Развитие эпических жанров

1. «Каждая басня заключает в себе непременно еще особый момент, который мы условно называли все время катастрофой басни по аналогии с соответствующим моментом трагедии и который, может быть, правильнее было бы назвать по аналогии с теорией новеллы pointe». (Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. С. 184).

Опираясь на это положение Л. С. Выготского, проанализируйте структуру нескольких басен И. А. Крылова. Укажите другие признаки структурного сходства басен как малого эпического жанра.

2. Какой принцип, по мнению Ю. М. Лотмана, является основанием новой поэтики, рождающейся в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Привлекая текст романа, покажите особенности этой новой поэтической системы.

3. Сравните концепции авторского присутствия в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», принадлежащие современным литературоведам, обоснуйте сходство и различие во взглядах на проблему автора в романе.

4. Композиционное сопряжение каких планов «петербургской повести» А. С. Пушкина «Медный всадник» создает ее неразрешимый конфликт?

5. По мнению С. Г. Бочарова, пушкинская «суровая» или «смиренная» проза «означилась как иное авторское лицо на фоне вольной авторской “болтовни” романа в стихах». (Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974. С. 105).

Охарактеризуйте суть этого изменения «авторского лица», сделав анализ повествовательной позиции «Повестей Белкина».

6. Опираясь на анализ текста «Повестей Белкина» А. С. Пушкина докажите или опровергните мысль Н. Я. Берковского о том, что «Пушкин пишет новеллы, полемизируя с самим жанром их» (Берковский Н. Я. О «Повестях Белкина» // Берковский Н. Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 27).

7. Укажите признаки структурного сходства и различия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» с романами В. Скотта.

8. Выявите в тексте романа «Герой нашего времени» мотивы, характерные для лирики М. Ю. Лермонтова, проанализируйте их трансформацию в структуре романа.

9. «В петербургских повестях Гоголя с героем-чиновником был установлен особый масштаб изображения человека. Этот масштаб таков, что человек воспринимается как частица и дробная величина …по отношению к огромному и безличному целому, которому принадлежит; человек в этом качестве как бы меньше целого числа, каким является суверенная личность». (Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 138).

Покажите, опираясь на анализ повести «Шинель» этот процесс «редукции» человека.

Какова его роль в создании гоголевской художественной картины мира в петербургских повестях?

10. Выявите в тексте лирического отступления VI главы поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» мотивы, характерные для жанра романтической элегии; проследите их развитие.

Как введение этих мотивов помогает автору перевести тему «мертвой души» в общечеловеческий, универсальный план?

Почему это отступление помещено в начало «плюшкинской» главы? Как это связано с изменением ракурса зрения на героя в этой главе?

11. По мнению современного исследователя, «В “Мертвых душах” структурно реализовалась принципиальная для становления новой русской прозы тенденция гуманизировать авторское отношение к герою, предоставив последнему бóльшую (в сравнении, например, с русской прозой XVIII века или же первых десятилетий XIX века) сюжетную свободу, речевую самостоятельность, большую возможность для различных форм самопроявления» (Кривонос В. Ш. «Мертвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. Воронеж, 1985. С. 29).

Подумайте в свете этого суждения над параллелизмом пути автора и дороги героя (Чичикова).

Следует ли, основываясь на этих наблюдениях, считать, что герой способен «самостоятельно овладеть значимой для автора целью, открыть в самом себе внутренние потенции изменения и возрождения»? (Там же. С. 44).

Рекомендуемая литература:

1. Мелетинский Е. М. Эпос // Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. М.; Л., 1962-1978. Стлб. 927-933.

2. Аверинцев С. С., Роднянская И. Б. Автор // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М., 1978. Стлб. 28-34.

3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 72-233, 447-483.

4. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

5. Лотман Ю. М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина»; Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 30-124.

6. Бочаров С. Г. О реальном и возможном сюжете («Евгений Онегин») // Динамическая поэтика. М., 1990. С. 14-38.

7. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

8. Билинкис Я. С. Автор в «Евгении Онегине» // Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986. С. 69-78.

9. Крыстева Д. Поэтическая формализация мифов о Петре I и «Медный всадник» А. С. Пушкина // Русская литература. 1992. № 3. С. 14-25.

10. Берковский Н. Я. О «Повестях Белкина» // Берковский Н. Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 7-111.

11. Петрунина Н. Н. Проза Пушкина (пути эволюции). Л., 1987.

12. Маркович В. М. О лирико-символическом подтексте в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы). Л., 1982.

13. Маркович В. М. Петербургские повести Гоголя. Л., 1989.

14. Бочаров С. Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 124-160.

15. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978.

16. Кривонос В. Ш. «Мертвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. Воронеж, 1985.

17. Смирнова Е. А. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.

Часть III. Темы для самостоятельного изучения

Предлагаемые темы призваны обратить внимание студентов на наиболее проблемные и сложные для освоения фрагменты курса и таким образом создать базу для более основательного изучения историко-литературного материала. Работа над темой предполагает овладение рекомендуемой научной литературой, сопоставление исследовательских подходов и трактовок, соотнесение чужих интерпретаций и оценок с собственным опытом аналитического чтения текста произведения. Осмыслить прочитанное под определенным углом зрения, в свете обозначенной проблемы помогут ориентировочные планы ответов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: