недорослей, и у девок поместья их и вотчины с крестьяны и с бобыли отписать на себя великого государя для того: ведомо ему, великому государю, учинилось, мурзы и татарове в поместьях своих и в вотчинах к крестьяном чинят многие налоги и обиды и принуждают их к своей бусурманской вере и чинят осквернение... и мурз и татар ни в чем не слушать, и податей не платить... А будети которые мурзы и татарове похотят в православную христианскую веру креститься, тех крестить, и от-писным крестьянам за ними быть по прежнему, да им же давать жалованье».
Линия на экономическое принуждение к крещению была продолжена в царствование малолетних Ивана и Петра при регентше Софье. Своим Указом 1682 года они предписали отбирать у некрестившихся князей и мурз половину их поместий и вотчин в пользу государства.
Разумеется, далеко не все феодалы-татары смогли устоять перед столь мощным натиском. Десятки, сотни «служилых татар» приняли христианство, перешли в иную этнокультурную среду, стали русскими. Подавление военной силой народных восстаний, физическая расправа над участниками национально-освободительного движения, экономическое разорение татарских земель и, наконец, насильственное крещение — вот те главные факторы, которые поставили татарский этнос в конце XVI—XVII веков на грань выживания. Очевидно, численность татар в это время резко уменьшилась, условия для воспроизводства этноса оказались крайне неблагоприятными.
И все-таки, даже в этих тяжелейших условиях, татарский народ выстоял, проявив удивительную этнокультурную живучесть. Массового крещения татар с неизбежным обрусением большей части новокрещеных не произошло. Татары сохранили себя как этнос, сохранили свой родной язык, свою религию, свою историческую память.
§ 31. Ужесточение колониальной политики царизма в первой половине XVIII века
Царствование Петра I (1689—1725) ознаменовалось резким усилением активности Российского государства на международной арене. Завоевательные войны потребовали привлечения огромных дополнительных людских и материальных ресурсов. В ходе мобилизации этих ресурсов государство увеличило тяготы инородческого населения Поволжья и Приуралья.
Известно, например, что в походах русской армии 1695 и 1696 годов на Азов участвовали башкирские и татарские всадники. За проявленные доблесть и мужество башкирский старшина Алдар Исянгильдин был удостоен сабли с позолоченными ножнами и царской грамоты на тарханство.
С началом Северной войны (1700—1721) сильно увеличились государственные налоги и сборы. В дополнение к прямым налогам придумывались многочисленные косвенные налоги и сборы, такие, как поборы с бань, ульев, с рыбных ловель, с перевоза и т. д. Этим занимались специальные чиновники-прибыльщики.
Осенью 1704 года в татарские и башкирские земли из Москвы приехали прибыльщики Андрей Жихарев и Михаил Дохов. Собрав старшин, они объявили им о дополнительных сборах. Старшины встретили это известие в штыки, посчитав поборы незаконными. Правительство послало против «бунтовщиков» карательный отряд под начальством полковника А. Сергеева. Последний начал чинить расправу над всеми подряд, не утруждая себя выяснением обстоятельств дела.
В поисках права и справедливости старшины решили обратиться к царю и послали в Москву делегацию из 8 человек во главе с Дюмеем Ишкеевым. Однако в Москве они не нашли понимания. Не выслушав их объяснений, членов делегации арестовали, заковали в цепи и отослали в Казань. Здесь в кремле главу делегации Ишкеева повесили, остальных старшин подвергли телесным наказаниям.
Не менее обременительными для тягловых сословий, в том числе для крестьян-татар, были рекрутская и подводная повинности. Начиная с 1705 года тысячи молодых мужчин призывались на пожизненную службу в армию. Кроме того, в соответствии с Указом Петра I на строительство новой столицы Санкт-Петербурга было отправлено 5 тысяч принудительно мобилизованных татар и одна тысяча башкир. В связи с Северной войной постоянный характер приобрела подводная повинность. На крестьянских подводах к театру военных действий доставлялись продовольствие, фураж, вооружение, снаряжение, боеприпасы. Обязанность предоставлять постой войскам при их формировании, маршах и расположении на зимние квартиры — постойная повинность также разоряла крестьян и посадских. На содержание армии с населения взимались сухари, мука, крупа, овес или вместо всего этого — деньги.
Сильный удар по финансово-материальному положению населения Южного Урала и Нижнего Поволжья нанесло введение с 1708 года государственной монополии на соль. Если ранее многие местные крестьяне занимались соляным промыслом и соль на местных рынках стоила относительно дешево, то теперь все должны были покупать этот продукт повседневного употребления по значительно более высоким ценам у государства.
Ускоренное строительство российского военно-морского флота на верфях Санкт-Петербурга, Кронштадта обернулось еще одной тяжелой повинностью для татарского населения — заготовкой и сплавом корабельного леса. В соответствии с царским Указом 1712 года тысячи инородцев Казанской губернии ежегодно в осенне-зимние месяцы отправлялись в северные леса для заготовки древесины. При этом они должны были озаботиться обеспечением себя всем необходимым: инструментом, одеждой, обувью, пропитанием, подводами для перевозки леса к местам сплава. Оторванность от семьи, тяжелый, изнурительный труд, отсутствие элементарных бытовых условий, медицинского обслуживания — все эти «прелести» лесной жизни угнетающе сказывались на морально-психологическом состоянии людей, подрывали здоровье нации.
В 1718 году в Казани была открыта судоверфь, первая на Волге. Это привело к увеличению потребности в корабельном лесе. Число крестьян-татар, занятых заготовкой и сплавом леса, превышало 20 тысяч человек ежегодно. Эта тяжелая многолетняя повинность, получившая в народе название «лашманство», стала частью национальной истории. О тяжелой доле «лашма-нов» народ складывал песни, байты.
К дальнейшему ухудшению материального и социального положения коренного населения Поволжья и Урала привела налоговая реформа, проведенная в 1718 —1724 годах. Суть реформы — в переходе от подворного обложения к подушной подати (налог с каждой души мужского пола). Для определения численности податного населения была проведена перепись. Эти изменения затронули и государственных крестьян, к которым относилось коренное население Поволжья и Приуралья. С них, помимо подушной подати, стал взыскиваться денежный оброк в сумме 40 копеек с мужской души, которого они раньше не платили. Взиманием оброчных денег правительство уравняло феодальные повинности государственных крестьян с повинностями помещичьих, дворцовых и монастырских крестьян, ибо считалось, что последние приносили владельцам доход в размере 40 копеек с мужской души.
«Лашманство», увеличение государственных повинностей побуждали массы крестьян Казанской губернии (образовалась в 1708 году) покидать родные места в поисках более спокойной, счастливой «обители». Таковой татарам Казанской стороны представлялись земли на Южном Урале, на границе с казахской степью. Со своими семьями, с нехитрым домашним скарбом они пе-
5—2748
ребирались в эти районы, заселенные преимущественно башкирами. Проведенная в 1719 году в Казанском уезде перепись показала, что из 46 841 двора ясашных крестьян, имевшихся ранее, опустели 19 932 дома, что составляло около 40 процентов. Желая избежать насильственного возвращения назад, на прежние земли, многие татары записывались в башкиры. Это явилось еще одним каналом «убыли» татарского населения России.
Петр I использовал башкирскую и татарскую конницы в Каспийском походе 1722—1723 годов. В результате побед над иранскими войсками к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент, Решт и Астрабад. Для строительства русской военной крепости на реке Куре было привлечено около 5 тысяч татар Казанской губернии.
При преемниках Петра I жесткая имперская политика в Поволжье и на Южном Урале продолжалась. В 1734 году правительство Анны Ивановны (1730—1740) приняло решение о строительстве военной крепости на реке Орь, притоке Яика (Урала), ряда укреплений на Яике. Для реализации проекта сюда прибыла военная экспедиция под начальством полковника Кирилова.
Строительство крепостей на исконно башкирских и казахских землях, сопровождавшееся отчуждением пахотных земель, лугов, пастбищ, рыбных угодий у местного населения, вызывало крайнее недовольство и протесты этого населения. Однако власти не считались с мнением простого народа, тем более инородцев, которых считали людьми второго сорта. Вскоре крепость под названием Оренбург была построена.
§ 32. Политика крещения татар
В первой половине XVIII века была продолжена политика крещения татар, их русификации. Широко применялись меры экономического и административно-полицейского принуждения, духовно-идеологического давления, а также посулы и подкупы.
Выступая в Сенате в ноябре 1713 года, Петр I заявил, что если татарские мурзы хотят сохранить свои владения, то они должны обратиться в христианскую веру в срок не более 6 месяцев. Были изданы соответствующие указы, обязывавшие мурз, имеющих крещеных крестьян, креститься самим, в случае же отказа — отбирать у них крещеных крестьян вместе с пашней и лугами. В то же время законы от 1 сентября 1720 года и 23 августа 1721 года давали новообращенным в христианство значительные привилегии — такие, как освобождение от налогов на 3 года (вместо них собирали налоги с односельчан, оставшихся в мусульманстве) и освобождение от рекрутчины.
Из Указа Сената от 3 ноября 1713 года:
Документ I «Великий государь указал: в Казанской и Азовской губерниях бу-
сурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и вот
чины и в тех поместьях и вотчинах за ними крестьяне и дворовые и
деловые люди православныя христанския веры, сказать свой великого госу-
даря указ, чтобы они, бусурманы, крестились конечно в полгода; а как воспримут святое крещение, и теми поместьями и вотчинами и людьми и крес-тьяны владеть по-прежнему. А ежели они в полгода не крестятся, и те их поместья и вотчины с людьми и со крестьяны у них взять и отписать на него великого государя, и без указу никому не отдавать...»
Петр I активно поддерживал также миссионерскую деятельность православной церкви в Поволжье. При этом он стремился подчинить деятельность миссионеров видам и нуждам самодержавного государства, конкретно — встроить миссионерскую деятельность в создаваемую им государственную систему образования. В открытую в Казани Духовную академию зачислялись не только русские, но и новообращенные из местного инородческого населения. Так, в 1723 году в академии вместе с 36 русскими студентами обучались 14 новообращенных татар. Ожидалось, что эти люди со временем образуют ядро будущего местного православного духовенства, более компетентного в отношениях с инородцами вообще и с татарами в особенности.
Разумеется, совместные усилия государственных органов и церковных миссионеров не могли оказаться безрезультатными. К 1725 году обряд крещения приняли около 40 тысяч инородцев Казанской губернии. Однако темпы и масштабы крещения явно не соответствовали желаниям и планам царской власти.
В правление императриц Анны Ивановны (1730—1740) и Елизаветы Петровны (1741 —1761) антимусульманская политика царизма еще более ужесточилась. 11 сентября 1740 года императрица Анна Ивановна издала Указ о создании Конторы новокрещенских дел, которая должна была продолжить деятельность комиссии, существовавшей в предыдущее десятилетие.
Контора новокрещенских дел осуществляла свою деятельность по трем основным направлениям: физическое давление на ислам, на мусульман; экономическое принуждение к крещению; образовательная политика.
Деятельность Конторы новокрещенских дел распространялась на Казанскую, Астраханскую, Нижегородскую и Воронежскую губернии. Во главе конторы стоял архиепископ Лука Конаше-вич. Государство ежегодно выделяло на финансирование деятельности этой конторы до 10 тысяч рублей бюджетных средств. Частью они шли на содержание миссионерских школ, частью — на вознаграждение новообращенным.
В том же 1740 году был издан Указ императрицы, повелевавший разрушить все недавно выстроенные мечети. С 1740 по 1743 год только в Казанской губернии было разрушено 418 из 536 существовавших мечетей.
Из Указа от 7 августа 1756 года:
Факт «...А присланными в Сенат ведомостьми показано, а именно: из Ка-
занской губернии, что в Казани и в Казанском уезде прежде было
536 мечетей, сломано 418, оставлено 118... из Сибирской: в Тобольске, в Таре и в уездах было 133 мечети, сломано 98, оставлено и вновь построено 35, при оных мужеска пола 8535 душ; из Астраханской: при Аст-
рахани де и в степных местах, в татарских юртах было 40 мечетей и из них сломано 29, оставлено 11, при них татар и прочих магометанцев 3245 душ».
Экономическое давление проявлялось в основном в виде больших налогов и повинностей. Крестьяне-мусульмане должны были платить налоги, поставлять рекрутов за тех своих односельчан, которые освобождались от них после обращения в христианство. Новокрещеным, сверх того, давали нательные кресты, одежду и обувь, а также деньги (1 рубль 50 копеек — взрослому мужчине, 1 рубль — женщине).
Для обучения детей иноверцев были учреждены четыре миссионерские школы. В них наряду с такими предметами, как чтение и письмо, часослов, псалтырь и катехизис, значительное место отводилось изучению национального (родного) языка. Тем самым хотели сделать школы более доступными и желанными для
инородцев.
Следует отметить, что результаты деятельности Конторы новокрещенских дел были весьма внушительными: число новокрещеных с 1740 по 1762 год составило почти 270 тысяч человек. Однако татар среди них было только 3670.
Упорство и неуступчивость татар в защите веры предков вызывали у правительства не только озлобление, но и невольное уважение. Петербургу приходилось считаться также с растущим торгово-экономическим потенциалом татарского населения, его ролью в сношениях с соседними мусульманскими народами Южных степей и Средней Азии.
С учетом этих соображений правительство Елизаветы Петровны в 1744 году распорядилось прекратить, вплоть до особого указа, слом мусульманских мечетей. Одновременно жителям Татарской слободы в Казани разрешалось построить две мечети.
Эти мечети вскоре были построены. Но они были деревянные. При большом пожаре 1749 года в Татарской слободе мечети сгорели. Вину за пожар, создавший угрозу всему городу, возложили на фанатиков-мусульман. Воспользовавшись этим как предлогом, Лука Конашевич добился от Сената принятия решения о выселении мусульманского населения из слободы на новое место, за озером Кабан, где ранее находился Спасо-Преображенский монастырь. Здесь стала формироваться новая Татарская слобода. В 1759 году в новом поселении имелось 128 хозяйств с 800 жителями. В том же году Указом Сената было разрешено построить
здесь две мечети.
Для отвращения татар от своей веры Лука Конашевич использовал такой коварный метод, как строительство православных церквей в местах проживания татарского населения, вблизи от мусульманских мечетей. Часто устраивались крестные ходы с иконами, колокольным звоном и церковными песнопениями. В довершение всего он добился принятия закона, в соответствии с которым ни одна мечеть не могла находиться по соседству с православной церковью.
Взамен закрытых вместе с мечетями мектебе и медресе Контора новокрещенских дел предлагала инородцам свои миссионерские школы. Их число постоянно увеличивалось. Они должны были подготовить поколение учителей^христиан из среды инородцев, которые могли через какое-то время заменить имамов и мусульманских учителей, которых Лука Конашевич считал ответственными за упорство татар.
Политика крещения татар, политика «кнута и пряника», несмотря на огромные усилия правительства, не дала ожидаемых результатов. Она поставила мусульманское население Поволжья и Приуралья на грань вооруженного восстания. В декабре 1755 года Луку Конашевича отозвали из Казани. Через несколько лет прекратила существование и Контора новокрещенских дел.