1. «Героями драматических произведений весьма часто оказываются люди, склонные к игре и проявляющие себя по преимуществу в ней. При этом драма тяготеет к художественному воспроизведению ролевого поведения человека его “самоизменения”. <…> Претворение в предмет изображения игрового поведения, сопряженного с притворством и обманом, веселым или зловещим маскарадом составляет одну из существенных черт театрально-драматического искусства едва ли не всех стран и эпох, (Хализев В. Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 16-17).
Подтвердите или опровергните это положение на материале русской драматургии первой половины XIX века.
Покажите, в каких устойчивых мотивах реализуется эта особенность драмы.
В какой мере сопряженность драматического рода литературы с игровым поведением позволяет решить вопрос о жанровой природе этого рода литературы?
2. В чем заключается принципиальное отличие драматургического конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» от комедии XVIII века?
|
|
Какие структурные изменения повлекло за собой изменение конфликта?
3. Докажите, опираясь на текст комедии, что в «Горе от ума» осуществлен синтез разных родовых начал и жанровых традиций.
Чем обусловлены структурная многосложность и смысловая глубина комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
4. Каковы отличия трактовки конфликта «героя истории» и массы в лирических произведениях А. С. Пушкина (например, в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» 1823 г.) и в трагедии «Борис Годунов»?
Какие структурные особенности стали следствием новизны коллизии?
5. Как известно современная Пушкину критика упрекала трагедию «Борис Годунов» в отсутствии цельности, нарушении единства действия, так П. А. Катенин полагал, что это «не драма отнюдь, а кусок истории, разбитый на мелкие куски в разговорах».
Сопоставьте подходы к проблеме композиционной целостности пушкинской трагедии, принадлежащие литературоведам XX века, обоснуйте собственную позицию.
6. Какие черты позволяют говорить о художественном единстве «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина?
Охарактеризуйте художественно-композиционную функцию финалов.
7. Сравните трактовку символических мотивов «маскарада» и «игры» в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», содержащуюся в работах Ю. В. Манна и В. И. Коровина?
8. Проанализируйте развязку нескольких редакций драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад».
Что изменилось с введением фигуры Неизвестного?
9. О «Ревизоре» Н. В. Гоголя В. М. Маркович пишет: «В развязке почти повторена исходная ситуация – ведь комедия и начинается и заканчивается сообщением о приезде ревизора. <…> Получается, что с элементарно-фабульной точки зрения исходная ситуация не изменилась и, следовательно, между завязкой и развязкой, в известном смысле, ничего не произошло. В этой странности дают о себе знать особенности новой драматургической структуры».
|
|
Дайте характеристику этой новой драматургической структуре и «миражной интриге» в ней?
10. Охарактеризуйте особую природу и масштаб художественного обобщения в гоголевской комедии «Ревизор», обратившись к понятию «сборного города», использованному Гоголем в пьесе «Театральный разъезд…», носящей характер автокомментария.
11. Кто из героев драматических произведений первой половины XIX века наиболее близок эпическим героям, а кто – лирическим? Чем можно объяснить эти особенности?
Рекомендуемая литература:
1. Костелянец Б. Драма и действие: Лекции по теории драмы. Вып. 2. Ч. 2. СПб., 1994.
2. Хализев В. Е. Драма как род литературы. М., 1986.
3. Маркович В. М. Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59-91.
4. «Век нынешний и век минувший…» Комедия А. С. Грибоедова в русской критике и литературоведении. СПб., 2002.
5. Благой Д. Д. Мастерство Пушкина. М, 1955. С. 116-142.
6. Карпов А. А. «Борис Годунов» А. С. Пушкина // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 91-108.
7. Рассадин С. Драматург Пушкин. М., 1977. С. 3-59.
8. Устюжанин Д. Л. Маленькие трагедии Пушкина. М., 1974.
9. Манн Ю. В. Игровые моменты в «Маскараде» Лермонтова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 36. № 1. 1977.
10. Коровин В. И. Герой и миф (по драме Лермонтова «Маскарад») // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 122-135.
11. Маркович В. М. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 135-164.
12. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978. Глава 5.