Товар - это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи. Поэтому товар обладает двумя свойствами: удовлетворять потребности людей и обмениваться.
Общим свойством всех товаров является их стоимость. Сама стоимость создаётся затратами производственных факторов.
Меновая стоимость товара - это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определённых пропорциях (соотношениях) обмена.
Два свойства товара (общественная потребительская стоимость и меновая стоимость), противоречия между ними обусловлены двойственным характером труда, создающего товар. Это конкретный и абстрактный труд.
Конкретный труд - это труд в качественно определённой форме, труд определённого вида, специальности. Труд товаропроизводителей, рассматриваемый как затрата рабочей силы вообще, отвлечённо от его конкретных особенностей - абстрактный труд.
Величина стоимости товара определяется общественно необходимым трудом или общественно необходимым временем, которое требуется для изготовления какой-либо потребительской стоимости при наличии общественно нормальных условий производства.
|
|
Стоимость всех приравненных в обмене товаров измеряется одинаковыми затратами производственных факторов, рабочего времени.
Согласно закону стоимости, производство и обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда.
Теория предельной полезности - составная часть учения, получившего название «маржинализм», является противовесом теории трудовой стоимости.
Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость -- это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность -- это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Данная устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений получила название закона убывающей предельной полезности.
Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.