Вопросы и задания. 1.Покажите на карте ханства, образованные после распада Золотой Орды

1. Покажите на карте ханства, образованные после распада
Золотой Орды.

2. Каковы природно-географические условия Казанского хан­
ства? Какую территорию оно занимало? Перечислите на­
роды, населявшие земли ханства.

3. Охарактеризуйте занятия казанских татар.

4. Каковы были торгово-экономические связи Казанского ханства? Назовите страны, с которыми торговали казанс­кие татары, и товары этой торговли.

5. Каковы были государственный строй и система управле­ния в Казанском ханстве?

6. Что такое сойюргальное право владения землей? Расска­жите 6 структуре феодальной иерархии казанских татар XV—XVI веков.

7. На какие категории делилось население Казанского хан­ства в XV—XVI веках? Какие формы зависимости населе­ния были в это время?

8. Охарактеризуйте политическую историю Казанского хан­ства второй половины XVI века.

9. Какие исторические события предопределили русский протекторат над Казанским ханством 1487—1520 годов?

10. Расскажите о партиях, определявших внешнеполитический курс Казанского ханства.

11. Дайте оценку деятельности Мухаммед-Эмина и Шах-Али.

12. Что вам известно о борьбе политических сил в 20—40-х годах XVI столетия в Казани?

13. Какие взаимосвязанные причины предопределили падение Казанского ханства?

14. Назовите достижения казанских татар в культуре. Приве­дите наиболее значительные примеры.

15. Кто были эти люди: Махмутек, Нурсултан, Андрей Курбс­кий, Сахиб-Гирей, Ибрагим, Мухаммед-Эмин, Улу-Мухам-мед, Василий II?

16. Объясните термины: ушкуйники, мурза, «выход», диван, даруги, карача-бии, кадий, сеид, сойюргал, везир, аталык казак.

17. Помните ли вы, какие события произошли в такие годы 1438, 1445, 1445-1465, 1467-1479, 1487, 1506, 1519, 1552?


ГЛАВА VI

ПОЛИТИКА РУССКИХ ЦАРЕЙ В ОТНОШЕНИИ ТАТАР (середина XVI — середина XVIIIвека)

§ 29. Установление господства русского царизма над татарскими землями

Взятие Казани в октябре 1552 года было лишь первым шагом в осуществлении завоева­тельной политики царя Ивана IV Грозного на вос­токе. Эта политика встречала сильное сопротивле­ние татарского и других коренных народов По­волжья, Урала и Западной Сибири. Поэтому при­соединение этих земель к Русскому государству растянулось на несколько десятилетий.

Казанский

После овладения Казанью русское правитель- "таташн ство считало край окончательно присоединенным Рисунок из книги и приступило к выполнению своих администра- С. Герберштейна тивных функций. Главной из них оно считало

«Записки о сбор повинностей, прежде всего ясака. делах»0xvf*век Однако с таким порядком вещей не было со­гласно местное население. Уже в декабре 1552 года чуваши и черемисы на дороге из Свияжска в Васильсурск убили много русских гонцов, купцов и людей, сопровождавших обозы с казенными грузами.

Из Новгородской второй летописи (XVI век):
Факт «В лето 7060 [1552]... привели в Новгород татар, с Москвы, казанс-
ких, а иных опосле привезли в Новгород, и давали их кормити ар­
хиепископу и гостем веденым, а всех татар 60; до того же лета по­
ставили в городе три тюрьмы новых, да в них сажали татар.
В лето 7063 [1555]... Да той же зимы, месяца генваря в 1-й вторник, давали
дияки по монастырем татар, которые сидели в тюрьме и захотели крести-
тись; которые не захотели креститись, ино их метали в воду...»

В 1553 году отдельные факты неповиновения переросли в настоящую освободительную войну. На Высокой горе, в 15 километрах от Казани, вокруг конного отряда Япанчи собралось целое войско, одержавшее несколько побед над отряда­ми русских. Горная сторона Волги также была охвачена восстанием. Повстанческое движение возглавил Мамыш-Берды, представитель бывшей казанской правящей верхушки. С войском в не-


сколько тысяч человек он хозяйничал на Волге, выше Казани, и прервал водное сообщение между Свияжском и Васильсурском. Местом его пребывания была Чалымская крепость, построенная на правом берегу Волги, на высокой Сундырской горе.

Мамыш-Берди и его соратники решили восстановить ханскую власть и с этой целью пригласили ногайского мурзу Али-Акра-ма, брата Сююмбике. Тот прибыл из Сарайчика в Чалым с 300 ногайцами и был возведен на престол.

Русское правительство было вынуждено начать новую войну для действительного завоевания Казанского ханства.

В сентябре 1553 года оно двинуло против повстанцев немалые силы под начальством воевод С. И. Микулинского, И. В. Шере­метева и других. Район военных действий охватил огромную территорию. Русские отряды беспощадно опустошали страну. Они шли от селения к селению, уничтожая все на своем пути, сжигая деревни, отбирая скот, уводя всех жителей в плен. По данным С. М. Соловьева, русские взяли в плен 6000 мужчин и 15 000 женщин и детей.

Летом 1554 года война возобновилась, причем к Мамыш-Бер­ди примкнули черемисы Луговой стороны. Против повстанцев был отправлен отряд князя И. Ф. Мстиславского. Он опустошил 22 волости, уничтожил несколько десятков селений. Взятые в плен, в количестве нескольких тысяч, были все казнены. Однако такие действия против Мамыш-Берди и хана Али не дали ожи­даемого результата.

 

Из царского наказа казанскому архиепископу Гурию (1555 год):

Документ «...Да держати архиепископу совет с наместником и с воеводами:

на которых татар будет у них опала невеликая, а похотят которых

острастити казнею, а до казни не дойдут, и они б о тех сказывали архиепископу и ахиепископу тех от вины отпрашивати, хоти ему от них и че­лобитья не будет; и всякими обычаи, как возможно, так архиепископу татар к себе приучати и приводити их любовью на крещение, а страхом их ко крещению никак не приводити. А услышит архиепископ которое бесчиние в казанских и свияжских воеводах, и в детех боярских, и во всяких людех, или в самих наместникех какое бесчиние увидит к закону христианскому, и архи­епископу их о том поучати со умилением, а не учнут слушати, и архиеписко­пу им говорити с запрещением, а не имутся за его поучение и запрещение, и архиепископу тогда писати о тех их безчиньях к царю и великому князю».

В следующем году война не возобновлялась: население было подавлено обрушившимися на него страшными бедствиями, но весной 1556 года Мамыш-Берди снова повел свое 2-тысячное войско на завоевателей. Русское правительство снарядило против повстанцев гораздо более многочисленный отряд под началом П. В. Морозова. Вскоре пала Чалымская крепость, и перевес окончательно перешел к русским. Инородцы, в особенности чува­ши, стали переходить на их сторону. Хан Али был убит. Чуваши хитростью захватили Мамыш-Берди и выдали его русским. Вож­дя борьбы за независимость переправили в Москву, где вскоре казнили.


Ермак. Скульптор М. М. Антоколь­ский

Хоромы Строгановых

в Соли Вычегодской


Летом 1556 года русские отряды опустошили Арскую и Прикамскую стороны. Силы казанцев были окончательно истощены. Народ, доведенный до отчаяния, отказался от продолжения бесплод­ной борьбы. Край был присоединен к Русскому государству.

В том же 1556 году, после кратковременного военного столкновения, русские низвергли хана Дервиша и присоединили Астрахань к России. Ногайская Орда фактически признала вассальную зависимость от Москвы.

В конце царствования Ивана Грозного снаря­женное уральскими заводчиками Строгановыми казачье войско под начальством Ермака Тимофее­вича проникло в земли Сибирского ханства и по­вело войну за присоединение последнего к Рос­сии. Эта задача была окончательно решена в кон­це XVI века.

Теперь во весь рост встал вопрос о взаимоотно­шениях завоевателей и покоренных народов, о по­литике русских царей в присоединенных странах. К сожалению, мечте некоторых тогдашних обще­ственных и государственных деятелей о дружном сожительстве казанцев и русских, мусульман и православных под покровительством московского государя не суждено было сбыться. У Ивана IV оказался свой план устройства присоединенных земель, и взаимоотношения завоевателей и поко­ренных вылились в самые тяжелые формы.

В покоренной Казани власти, опасаясь покуше­ний, категорически запретили татарам жить и даже входить внутрь города, обнесенного крепост­ной стеной. Всем уцелевшим жителям города было приказано выселиться за пределы городской чер­ты, для поселения им отвели место за Булаком, в так называемой Кураишевой слободе (ныне — Ста­ротатарская слобода). Не многие смогли построить заново или хотя бы восстановить на новом месте перенесенный из города дом, и большинство жите­лей окончательно разорилось, многие были вынуж­дены расселяться по отдаленным деревням. Город пришел в упадок и опустел. В 1557 году из 40—50 тысяч жителей в Казани осталось 6000 татар, к которым прибавилось 7000 русских, всего стало около 13 000 жителей.

Принудительное выселение татар из Казани и запрещение им даже входить в город сопровожда­лось фактическим приказом русского правитель­ства — «все мечети пометать и в конец их извес-


ти». Тем самым был взят курс на отвращение татар от мусуль­манства и замещение последнего православной верой. В 1555 году в Казани была учреждена кафедра архиепископа, и назначенный на нее архиепископ Гурий получил от митрополита Макария под­робный наказ об обращении населения ханства в христианство, причем рекомендовалось использовать и приемы подкупа.

Первым казанским архиепископом был назначен Гурий, игумен Се- Справка I лиджарского монастыря. Он был особо доверенным лицом москов-

ского правительства, снабжен широчайшими полномочиями вплоть

до контроля деятельности воевод и отмены их судебных решений. Гурию были пожалованы обширные земельные угодья в Казани и вокруг нее; в городе он имел усадьбу с двором, двумя мельницами, слободу с 90 крес­тьянскими дворами; вне города — владел 4 селами и 4 деревнями, в них 100 дворов крестьянских, 2775 десятин пашни, 10 тысяч копен покосов сен­ных, 275 квадратных верст леса. Кроме того, архиепископ получал значи­тельное жалованье.

С 1557 года русское правительство приступило к раздаче ка­занских земель русским людям. Раздел производился между сле­дующими категориями: часть земель была отписана на государе­во имя, часть на имя казанского наместника, обширные владе­ния были отданы архиепископу, церквям и монастырям, осталь­ными землями были наделены участники походов, дети боярс­кие, имевшие недостаток в земле внутри Русского государства, наконец были вознаграждены все изменники из татар, новокре­щеные и лица, оказавшие различные услуги русским при поко­рении Казани.

Завоевательные походы 1553 —1554 и 1556 годов нанесли страшное опустошение некогда цветущему краю. Десятки, сотни селений были превращены в развалины, имущество разграблено, жители истреблены. Население отхлынуло в леса, расположен­ные к северу от Казани. Тогда-то вокруг города образовалась ши­рокая 50-километровая полоса опустевших земель, которые ста­ли быстро расхватываться русскими феодалами. Во владение русских помещиков перешли земли 206 деревень и 60 пустошей. На восток в поисках «земли, воли да лучшей доли» потянулись также крестьяне из центральных уездов Руси.

Крайне жестокая антитатарская и антимусульманская поли­тика Ивана IV, которого татары назвали Явыз Иван (Злодей Иван), не раз и в последующие годы вызывала крестьянские бун­ты и восстания. Известны восстания татар и черемисов в 1572, 1581, 1583—1584 годах. Эти восстания были жестоко подавлены царскими войсками.

В войне за независимость, за социальные и религиозные пра­ва погибли многие тысячи жизней, казанский народ лишился лучших своих сыновей, не говоря уже о материальных потерях, и прошло много лет, прежде чем он, вынужденный перейти от городского быта к крестьянскому, утративший свои культурные богатства, приспособился к новым условиям существования. Рез­кое понижение культуры, экономический спад, сопровождав-





шийся переходом к примитивным формам хозяйства и сокраще­нием всех потребностей, упадок промышленности и торговли, обеднение населения, отстранение от активного участия в госу­дарственной и общественной жизни — таковы были последствия завоевания для казанских татар.

§ 30. Политика Москвы в отношении татар в конце XVIXVII веке

После смерти Ивана Грозного (1584) положение татар и дру­гих нерусских народов Поволжья и Урала не претерпело суще­ственных изменений к лучшему. В царствование Федора Иоанно-вича (1584—1598) повинности ясашных крестьян продолжали расти. Продолжалась также активная миссионерская деятель­ность, связанная с обращением татар-мусульман, а также ино­родцев-язычников в христианскую веру.

Однако, несмотря на сильное давление и применение кара­тельных мер, после смерти Гурия (1576) среди новокрещеных та­тар усилилась тяга к возвращению в ислам. Преемник Гурия ар­хиепископ Гермоген в письме к царю Федору Иоанновичу жало­вался, что многие крещеные татары вернулись к своей прежней вере, а другие лишь назывались христианами. Царь ответил ука­зом, дающим новокрещеным татарам право селиться среди рус­ских и получать пастбища. Но и эти меры не возымели должно­го действия. В 1592 году вспыхнуло новое восстание татар и че­ремисов, подавленное войсками.

В 1593 году был издан царский указ о закрытии всех мусуль­манских мечетей в тех селениях, в которых имеется хотя бы один православный христианин.

Миссионерская деятельность была приостановлена в период Смуты начала XVII столетия. Зато другие тяготы Смутного вре­мени — экономические, социальные — татары ощущали на себе не в меньшей мере, чем русские. Поэтому они оказались втяну­тыми в социальные движения того периода. Есть сведения, что татары участвовали, в частности, в крестьянском восстании под предводительством Ивана Болотникова в 1606 году. А в 1609 году произошло восстание татар и чувашей в Свияжском и Че­боксарском уездах. Против крестьян послали карательный отряд под начальством воеводы Ф. И. Шереметева.

Известно также, что семь человек из татар участвовали в ра­боте Земского Собора, созванного в начале 1613 года для избра­ния нового царя. Им стал 16-летний боярский сын Михаил Фе­дорович Романов. 11 июля 1613 года он венчался на царство.

Факт привлечения татар к процедуре избрания нового царя свидетельствует о стремлении верхушки русского общества ис­кать примирения с инородцами, использовать «татарский фак­тор» в строительстве Российского государства. Забегая вперед, следует отметить, что татарский народ, проявив великодушие, умение забывать старые обиды, с честью выполнял эту возло-


Вид Казани.

С гравюры

А. Олеария.

1630 год

сенную на него историческую миссию участия в строительстве цего нашего Дома — Российского государства. Великий татарский поэт Габдулла Тукай в стихотворении 1913 года, посвященном 300-летнему юбилею династии Романо­вых, с гордостью писал об этом так:

На русской земле проложили мы след, Мы — чистое зеркало прожитых лет. С народом России мы песни певали, Есть общее в нашем быту и морали, Один за другим проходили года, — Шутили, трудились мы вместе всегда.

В царствование Михаила Федоровича (1613—1645) и Алексея Михайловича (1645—1676) Романовых политика в отношении татар несколько смягчилась. Изменения коснулись главным об­разом феодальной знати — князей и мурз. В частности, офици­альное подтверждение получали их права на владение землей и крестьянами. Об этом свидетельствует, например, сохранившаяся запись о поместье князя Сафара, Маметева сына, Тенишева, сде­ланная 11 июня 1678 года в приказной избе воеводы в Темнико-ве. При этом Сафар Тенишев ссылался на запись в переписной книге 1646 года. Дополнительно с его слов было записано, что его, Сафара, сыновья Ибрагим и Исмаил несут службу в госуда­ревой армии («рейтарская служба»).

Особой благосклонностью властей пользовались новокреще­ные татарские феодалы. В подтверждение этого можно сослаться на «ввозную грамоту» служилому новокрещеному казанскому князю Якову Васильевичу Асанову в 1597 году. За ним была закреплена вотчина с огромными земельными угодьями, лугами,





бортными угодьями, бобровыми гонами на Волге, Каме, Майне, по Ногайской и Самарской дорогам.

Вместе с тем положение основной массы татарского населе­ния, в особенности крестьян-ясашников, оставалось крайне тя­желым. Государственные повинности постоянно увеличивались, административно-полицейский гнет приобретал порой невыноси­мый характер.

После некоторой паузы, связанной со Смутой, возобновилась и стала набирать обороты политика крещения татар-мусульман. Проводниками этой политики были не только православные свя­щенники, миссионеры, но и государственные структуры. Об этом говорит, например, челобитная романовских служилых татар, поданная царю Алексею Михайловичу в 1547 году. Податели че­лобитной Джалмурзины, Исупов, Джамакайко Янсырыков и Чи-ныкайко Мамедкулов жаловались на то, что романовский воево­да Алексей Малышкин посадил их в тюрьму, заковал в цепи и мучил, заставляя силой креститься в православную веру. Они умоляли царя: «Пожалуй нас, холопей своих, не вели, государь, нас сильно крестить в православную христианскую веру, а вели, государь, нам быть в своей басурманской вере. Царь-государь, смилуйся, пожалуй!»

В данном случае царь Алексей Михайлович откликнулся на мольбу своих подданных грамотой романовскому воеводе Алек­сею Малышкину от 21 декабря 1647 года. В ней предписыва­лось: «И как тебе ся наша грамота придет, и ты б романовских татар и иных никаких иноземцев силой в православную христи­анскую веру крестить не велел, а призывал бы еси иноземцев в православную христанскую веру креститься ласкою и обнадежи­вая их нашим государевым жалованием».

Ни о каком осуждении действий воеводы Малышкина и тем более наказании его за эти действия в царской грамоте и речи не было. Не собирался также царь отказываться от политики кре­щения «иноземцев», находя лишь целесообразным прибегать к более мягким методам ее проведения.

В Соборном Уложении 1649 года «мусульманскому вопро­су» был посвящен особый раздел. В нем содержалась статья, запрещавшая русским людям покупать, брать в залог земли у татар, как феодалов, так и ясашных крестьян. Тем самым юридически закреплялся статус татарских князей, мурз и кре­стьян как государевых людей, призванных служить в пользу государства.

Инквизиторский характер имела статья, запрещавшая ново­крещеным под страхом быть заживо сожженными покидать хри­станскую веру, возвращаться в мусульманство.

Одновременно власти старались «задобрить» тех татар, ко­торые принимали христианскую веру. Так, Указ царя Алек­сея Михайловича 1654 года устанавливал, что каждому ино­родцу, согласившемуся принять христианство, должно быть выдано 15 рублей. Другой пункт предоставлял феодалам-тата-


рам, принявшим христианство, право пожизненного и наслед­ственного владения своими поместьями. В то же время уста­навливалось, что после смерти феодала-мусульманина его по­местье переходило к любому, даже дальнему, родственнику-крещеному, невзирая на претензии более близких наследни­ков-мусульман.

Эту испытанную политику «кнута и пряника» в отношении татарских князей и мурз продолжали проводить и преемники Алексея Михайловича. Так, Указ царя Федора Алексеевича от 16 мая 1681 года лишал некрещеных татарских князей и мурз права взимать повинности у своих крестьян. Повинности пред­писывалось вносить впредь в казну. Тем же Указом было обе­щано татарским князьям и мурзам, которые похотят принять православную христианскую веру, оставить за ними отписных крестьян.

 

Из Указа царя Федора Алексеевича от 16 мая 1681 года:

Документ I «Низовых городов у мурз и у татар, и мурзинских, и татарских жен, и у вдов, и у недорослей, и у девок поместья их и вотчины с крестьяны и с бобыли отписать на себя великого государя для того: ве­домо ему, великому государю, учинилось, мурзы и татарове в поместьях своих и в вотчинах к крестьяном чинят многие налоги и обиды и принуждают их к своей бусурманской вере и чинят осквернение... и мурз и татар ни в чем не слушать, и податей не платить... А будети которые мурзы и татарове похотят в православную христианскую веру креститься, тех крестить, и от-писным крестьянам за ними быть по прежнему, да им же давать жалованье».

Линия на экономическое принуждение к крещению была про­должена в царствование малолетних Ивана и Петра при регент­ше Софье. Своим Указом 1682 года они предписали отбирать у некрестившихся князей и мурз половину их поместий и вотчин в пользу государства.

Разумеется, далеко не все феодалы-татары смогли устоять пе­ред столь мощным натиском. Десятки, сотни «служилых татар» приняли христианство, перешли в иную этнокультурную среду, стали русскими. Подавление военной силой народных восстаний, физическая расправа над участниками национально-освободи­тельного движения, экономическое разорение татарских земель и, наконец, насильственное крещение — вот те главные факто­ры, которые поставили татарский этнос в конце XVI—XVII ве­ков на грань выживания. Очевидно, численность татар в это вре­мя резко уменьшилась, условия для воспроизводства этноса ока­зались крайне неблагоприятными.

И все-таки, даже в этих тяжелейших условиях, татарский народ выстоял, проявив удивительную этнокультурную живу­честь. Массового крещения татар с неизбежным обрусением большей части новокрещеных не произошло. Татары сохранили себя как этнос, сохранили свой родной язык, свою религию, свою историческую память.





§ 31. Ужесточение колониальной политики царизма в первой половине XVIII века

Царствование Петра I (1689—1725) ознаменовалось резким усилением активности Российского государства на международ­ной арене. Завоевательные войны потребовали привлечения ог­ромных дополнительных людских и материальных ресурсов. В ходе мобилизации этих ресурсов государство увеличило тяготы инородческого населения Поволжья и Приуралья.

Известно, например, что в походах русской армии 1695 и 1696 годов на Азов участвовали башкирские и татарские всадни­ки. За проявленные доблесть и мужество башкирский старшина Алдар Исянгильдин был удостоен сабли с позолоченными ножна­ми и царской грамоты на тарханство.

С началом Северной войны (1700—1721) сильно увеличились государственные налоги и сборы. В дополнение к прямым нало­гам придумывались многочисленные косвенные налоги и сборы, такие, как поборы с бань, ульев, с рыбных ловель, с перевоза и т. д. Этим занимались специальные чиновники-прибыльщики.

Осенью 1704 года в татарские и башкирские земли из Моск­вы приехали прибыльщики Андрей Жихарев и Михаил Дохов. Собрав старшин, они объявили им о дополнительных сборах. Старшины встретили это известие в штыки, посчитав поборы не­законными. Правительство послало против «бунтовщиков» кара­тельный отряд под начальством полковника А. Сергеева. После­дний начал чинить расправу над всеми подряд, не утруждая себя выяснением обстоятельств дела.

В поисках права и справедливости старшины решили обра­титься к царю и послали в Москву делегацию из 8 человек во главе с Дюмеем Ишкеевым. Однако в Москве они не нашли по­нимания. Не выслушав их объяснений, членов делегации аресто­вали, заковали в цепи и отослали в Казань. Здесь в кремле гла­ву делегации Ишкеева повесили, остальных старшин подвергли телесным наказаниям.

Не менее обременительными для тягловых сословий, в том числе для крестьян-татар, были рекрутская и подводная повин­ности. Начиная с 1705 года тысячи молодых мужчин призыва­лись на пожизненную службу в армию. Кроме того, в соответ­ствии с Указом Петра I на строительство новой столицы Санкт-Петербурга было отправлено 5 тысяч принудительно мобилизо­ванных татар и одна тысяча башкир. В связи с Северной войной постоянный характер приобрела подводная повинность. На крес­тьянских подводах к театру военных действий доставлялись про­довольствие, фураж, вооружение, снаряжение, боеприпасы. Обя­занность предоставлять постой войскам при их формировании, маршах и расположении на зимние квартиры — постойная по­винность также разоряла крестьян и посадских. На содержание армии с населения взимались сухари, мука, крупа, овес или вме­сто всего этого — деньги.


Сильный удар по финансово-материальному положению насе­ления Южного Урала и Нижнего Поволжья нанесло введение с 1708 года государственной монополии на соль. Если ранее мно­гие местные крестьяне занимались соляным промыслом и соль на местных рынках стоила относительно дешево, то теперь все должны были покупать этот продукт повседневного употребле­ния по значительно более высоким ценам у государства.

Ускоренное строительство российского военно-морского флота на верфях Санкт-Петербурга, Кронштадта обернулось еще одной тяжелой повинностью для татарского населения — заготовкой и сплавом корабельного леса. В соответствии с царским Указом 1712 года тысячи инородцев Казанской губернии ежегодно в осенне-зимние месяцы отправлялись в северные леса для заго­товки древесины. При этом они должны были озаботиться обес­печением себя всем необходимым: инструментом, одеждой, обу­вью, пропитанием, подводами для перевозки леса к местам спла­ва. Оторванность от семьи, тяжелый, изнурительный труд, отсут­ствие элементарных бытовых условий, медицинского обслужива­ния — все эти «прелести» лесной жизни угнетающе сказывались на морально-психологическом состоянии людей, подрывали здо­ровье нации.

В 1718 году в Казани была открыта судоверфь, первая на Волге. Это привело к увеличению потребности в корабельном лесе. Число крестьян-татар, занятых заготовкой и сплавом леса, превышало 20 тысяч человек ежегодно. Эта тяжелая многолет­няя повинность, получившая в народе название «лашманство», стала частью национальной истории. О тяжелой доле «лашма-нов» народ складывал песни, байты.

К дальнейшему ухудшению материального и социального по­ложения коренного населения Поволжья и Урала привела нало­говая реформа, проведенная в 1718 —1724 годах. Суть рефор­мы — в переходе от подворного обложения к подушной подати (налог с каждой души мужского пола). Для определения числен­ности податного населения была проведена перепись. Эти изме­нения затронули и государственных крестьян, к которым относи­лось коренное население Поволжья и Приуралья. С них, помимо подушной подати, стал взыскиваться денежный оброк в сумме 40 копеек с мужской души, которого они раньше не платили. Взиманием оброчных денег правительство уравняло феодальные повинности государственных крестьян с повинностями помещи­чьих, дворцовых и монастырских крестьян, ибо считалось, что последние приносили владельцам доход в размере 40 копеек с мужской души.

«Лашманство», увеличение государственных повинностей по­буждали массы крестьян Казанской губернии (образовалась в 1708 году) покидать родные места в поисках более спокойной, счастливой «обители». Таковой татарам Казанской стороны пред­ставлялись земли на Южном Урале, на границе с казахской сте­пью. Со своими семьями, с нехитрым домашним скарбом они пе-




5—2748



ребирались в эти районы, заселенные преимущественно башкира­ми. Проведенная в 1719 году в Казанском уезде перепись показа­ла, что из 46 841 двора ясашных крестьян, имевшихся ранее, опустели 19 932 дома, что составляло около 40 процентов. Же­лая избежать насильственного возвращения назад, на прежние земли, многие татары записывались в башкиры. Это явилось еще одним каналом «убыли» татарского населения России.

Петр I использовал башкирскую и татарскую конницы в Кас­пийском походе 1722—1723 годов. В результате побед над иранс­кими войсками к России отошло западное побережье Каспийско­го моря с городами Дербент, Решт и Астрабад. Для строитель­ства русской военной крепости на реке Куре было привлечено около 5 тысяч татар Казанской губернии.

При преемниках Петра I жесткая имперская политика в По­волжье и на Южном Урале продолжалась. В 1734 году прави­тельство Анны Ивановны (1730—1740) приняло решение о стро­ительстве военной крепости на реке Орь, притоке Яика (Урала), ряда укреплений на Яике. Для реализации проекта сюда прибы­ла военная экспедиция под начальством полковника Кирилова.

Строительство крепостей на исконно башкирских и казахс­ких землях, сопровождавшееся отчуждением пахотных земель, лугов, пастбищ, рыбных угодий у местного населения, вызывало крайнее недовольство и протесты этого населения. Однако власти не считались с мнением простого народа, тем более инородцев, которых считали людьми второго сорта. Вскоре крепость под на­званием Оренбург была построена.

§ 32. Политика крещения татар

В первой половине XVIII века была продолжена политика крещения татар, их русификации. Широко применялись меры экономического и административно-полицейского принуждения, духовно-идеологического давления, а также посулы и подкупы.

Выступая в Сенате в ноябре 1713 года, Петр I заявил, что если татарские мурзы хотят сохранить свои владения, то они должны обратиться в христианскую веру в срок не более 6 меся­цев. Были изданы соответствующие указы, обязывавшие мурз, имеющих крещеных крестьян, креститься самим, в случае же отказа — отбирать у них крещеных крестьян вместе с пашней и лугами. В то же время законы от 1 сентября 1720 года и 23 ав­густа 1721 года давали новообращенным в христианство значи­тельные привилегии — такие, как освобождение от налогов на 3 года (вместо них собирали налоги с односельчан, оставшихся в мусульманстве) и освобождение от рекрутчины.

 
 

Из Указа Сената от 3 ноября 1713 года:
Документ I «Великий государь указал: в Казанской и Азовской губерниях бу-
сурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и вот­
чины и в тех поместьях и вотчинах за ними крестьяне и дворовые и
деловые люди православныя христанския веры, сказать свой великого госу-


даря указ, чтобы они, бусурманы, крестились конечно в полгода; а как вос­примут святое крещение, и теми поместьями и вотчинами и людьми и крес-тьяны владеть по-прежнему. А ежели они в полгода не крестятся, и те их по­местья и вотчины с людьми и со крестьяны у них взять и отписать на него великого государя, и без указу никому не отдавать...»

Петр I активно поддерживал также миссионерскую деятель­ность православной церкви в Поволжье. При этом он стремился подчинить деятельность миссионеров видам и нуждам самодер­жавного государства, конкретно — встроить миссионерскую дея­тельность в создаваемую им государственную систему образова­ния. В открытую в Казани Духовную академию зачислялись не только русские, но и новообращенные из местного инородческого населения. Так, в 1723 году в академии вместе с 36 русскими студентами обучались 14 новообращенных татар. Ожидалось, что эти люди со временем образуют ядро будущего местного право­славного духовенства, более компетентного в отношениях с ино­родцами вообще и с татарами в особенности.

Разумеется, совместные усилия государственных органов и церковных миссионеров не могли оказаться безрезультатными. К 1725 году обряд крещения приняли около 40 тысяч инородцев Казанской губернии. Однако темпы и масштабы крещения явно не соответствовали желаниям и планам царской власти.

В правление императриц Анны Ивановны (1730—1740) и Елизаветы Петровны (1741 —1761) антимусульманская политика царизма еще более ужесточилась. 11 сентября 1740 года импе­ратрица Анна Ивановна издала Указ о создании Конторы ново­крещенских дел, которая должна была продолжить деятельность комиссии, существовавшей в предыдущее десятилетие.

Контора новокрещенских дел осуществляла свою деятель­ность по трем основным направлениям: физическое давление на ислам, на мусульман; экономическое принуждение к крещению; образовательная политика.

Деятельность Конторы новокрещенских дел распространялась на Казанскую, Астраханскую, Нижегородскую и Воронежскую губернии. Во главе конторы стоял архиепископ Лука Конаше-вич. Государство ежегодно выделяло на финансирование деятель­ности этой конторы до 10 тысяч рублей бюджетных средств. Ча­стью они шли на содержание миссионерских школ, частью — на вознаграждение новообращенным.

В том же 1740 году был издан Указ императрицы, повелевав­ший разрушить все недавно выстроенные мечети. С 1740 по 1743 год только в Казанской губернии было разрушено 418 из 536 су­ществовавших мечетей.

Из Указа от 7 августа 1756 года:
Факт «...А присланными в Сенат ведомостьми показано, а именно: из Ка-

занской губернии, что в Казани и в Казанском уезде прежде было

536 мечетей, сломано 418, оставлено 118... из Сибирской: в То­больске, в Таре и в уездах было 133 мечети, сломано 98, оставлено и вновь построено 35, при оных мужеска пола 8535 душ; из Астраханской: при Аст-


рахани де и в степных местах, в татарских юртах было 40 мечетей и из них сломано 29, оставлено 11, при них татар и прочих магометанцев 3245 душ».

Экономическое давление проявлялось в основном в виде боль­ших налогов и повинностей. Крестьяне-мусульмане должны были платить налоги, поставлять рекрутов за тех своих одно­сельчан, которые освобождались от них после обращения в хрис­тианство. Новокрещеным, сверх того, давали нательные кресты, одежду и обувь, а также деньги (1 рубль 50 копеек — взрослому мужчине, 1 рубль — женщине).

Для обучения детей иноверцев были учреждены четыре мис­сионерские школы. В них наряду с такими предметами, как чте­ние и письмо, часослов, псалтырь и катехизис, значительное ме­сто отводилось изучению национального (родного) языка. Тем са­мым хотели сделать школы более доступными и желанными для

инородцев.

Следует отметить, что результаты деятельности Конторы но­вокрещенских дел были весьма внушительными: число новокре­щеных с 1740 по 1762 год составило почти 270 тысяч человек. Однако татар среди них было только 3670.

Упорство и неуступчивость татар в защите веры предков вы­зывали у правительства не только озлобление, но и невольное уважение. Петербургу приходилось считаться также с растущим торгово-экономическим потенциалом татарского населения, его ролью в сношениях с соседними мусульманскими народами Юж­ных степей и Средней Азии.

С учетом этих соображений правительство Елизаветы Петров­ны в 1744 году распорядилось прекратить, вплоть до особого указа, слом мусульманских мечетей. Одновременно жителям Та­тарской слободы в Казани разрешалось построить две мечети.

Эти мечети вскоре были построены. Но они были деревянные. При большом пожаре 1749 года в Татарской слободе мечети сго­рели. Вину за пожар, создавший угрозу всему городу, возложили на фанатиков-мусульман. Воспользовавшись этим как предлогом, Лука Конашевич добился от Сената принятия решения о выселе­нии мусульманского населения из слободы на новое место, за озером Кабан, где ранее находился Спасо-Преображенский мона­стырь. Здесь стала формироваться новая Татарская слобода. В 1759 году в новом поселении имелось 128 хозяйств с 800 жите­лями. В том же году Указом Сената было разрешено построить

здесь две мечети.

Для отвращения татар от своей веры Лука Конашевич ис­пользовал такой коварный метод, как строительство православ­ных церквей в местах проживания татарского населения, вблизи от мусульманских мечетей. Часто устраивались крестные ходы с иконами, колокольным звоном и церковными песнопениями. В довершение всего он добился принятия закона, в соответствии с которым ни одна мечеть не могла находиться по соседству с пра­вославной церковью.


Взамен закрытых вместе с мечетями мектебе и медресе Контора новокрещенских дел предлагала инородцам свои миссионерские школы. Их число постоянно увеличивалось. Они должны были под­готовить поколение учителей^христиан из среды инородцев, которые могли через какое-то время заменить имамов и мусульманских учителей, ко­торых Лука Конашевич считал ответственными за упорство татар.

Политика крещения татар, политика «кнута и пряника», несмотря на огромные усилия прави­тельства, не дала ожидаемых результатов. Она поставила мусульманское население Поволжья и Приуралья на грань вооруженного восстания. В декабре 1755 года Луку Конашевича отозвали из Казани. Через несколько лет прекратила суще­ствование и Контора новокрещенских дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: