Вчення європейських сереньовікових вчених (Ф.Аквінський та ін.)

ФОМА АКВИНСКИЙ(1225 – 1274). Написал труды: «Сумма теологии», «Сумма против язычников», философ и теолог. Систематизатор на базе христианского аристотелизма.

Сформулировал пять доказательств бытия бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего. Признавая к относительной самостоятельности естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философского познания и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверх естественного откровения.

Учение Ф. Аквинского лежит в основе томизма и неотомизма. Перед томизмом, призванным философски обосновать христианскую доктрину, стояла задача защитить бессмертие индивидуальной души, догмат о грехопадении, о непосредственной зависимости каждого отдельного человека от божьей милости и о личной ответственности перед всевышним. Именно религиозным целям служила концепция монопсихизма, дуалистически разделяющая «единую» душу и тело.

У Ф. Аквинского душа становится «чистым» субъектом, не обладающим ничем, кроме способности сознавать. Чувственные образы, у Фомы полностью дематериализовались, стали чисто духовным явлением. Он пришел к своеобразной форме идеализма: субстантивировал не понятия, а чувственные образы и полагал, что эти образы актуализируются благодаря специальной операции сознания, а не создаются самим индивидом. Через много веков этот взгляд оживет в феноменологической концепции Брентано, в современной неотомистской психологии.

Одной из определяющих особенностей томистской психологии является принцип расположения всех явлений в ступенчатом ряд у – от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. Проведенные границы между всем существующим и однозначно определено, чему где быть. Низшие подчиняется высшему и служит ему. Фома считал эту картину переложением взглядов Аристотеля.

Раздробленность Германии в 16 в. препятствовала развитию капиталистических отношений. Это и определило компромиссный характер складывавшихся на немецкой почве передовых для своего времени психологических учений. Наибольшую популярность среди них приобрела психология способностей учёного - энциклопедиста Х.Вольфа (1679-1754 гг.). Господствовавшей в умственной жизни Германии схоластике и мистике Вольф противопоставил философию разума. Вольфу принадлежат также большие заслуги в разработке немецкой психологической терминологии, заменившей прежнюю, латинскую. Само слова психология стало в Европе общеизвестным после выхода книг Вольфа: "Эмпирическая психология" (1732г.), "Рациональная психология" (1734г.). перед рациональной психологией была поставлена задача дедуктивно выводить явления из сущности и природы души. В качестве объяснительной основы выдвигалось понятие о способности. С ним соединялась идея спонтанной активности души. Главной силой считалась способность представления, выступающая в виде познания и желания. Вольф, описав различные классы психических явлений, разделил их на иерархические группы. Возникал своеобразный "анатомический театр человеческой души", для каждой из групп предполагалась соответствующая способность как её причина и основание. Психофизическая проблема (отношение психических явлений природе в целом) была превращена Вольфом в психофизиологическую (отношение психических явлений к мозгу).

Расцвет материалистической мысли во Франции был подготовлен ньютоновской картиной природы и локковской картиной сознания. Пропагандистами опытного знания во Франции были прежде всего Вольтер (1694-1778 гг.) и Кондельяк (1715-1780 гг.).

В "трактате об ощущениях" (1784) Кондильяк поставил перед собой ту же задачу, которую решали Юм и Гартли: преодолев непоследовательность Локка, свести рефлексию к ощущению. Он предложил модель статуи, не обладающей первоначально ничем, кроме чистой способности к осознанию чувствований. Допустим, что статуя получает первое ощущение - обонятельное. Один запах сменяет другой, и этого достаточно для того, чтобы сознание приобрело всё то, что Декарт относил за счёт актов души и возрождённых идей, а Локк - за счёт рефлексии. Сильное и неожиданное ощущение порождает внимание; когда это ощущение возвращается вновь -перед нами память; следующие ощущения дают сравнение, различие суждений и т.д. до самых сложных действий интеллекта. Каждое ощущение имеет чувственный тон: оно приятно или не приятно. Отсюда возникает волевой импульс положительной или отрицательной направленности. Осязание вносит новый момент, сообщая, что существует нечто внешнее, тем самым давая повод различать субъективное и объективное. Статуя Кондельяка отличалась от живой машины Декарта тем, что её тело не имело никакого значения для её психических отправлений.

Между тем, общественная жизнь Франции требовала последовательного материалистического мировоззрения, революционные выводы из которого были бы направлены на разрушение старого порядка. Французский врач Ламетри (1709-1751 гг.) соединил сенсуализм с учением Декарта о машинной разности поведения животных тел. Он утверждал, что разделение Декортом двух субстанций представляло не более чем "стилистичную хитрость", придуманную для обмана теологов. Душа действительно существует, однако её нельзя отделить от тела, поскольку тело - машина, то и человек в целом со всеми его душевными способностями всего лишь чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаждениям автомат. Под словом "машина" имелась в виду материально-детерминистская система. В 1745 г. Ламетри опубликовал "Естественную историю души", в которой, используя выводы сравнительной анатомии, доказывал, что телесное сходство между людьми и животными свидетельствует о том, что есть много общего и в их психической деятельности.

В 1748 г. Ламетри под псевдонимом Шарпа создал трактат "Человек-машина". Вокруг книги поднялась буря. Замысел её состоял в утверждении принципа полной подчиненности сознания и характера людей природной необходимости. Трактат Ламетри ознаменовал поворот в развитии французской философско-психологической мысли к воинствующему материализму. Отправным пунктом у него становится не механическое перемещение бесконечных частиц, а способность материи ощущать, обнаруживаемая только в "организованных телах". Материя, по его мнению, способна мыслить в силу своей организации.

Теория "естественного человека" придала крайнюю остроту проблеме отношения между прирожденными особенностями индивида и внешними условиями. Главная практическая идея французского материализма состояла в утверждении решающей роли воспитания и просвещенных законодателей. обоснование этой теории содержалось в сочинениях Руссо (1712-1778 гг.) и Гельвеция (1715-1771 гг.). Руссо утверждал, что человек от природы добр, но его испортила цивилизация. Гельвеций воспитательное действие возвёл в степень силы, способной лепить из людей что угодно. Представление о различных уровнях интеграции органов "человеческой машины" развил Кабанис (1757-1808 гг.). приехав в Париж из провинции, он посещал салоны и кружки энциклопедистов. Во время революции конвент поручил ему выяснить не причиняет ли моногильетины физического страдания. Он ответил отрицательно. Сознательные ощущения после отсечения головы невозможны. Движения же обезглавленного тела носят чисто рефлекторный характер. Этот вывод базировался на выдвинутом Кабанисом представлении о трёх уровнях поведения: рефлекторном, полусонном и сознательном. Для каждого имеется своя система органов. Преемственность между ними выражается в том, что низшие центры при отпадении высших способны к самостоятельной активности. Также Кабанис впервые утверждал, что сознание не есть локализованное в мозгу духовное начало субстанционального или феноменального характера, а есть функция этого телесного органа, не уступающая по степени реальности и телесности другим функциям организма.

По Кабанису процесс мышления осуществляется следующим образом: "Впечатления достигают мозга по средствам нервов, в то время они ещё изолированы и бессвязны. Мозг приходит в активное состояние; он начинает действовать и вскоре обращает их в идеи, которые получают внешнее выражение в языке мимики и жестов, или в знаках слов и письма".

Слабость позиции Кабаниса была обусловлена тем, что он обособлял идейный продукт не от мозга (представляя его якобы как выявляемая секрет), а от объекта и реального действия с ним. Беспознавательной и действенной с объектом психическое невозможно ни на одном уровне. Относя переработку идей за счёт внутримозговой механики, Кабанис становился на путь физиологизации не теории индивидуального, но общественного сознания.

Экономический и культурный подъём России после реформ Петра I способствовал формированию передовой общественно-философской и научной мысли. Россия выдвигает одного из крупнейших натуралистов века - М.В.Ломоносова, защищавшего естественно-научный подход к психике человека, прогрессивных для своего времени воззрений на душевную деятельность придерживались русские просветители Я.П.Козельский (1728-1802 гг.). Н.И.Новиков (1744-1818 гг.) и другие. Труды Каскари Вольфа (1734-1794 гг.) нанесли удар по теории извечности органических форм.

Труды А.Н.Радищева (1749-1802 гг.) отразили обострение классовых противоречий в русском обществе. В Сибири, куда он был выслан как автор "Путешествия из Петербурга в Москву", он пишет трактат "О человеке, его смертности и бессмертности", в которой излагает систему материалистических взглядов на психическую деятельность.

Г.В.Плеханов отмечал, что Радищев ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни. При этом, имелась в виду не психология индивида в её зависимости от социальных причин, но прежде всего психология больших групп людей - общественная психология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: