Античний період історії психології як частина философського періоду (VI ст. до н.ч. до I Y ст. н.ч.)

Античный период является первым подпериодом философского период и исчисляется с VI в. до н.э. до IV в.н.э. Это было возникновение первых научных представленный о психике и их первоначальное развитие.

Отмечалось выделение науки о душ и формирование идеализма и материализма, формирование первых эмпирических знаний о психических процессах: ощущениях, восприятии, памяти, аффектах, воле; выделение проблем соотношения души и тела; указания на внутренние чувства как способ познания.

Второй подпериод приходится на 1Ув н.э. до VI1 в.в. н.э.

Происходит развитие учения о душ в рамках философских учений и на базе медицинских знаний. Формируется томистская психология; идет начало опытной методологии исследования, расчленение неодушевленного и живого.

В следующий период с XIV по XVI в.в. н.э. идет дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и больших открытий. Происходит формирование эмпирической, интроспективной и ассоциативной психологии. Из психического выделяется сознание и понятие о бессознательной психике. Идет создание учения о рефлексе Рене Декартом.

Происходит отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа телесных и психических представлений; введение термина "психология". Отделение психического от общебиологического.

На последнем этапе с XVII в. до середина XIX в.в- н.э. происходит выделение сознания в качестве предмета исследования и формирование теоретических основ в психологии.

Итогом развития античной психологической мысли явилось становление трех направлений объяснения генезиса и структуры психики:

- объяснение из законов движения и развития материального мира

- ориентация на живую природу и психику как способ организации поведения

живых систем

- постановка душевной деятельности индивида в зависимость от

форм, созданных человеческой культурой

В мире культуры было создано три «органа» постижения человека и его души: религия, искусство и наука. Религия строится на мифе, искусство – художественном образе, наука – на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте.

О ценности науки судят по ее открытиям. На первый взгляд, летопись достижений, которыми может гордиться античная психология немногословна. Одним из первых стало открытие Алкмеоном того, что органом души является головной мозг. Если отвлечься от исторического контекста, это выглядит невеликой мудростью. Однако чтобы по достоинству оценить нетривиальность алкмеонова вывода (который, кстати, был не умозрительной до­гадкой, но вытекал из медицинских наблюдений и экспериментов), стоит напомнить, что через двести лет после этого великий Аристотель считал мозг своего рода "холодильником" для крови, а душу, с ее способностью воспринимать мир и мыслить, помещал в сердце.

Конечно, в те времена возможность экспериментировать над человеческим организмом была ничтожной. Как уже говорилось, сохранились сведения, что ставились опыты над приговоренными к казни, над гладиаторами. Нельзя, однако, упускать яз виду, что античным медикам приходилось, врачуя людей, влиять на их психическое состояние и передавать от поколения к поколению сведения об эффективности своих действий, об индивидуальных различиях. Неслучайно учение о темпераментах пришло в научную психологию из медицинских школ Гиппократа и Галена.

Не меньшее значение, чем опыт медицины, имели другие формы практики — политическая, юридическая, педагогическая. Изучение приемов убеждения, внушения, ведения словесного поединка, что стало главной заботой софистов, превратило в объект экспериментирования логический и грамматический строй речи. В практике общения Сократ открыл изначальный диалогизм, а его ученик Платон — внутреннюю речь как интериоризированный диалог. Ему же принадлежит столь близкая сердцу современного психотерапевта модель личности как динамической системы мотивов, разрывающих ее в неизбывном конфликте. Открытие множества психологических феноменов связано с именем Аристотеля (механизм ассоциаций по смежности, сходству и контрасту, открытие образов памяти и воображения, различий между теоретическим и практическим интеллектом и т. д.).

Стало быть, сколь скудной ни была эмпирическая ткань психологической мысли античности, без нее эта мысль не могла "зачать" традицию» приведшую к современной науке.

В развитии психологии античность прославлена великими теоретическими успехами. К ним относятся не только открытие фактов, построение новаторских моделей и объяснительных схем. Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и ин­теллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческому бытию. Античные мудрецы и испытатели природы подняли на огромную высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.

За эволюцией представлений о сущности души скрыта полная драматических коллизий работа исследовательской мысли, и только история науки может раскрыть различные уровни постижения этой психической реальности, неразличимые за самим термином "душа", давшим имя нашей науке.

.

13. Вчення Ібн-Сіни (980-1037), вчення Авероуза (1126-1198).

В VII в. объединились несколько арабских племён в единое государство Халифат, и с единой религией - ислам. Идеи античных греческих учёных о природе, о человеке становятся достоянием арабоязычных народов. Среди учёных выделяется два: один на востоке - Ибн-Сина, Абу Али Хусейн(Авиценна), на западе - Ибн-Рошд, Абу-ль-Валид (Аверроэс).

Авиценна (980-1037 ) - учёный, философ, медик, поэт. Родился в с. Афшана близ г. Бухара. Был первенцем управляющего селением Абдал-лаха ибн Сины. Отец был исмаилитом. К шести годам Хусейн знал по-арабски почти весь Коран, а в десять лет – много восточных языков. К 14 годам знал тонкости мусульманской юриспруденции. В 16 лет был грамотным факихом и мог решать спорные дела. Он был известным медиком. В 996 г. Он вылечил эмира Нуха ибн Мансура. В награду Хусейн мог пользоваться домом-книгохранилищем Саманидов, которая собиралась почти 200 лет. Первая книга ученого насчитывала почти 20 томов и называлась «Итог и результат».

Ибн-Сина, Абу Али Хусейн(Авиценна) классифицировал науки на практические(управление, этика, человекознание) и теоретические («высшая наука», «средняя», «физика»). Он имел противоречивые взгляды: бытие разделял на субстанцию и акциденцию; «разумную душу» считал бессмертной. Ученый создал второе после Галена учение о психофизиологических функциях в книге «Канон врачебной науки». Предложил две психологии:

1. Естественно - научная психология

2. Метафизическая психология

Авиценна разработал открытые исследования психофизиологических факторов, дал им объяснения несовместимые с верой в бессмертие и иммонентность души. В медицинской психологии он не соотносился с тем что было открыто ранее. Об этом написано в его книге" Канон ", где изложена медицинская точка зрения на душу. Таким образом, у Ибн Сины наблюдались зачатки психофизиологических исследований аффективных состояний т.к. у него наблюдались основы возрастной психофизиологии. Ему приписывали неоплатонизм - учение о бессмертии души. Ученый внес вклад в возрастную психологию в книге «Книга указаний и наставлений».

В 1037 г. В возрасте 57 лет Ибн-Сина, Абу Али Хусейн(Авиценна) скончался..

Аверроуз (1126-1198). Ибн Рошд, Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед ибн Мухаммед в основу своего учения «Опровержение опровержения» положил материалистическую трактовку Аристотелевского проекта " О душе и её высших способностях в разуме ". Его опровержение было направленно против сочинения мистика и реакционера ая-Газали «Опровержение философов». Он сделал комментарий к этому трактату, где дал материалистическое объяснение души и связи её с телом.

Родился он в Кордове (Испании), умер в Марокко. Ибн-Рошд дал решение к пониманию души через аверроизм. Суть его: есть потенциальный и активный ум. Они существуют как одна субстанция вне индивида и оставляют индивидуальную душу. Благодаря чувствительности индивидуальная душа воспринимает разум (нус). Подобно солнцу, действующему на зрение, нус действует на индивидуальность души. В этот момент в душе появляется активный и потенциальный ум.

В учении о «едином интеллекте» Ибн Рошд выступает как объективный идеалист, но индивидуальную душу, он интерпретировал материалистически. Материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время измеряется благодаря движению.

С исчезновением тела и присущих ему психических способностей низшего уровня, то, что было приобретено божественным путём в результате его актуализации в данной душе, не исчезает бесследно, а поглощается им и продолжает существовать как момент универсального разума свойственного человеческому роду. В дальнейшем из его концепции развилась так называемая теория двойственной истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: