М.В. Ломоносова, А.Н. Радіщева

Психологические идеи в России развивались еще в 10-15 веке. На основании этих предпосылок в 18 веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям и их последующего развития.

Социальную базу отечественной психологии в 18 веке составлял феодально-крепостной строй. 18 век вошел в историю как век Просвещения, - время крупнейших преобразований, предпринятых Петром 1. В России широко развернулось просветительское движение с ярко выраженной антикрепостнической направленностью. Были выдвинуты в центр проблемы человека, борьба за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий.

Основу материалистической русской психологии заложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – русский ученый-энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт, писатель, создатель первой грамматики русского языка.

Материалистически объяснял ощущения, как продукт воздействия предметов внешнего мира на органы чувств, подчеркивал роль мозга в различении раздражений. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, за ним, в начале 19 века Юнг – анг. физик и врач и впоследствии капитально разработал Гельмгольц.

Ломоносов развивал мысли о воображении, представлениях, страстях, психологии речи. Идеи Ломоносова развивали: философ Козельский и писатель и философ Радищев.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802), философ, экономист, правовед, революционер - придерживался гуманистической этики, отрицал существование души как самостоятельной субстанции.

Сосланный за «Путешествие из Петербурга в Москву» в Сибирь, пишет трактат «О человеке, его смертности и бессмертии»(1792-1796). В первой части книги автор искал материалистическое начало душевных явлений, считая, что психика является функцией известных органов тела – нервов и мозга и без них невозможна.

Большое место в трудах Радищева занимает проблема развития психики и в связи с этим сравнение психики человека и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека, он не приспосабливается к природе, но преобразует ее. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний. Указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания.

Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействия на человека общества путем подражания и соучастия в переживаниях. Большое внимание уделяется проблеме способностей. В формировании разума, Радищев признавал силу воспитания и силу природы. Выражением активной природы мышления является внимание. Власть человека распространяется не только на мысль: столь же властен человека над своими желаниями и страстями, да и над телом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: