Этапы формирования самодержавия

Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в 10 - начале 11 века, в начале 12 века распалось на множество княжеств. Этот распад произошел подвлиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считаясь в первую очередь с интересами местной феодальной знати и вступали в бесконечные междоусобные войны. Это привело к потере централизованного управления и к сильному ослаблению государства в целом. Внутри своей волости князь занимался поддержанием внешней безопасности и защитой земли от нападения внешнего врага; осуществлял военное руководство (формировал дружины и назначал начальника народного ополчения — тысяцкого, командовал войсками во время военных действий); совмещал судебные, законодательные, административные функции. Княжеские доходы состояли из дани с подвластного населения, штрафов за преступления, торговых пошлин и доходов с княжеских имений. С торжеством феодальной раздробленности произошло превращение Древней Руси в своеобразную федерацию княжеств и земель. Общерусское значение власти киевскихкнязей постепенно свелось до номинального старейшинства среди других князей. Наряду с этим уже во 2-й пол. XII в. выделяются сильнейшие княжества, правители которых становятся «великими», «старейшими» в своих землях, представляя в них вершину всей феодальной иерархии, верховного главу, без которого вассалы не могли обойтись и с которыми они находились в состоянии постоянного конфликта. В условиях феодальной раздробленности резко возросла роль общерусских и земельных съездов князей и их вассалов. На них рассматривались вопросы международных отношений и заключались соответствующие договора, обсуждались вопросы организации борьбы с. половцами и проведение других совместных мероприятий. Однако непрекращавшиеся междукняжеские усобицы сводили на нет их значение, Князья обладали всеми правами суверенных государей, совмещая в своем лице все управленческие, судебные и военные функции. Наряду с продолжавшими действовать статьями «Русской Правды» в землях и княжествах начинают складываться свои правовые нормы, которые отражались в междукняжеских договорах и торговых соглашениях русских городов с зарубежными партнерами. С татаро-монгольским нашествием в истории Русской земли наступил период, ознаменованный не только длинным противоборством Московского и Тверского княжеств в области общей централизации русской земли, но и началом формирования на Руси института самодержавной власти. В XIV - XV вв. политическое устройство Руси представляло чрезвычайно пеструю и сложную картину. За исключением Новгорода, Пскова и Вятки ее территория разделялась на множество великих и удельных княжеств, старшим из которых считался великий князь Владимирский. Со времен Калиты этот титул носили московские князья, но старшие князья отдельных значительных земель также носили титул великих князей и поэтому кроме Владимирского существовали великие князья Тверские, Рязанские, Ростовские, Ярославские и Суздальско-Нижегородские. В каждом великом княжестве существовал целый ряд удельных княжеств. Отношения между великими и удельными князьями определялись междукняжескими договорами. Фактически в управлении своими уделами местные князья были совершенно независимыми. Исключение составляла внешнеполитическая сфера, где они действовали совместно с великим князем. Договора постоянно нарушались, что приводило к регулярным военным столкновениям как между великими князьями, так и в пределах одного княжества. Ситуацию децентрализации усугубляла политика монгольских ханов, которые натравливали князей друг на друга в борьбе за великое княжение Владимирское, а также брали «выход» — совокупность различных даней и платежей. Его размер в среднем ежегодно составлял более 100 тыс. руб., в то время как крупное село с крестьянами стоило тогда несколько десятков рублей. Это ослабляло экономические и политические предпосылки централизации. В конце четырнадцатого столетия Москва начинает занимать главенствующее место среди всех других городов Северо-Восточной Руси: росла территория и увеличилась степень централизации великокняжеской власти. Внутри государства постепенно отмирали пережитки политической раздробленности. Князья и бояре, ещё недавно обладавшие огромной властью, теряли её. Множество семей старого новгородского и вятского боярства насильно были переселены на новые земли. Новый этап усиления княжеской власти наступает с эпохой правления великого князя Ивана III, когда, наконец, исчезают удельные княжества. После смерти Андрея Меньшого (1481 г.) и двоюродного дяди великого князя Михаила Андреевича (1486 г.) прекратили своё существование Вологодский и Верейско-Белозерский уделы. После смерти Ивана III удельная система в прежнем своём значении никогда уже не возрождалась. И хотя он наделил своих младших сыновей Юрия,Дмитрия, Семена и Андрея землями, они уже не имели в них реальной власти. Уничтожение старой удельно-княжеской системы потребовало создания нового порядка управления страной. Постепенно, по мере усиления политического влияния и экономического могущества московских князей происходит фактическое подчинение «младших братьев» их власти. Это приводит к появлению у них множества служебных князей, которые получают возможность владения своими вотчинами под покровительством великого князя в обмен на отказ от верховных государственных прав. Социальной опорой складывавшейся московской монархии являлись дворянство, старомосковская служилая княжеско-боярская знать, купечество, дьячество. Одновременно с усилением власти московских государей происходит идейно-политическое оформление их власти. После женитьбы Ивана III на племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог для подтверждения преемственности Византийской империи и молодого российского государства вместо старого московского герба с Георгием Победоносцем, поражающим змия, — символа победы на Куликовом поле — появляется государственный герб в виде византийского двуглавого орла. В отношениях с другими государствами великий князь теперь именуется царем (от слова кесарь, цезарь, что равно титулу императора). С конца XV в. на смену простоте и непритязательности быта московских князей приходит византийская пышность великокняжеского двора. Кроме того, на рубеже XV—XVI вв. возникает теория «Москва-III Рим», согласно которой Москва как наследница Константинополя, второго Рима, становится третьим Римом, последним и вечным царством православного мира, единственной хранительницей его традиций. По мере становления, развития и укрепления централизованного государства происходят изменения в сфере государственного управления. В руках царя к XVII в, сосредотачивается вся полнота законодательной, судебной и исполнительной власти. Необходимость сильной центральной власти требовала прежде всего военно-политическая обстановка (постоянная борьба на три фронта — восточный, южный и западный), формально не ограниченная власть царя имела тем не менее моральные ограничители в виде старых обычаев и традиций, устоявшихся морально-религиозных и правовых норм. Не случайно к нему стекались бесконечные жалобы от населения. В конце XV в. в Москве начали формироваться органы центрального управления — «приказы», которые были прямыми предшественниками петровских «коллегий» и министерств XIX века. В провинции главную роль стали играть наместники, назначавшиеся самим великим князем, что увеличивало степень власти князя. Уже в это время великий князь, принявший гордый титул «государя всея Руси», облачился в златотканые одеяния, а на своего наследника торжественно возложил богато расшитые оплечья — «бармы» — и драгоценную «шапку», похожую на корону. На этом же этапе сформировалась мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Это ещё больше возвышало великого князя над его подданными, которые, как писал один иностранный дипломат, побывавший в начале XVI в. в Москве, постепенно начинали верить, что «воля государя есть воля Божья». Русские послы давали понять иностранным владыкам, что «государь всея Руси» — независимый и великий правитель. Даже в отношениях с императором Священной Римской империи, который в Европе признавался первым монархом, Иван III не желал поступаться своими правами, считая себя равным ему по положению. По примеру того же императора он приказал вырезать на своей печати символ власти — увенчанного коронами двуглавого орла. По европейским образцам был составлен и новый великокняжеский титул: «Иоанн, Божиею милостию государь всея Руси и великий князь Володимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных». В то время при дворе начали вводиться пышные церемонии. Своего внука Дмитрия, впоследствии попавшего в немилость, Иван III венчал на великое княжение по новому торжественному обряду, напоминавшему обряды венчания византийских императоров. Таким образом, во второй половине XV века в Москве создавался новый образ великого князя — сильного и полновластного «государя всея Руси», равного по своему достоинству императорам. Окончательное становление института самодержавной власти связано с Иваном IV Грозным и его матерью Еленой Глинской. Правительство Елены Глинской продолжало вести курс на укрепление великокняжеской власти. Оно ограничивало податные и судебные льготы церкви, ставило под свой контроль рост монастырского землевладения, запретило покупать земли у служилых дворян.В XVI в. Боярская Дума из совета ближних бояр превращается в постоянно действующий верховный орган при великом князе с совещательными и законодательными функциями. В ее состав входят в основном представители высшей московской аристократии — бояре, княжата, окольничьи (от слова около), несколько думных дворян и 3 - 4 думных дьяка. Их деятельность не ограничивалась сидением в Думе. Они назначались послами, начальниками основных приказов, полковыми и городовыми воеводами. Права и полномочия Думы не были определены специальными законами. Лишь по Соборному Уложению 1649 г. предписывалось, что Дума является высшей судебной инстанцией для тех дел, которые не решались в приказах. Для решения особо важных дел собирались соединённые заседания Думы и «освященного собора» из представителей высшего духовенства. Практически одновременно с появлением московского царства в 1547 г. начинают действовать представительные органы — Земские соборы, первый из которых состоялся в 1549 г. В их состав входили представители духовенства («освященный собор»), высшей аристократии и бюрократии (боярская дума) и выборные от служилого и посадского населения (примерно 300—400 человек). В XVI в. вместо выбранных от населения депутатов приглашались в основном должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ, что вело к бюрократизации соборов. Приняв какое-либо решение, члены земского собора автоматически становились его ответственными исполнителями. В зависимости от конкретной ситуации значение земских соборов менялось. Часть из них выполняла законодательные функции. На Земском соборе 1550 г. был принят Судебник. Осенью 1649 г. при обсуждении Соборного Уложения выборные земского собора добавили 60 статей к проекту правительства, после чего оно было подписано членами боярской думы и депутатами земского собора. Ряд соборов имел учредительный характер. Земской собор 1598 г. принял решение избрать нового царя Бориса Годунова и основать новую династию. 21 февраля 1613 г. земской собор провозгласил царем 16-летнего Михаила Романова. Большинство же земских соборов имело совещательный и осведомительный характер: выборные излагали царю свои нужды и предоставляли ему право решения всех вопросов. Первое десятилетие после Смуты нач. XVII в. царская власть при решении общегосударственных задач в значительной степени опиралась на сословно-представительные структуры — земские соборы заседали тогда почти непрерывно. Со 2-й пол. XVII в. происходит переход к абсолютистской форме правления. Значение земских соборов падает, а затем сходит на нет. В боярскую думу все чаще проникают представители неродовитых фамилий, дворяне и дьяки, которые занимают высшие посты благодаря свои личным заслугам, что в конечном счете приводит к отмене местничества в 1682 г. На протяжении века происходит также снижение роли самой думы. Первым шагом на пути укрепления власти становится венчание Ивана IV на царство, проведенное митрополитом Макарием в 1547 г. Это по тогдашним понятиям резко возвышало Ивана над русской знатью и уравнивало его с западноевропейскими государями. Первые шаги государя московского направлены на достижение компромисса между феодалами. Создается “Избранная рада” (названная так Андреем Курбским), в которую входят представители разных сословий из приближенных царя. В 1549 году создается Земский собор - совещательный орган, в котором представлена аристократия, духовенство, “государевы люди”, позднее избираются представители купечества и городской верхушки. Продолжается реформирование, ограничение власти феодалов. В 1550 году принимается Судебник, закрепляющий ограничение власти наместников, отменяющий податные льготы монастырей. Создается стрелецкое войско - зачат-ки будущей армии. В стрельцы могли поступать свободные люди, за службу стрелец получал земельный надел, не имеющий надела получал денежное и хлебное жалование. Помимо создания стрелецкого войска принимается “Уложение о службе”, регламентирующее военную службу дворян, за которую также выплачивалось жалование. Все это требовало от казны денег. Была проведена реформа налогообложения, ограничивающая льготы феодалов. Создается система приказов, в основе которой лежали принципы неразделимости судебной и административной властей. Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов встречают их сопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя. Проблемы централизации и укрепления власти, борьба с оппозицией принимают самые ужасные, кровавые формы. Учреждая опричину Иван IV выговорил себе право казнить бояр без суда иследствия, что и было одним из средств укрепления абсолютной власти. Подозрительный и воспитанный с детства на примерах коварства и жестокости, неуравновешенный, и в то же время глубоко религиозный Иван развязал массовый террор в стране, казня, уничтожая население часто без малейшего повода. Он стремился укрепить личную власть путем нагнетания всеобщего страха, уничтожая думающих и рассуждающих, казня правых и виноватых. Общая атмосфера в стране, нравы и обычаи того времени хорошо воссозданы в исторической повести А.К. Толстого “Князь Серебряный”. Таким образом, в процессе становления самодержавного государства на Руси (естественно, с достаточной долей условности) можно выделить следующие этапы:

1. Конец 14 – начало 15 века – внешнее усиление Московского княжества, расширение его границ.

2. Эпоха правления великого князя Ивана III, когда исчезают удельные княжества, формируется идея обоснования божественной власти самодержца.

3. Окончательное становление института самодержавной власти связано с Иваном IV Грозным. Большинство трудов по проблеме самодержавия отмечают два этапа его становления и развития:

XVI-XVII вв. - период осуществления правления монархом совместно с Боярской думой и боярской аристократией;

XVIII-XX вв. - период абсолютной монархии.

Сакрализация образа монарха в России. Переломным моментом в становлении русского самодержавия явилось воцарение в 1547 г. сына Василия III - Ивана, когда 17-летний великий князь венчался на царство государем Всея Руси, царем Московским "божьей милостью" и стал первым русским царем Иваном IV Васильевичем Грозным (годы правления - 1547-1584). Воцарение способствовало утверждению на Руси идеи преемственности Богом данной монархической власти. Царь становится воплощенным образом православной государственности. Так завершился процесс "сакрализации" носителя верховной власти, что означало не просто внешнее уподобление монарха богу, но и присвоение царю особой харизмы, особых благодатных даров, в силу которых он начал восприниматься подданными как сверхъестественное существо. В соответствии с греческим каноном царскому служению всегда придавался теократический смысл, то есть государь выступал перед своими подданными как Божий избранник, получивший власть от Бога. Представления о сакральном характере власти возникли задолго до 1547 г. Постепенно они поднялись до признания Великого князя "Божьим слугой", "стражем Земли Русской". Народная Русь всегда стояла на служении верой и правдой "Батюшке - государю". Эти воззрения сохранились вплоть до XIX - начала XX вв. Характерный для того времени воинский призыв "За веру, царя и Отечество" отвечал очень прочным народным представлениям. Таким образом, религиозное сознание у русских оказывается теснейшим образом связанным с государственным и национальным сознанием. Государственное сознание не являлось принадлежностью лишь правящего слоя, а было присуще всему народу. Практически каждый русский сознавал себя принадлежащим к государству, во главе которого мыслился лишь самодержец - православный царь, помазанник Божий, призванный выполнять волю Господню. Здесь, на высшем уровне власти, тот, кому вручена эта власть, сам воспринимался как Бог. Следовательно, в основе монархизма как проявления народного сознания лежит восприятие царя как помазанника Божия. Народ передавал свою волю во власть воли Высшей, которой освящена власть Монарха. Но при этом предполагалось, что и сам царь осуществлял государственное служение как послушание, отрекаясь от личной воли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: