Психологія Ч. Беббіджа (1792—1871) та О. Конта (1798-1857)

Чарльз Бэббидж (1792—1871), эксцентричный английский математик, разработал прибор, который он назвал вычислительной машиной. Машина производила математические вычисления куда быстрее, чем человек, и выдавала готовый результат. Будучи буквально зачарованным разнообразными автоматами, Бэббидж спроектировал свою машину так. чтобы она воспроизводила не физические действия человека, а его мыслительные операции. Кроме того. машина не только выдавала таблицу значений математических функций, но еще и умела играть в шахматы, шашки и некоторые другие игры. (Бэббидж задумал создать еще одну машину, которая была бы способна производить вычитание, умножение и деление, но не смог завершить ее из-за нехватки средств. Британское правительство в итоге отказалось финансировать разработки и отправило машину в музей.) В машине Бэббиджа была даже своеобразная оперативная память, позволявшая сохранять промежуточные результаты до тех пор, пока они не потребуются для окончательного расчета. Эта вычислительная машина была своего рода предшественником современного компьютера. Она ознаменовала собой первую попытку человека рукотворным образом воспроизвести мыслительный процесс и создать нечто подобное, искусственному интеллекту.Популярной темой рассуждений многих ученых и изобретателей были беспредельные возможности машины и ее способность воспроизводить любые человеческие функции.

В середине XIX века, через 200 лет после смерти Декарта, долгий период господства до научной психологии подошел к концу. В это время европейской философской мыслью овладела новая мода —п озитивизм. Это учение, как и сам термин, берет начало от работ французского философа Огюста Конта (1798-1857), который, говорят, узнав, что скоро умрет, заявил, что с его смертью мир понесет безвозвратную потерю.

Конт поставил перед собой поистине титаническую задачу — подвергнуть систематическому пересмотру все человеческое знание. Для того, чтобы сделать это намерение несколько более реальным, он решил ограничить свою работу использованием только бесспорных данных — тех фактов, которые установлены с помощью строгого научного метода, С его точки зрения, в достаточной мере надежными могут считаться только, те факты, которые поддаются объективному научному наблюдению. Все спекулятивные или метафизические утверждения, полученные чисто логическим путем, были объявлены иллюзорными и отвергнуты. Принятие позитивистской ориентации означало, что отныне ученые должны полагаться на заключения только вполне определенного типа. Эту позицию можно выразить следующим образом: «Доверять можно лишь свидетельствам наших чувств, только они дают научные знания. Все остальное — попросту бессмыслица!»

Такой «бессмыслицей» оказались все традиционные философские и теологические проблемы- Лишь научное знание достойно признания.

Антиметафизическая тенденция навила подкрепление и в сфере собственно философского знания.Учение материализма утверждало, что все события во Вселенной можно описать и объяснить природными факторами, как различные свойства материи, и энергии. С точки зрения материализма даже сознание человека можно объяснить на основе знаний физики и химии. При этом в центре внимания материалистов находилось изучение физических характеристик — анатомических и физиологических структур мозга.

Третья группа философов стояла на позициях эмпиризма. Главной темой размышлений для них был вопрос о происхождении знания. По их мнению, единственным источником знания является чувствен­ный опыт.

Позитивизм, материализм и эмпиризм послужили философским обоснованием нарождающейся научной психологии. Однако главная роль — среди трех названных направлений — принадлежит, безусловно, эмпиризму. Именно он в качестве центральной ставил перед собой задачу исследовать, как крепнет разум человека, как множатся его знания. Согласно данной точке зрения, познание осуществляется преимущественно путем аккумулирования чувственных впечатлений. Эта позиция проти­востоит нативистской концепции Декарта, согласно которой часть идей, имеющих для процесса познания важнейшее значение, носит врожденный характер.(английские эмпирики Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм, Дэвид Гартли, Джемс Милль и Джон Стюарт Милль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: