Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений.
Метод правового регулирования характеризует нормы определенной отрасли права с точки зрения их юридических признаков, особенностей воздействия на общественные отношения.
Однако он имеет двойственную природу: он предопределен предметом правового регулирования (т.е. имеет зависимость); он играет самостоятельную роль (без метода нет отрасли).
Учение о методах основано на видах. Есть два основных вида, определенные предметом: Централизованное регулирование, децентрализованное регулирование.
Метод правового регулирования является необходимым признаком, который наряду с предметом правового регулирования кладется в основу разделения и группирования норм права по отраслям.
Наиболее распространенными являются императивный (метод субординации) и диспозитивный (метод координации) методы регулирования.
В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения. Чаще всего применяется в публично-правовых отраслях при регулировании властеотношений.
|
|
Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения. Диспозитивный метод обычно применяется в частно-правовой сфере.
Юридическое значение метода: 1. Определяет правовой статус (правовое положение) участников будущих отношений в той или иной отрасли (в субординации – подчинение, в координации – равенство, т.е. воли согласуются); 2. С помощью метода определяется преобладающее основание возникновения общественных отношений, т.е. вид юридических фактов (субординации – это акт применения права, т.е. государственно-властный, индивидуальный; координации – преобладающим основанием является сделка, договор); 3. С помощью метода в отрасли определяется преобладающий способ защиты прав (для субординации – преобладает юридическая ответственность, для координации – правовосстановительные меры).
По предмету и методу отрасли делятся на первичные (профилирующие), которые имеют самостоятельный предмет и формируют юридический метод (КП, АП, ГП, УП, ГПК, УПП); специальные отрасли имеют самостоятельный предмет, но заимствуют метод у профилирующих (СП, ТП, ФП); комплексные отрасли, они заимствуют предмет или у специальных или у профилирующих и не имеют самостоятельного метода (природоохранное право).