Психологічні теорії біхевіоризму

Бихевиоризм- это теория психологии, в которой основные ЗАДАЧИ психологии сводятся к ВЫЯВЛЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ТИПОВ РЕАКЦИЙ; исследованию процессов их образования; изучению законов их комбинаций, т.е. образования сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший её стимул.

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1У49). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ, «коннексия» - связь). Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

В 1 898 году он получил докторскую степень. Торндайк создал экспериментальный подход, который назвал коннекционизмом. Торндайк ввел понятие связи между ситуациями и реакциями. Им выведены з аконы научения

Принцип запоминания или забывания ответных реакций был сформулирован в виде закона эффекта. Сопутствующий закон — закон упражнения или закон тренировки

Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958).

В 1913 году он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу «Поведение: введение в сравнительную психологию», в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.

Создавая теоретическую базу бихевиоризма, Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врожденные и приобретённые реакции. К числу врождённых реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорождённых детей, а именно: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, головы и т.д.

Ознакомившись с работами российских учёных, Уотсон принимает КОНЦЕПЦИЮ УСЛОВНЫХ рефлексов в качестве естественнонаучной базы своей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путём обусловливания.

Учениками Уотсона были У.Хантер(1886-1954) и К. Лешли (1890-1958)

Один из представителей позднего бихевиоризма Эдвард Чейс Толмен (1889-1959) предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» - V, в результате схема приобрела вид: "S-V-R". Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций). И хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, выводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по особенностям поведения, и тем самым существование сознания по-прежнему игнорировалось.

Основные положения учения Толмена представлены в его работе «Целенаправленное поведение у животных и человека».

Вариантом необихевиоризма является концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. ХХ в. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: