Введение. Основные задачи данного учебного пособия — изложение учеб­ного материала в форме, максимально доступной для понимания студентов нефилософских специальностей

Основные задачи данного учебного пособия — изложение учеб­ного материала в форме, максимально доступной для понимания студентов нефилософских специальностей, а также краткость изло­жения при достаточной широте охвата вопросов и тем. Эти задачи, безусловно, актуальны в условиях постоянного дефицита учебного времени, отводимого в вузах на изучение предмета «Философия». При этом автор вовсе не стремился «объять необъятное» и описать все идеи, выдвигаемые тем или иным мыслителем или философ­ской школой. Подобная попытка неминуемо привела бы к чрез­мерному увеличению объема учебного пособия либо в случае ог­раничения его объема — к слишком беглому и поверхностному изложению философских идей. Определенная фрагментарность ма­териала неизбежна и ввиду объективной дидактической сложности упрощенного изложения ряда тем, что повлекло бы за собой неоп­равданные упущения.

«История философии» — это необходимая, но всего лишь часть

учебного курса «Философия». Поэтому в пособии дается только мате­риал, являющийся наиболее важным с точки зрения освоения после­дующих разделов Госстандарта по философии. Основное внимание уделяется темам и вопросам, которые наиболее способствуют задачам философии в качестве дисциплины учебного курса, формирующей мышление будущего специалиста с высшим образованием.

Учебное пособие выстроено по принципу разворачивания спира­ли философской мысли в истории. Поэтому учащиеся соприкасаются с теми проблемами, которые волновали философов во все времена. Но по мере знакомства с многообразием идей постепенно становится ясно, что по ряду вопросов мыслители различных исторических эпох предлагали варианты по сути сходных решений. Воззрения на бытие, познание, государство, человека, сознание и т.п., трансформируясь в контексте той или иной научной или культурной парадигмы, в то же время имеют историческую преемственность, ^ажно не только уяс­нить, почему те или иные идеи повторяются в истории философской мысли, но и установить характер их видоизменений, демонстрирую­щий отличия от подходов предыдущих мыслителей. Только постигая эти изменения, можно проникнуть в закономерности развития само-


Введение

го философского мышления. Усвоение этих закономерностей, выяв­ление их алгоритма, способность применения в повседневной жизне­деятельности и должно, по большому счету, служить практическим смыслом изучения студентами нефилософских специальностей дис­циплины «Философия». Возможность реализовать эту особенность философии позволяет осуществить и другие задачи курса: воспита­тельные, мировоззренческие, методологические, расширения круго­зора учащихся и т.д.

Это определило принцип компоновки учебного материала, его разбивку по темам и саму их последовательность, не всегда тради­ционную. Например, древнеиндийская и древнекитайская фило­софские идеи рассматриваются после античной философии, хотя в отечественной учебной литературе принято изучать эти темы до античной философии. Опыт автора свидетельствует, что студентам, начинающим осваивать этот курс, как правило, легче и проще да­ется восприятие древнегреческой и вообще античной философии, чем восточной. Это, по-видимому, связано с той культурной тради­цией, в которой живет современная европейская цивилизация, где легко прослеживается преемственность культурных принципов, за­ложенных в Древней Греции и Риме. Идеи же, существовавшие на Дальнем Востоке, лучше усваиваются,при их подаче в сравнитель­ном ключе, уже при наличии предварительных философских зна­ний. ^

Одной из особенностей учебного пособия является то, что в конце каждой темы приводятся контрольные вопросы, которые могут быть использованы как для закрепления и углубления пройденного материала, так и в качестве заданий для самостоятельной работы сту­дентов, обучающихся по заочной форме. Вопросы составлены таким образом, чтобы работа студента велась по трем направлениям: внима­тельное изучение материала данной темы и сравнение его с материа­лом других тем; поисковая работа с дополнительной литературой;

привлечение учащегося к размышлению, самостоятельному фило­софствованию.

При составлении учебного пособия автор активно использовал в качестве основной литературу, перечисленную ниже, а также литера­туру и источники, указанные в конце каждой темы. Из дидактичес­ких соображений из приведенной литературы и источников заим­ствовались те или; иные примеры, сравнения, описания или формулировки, более доступные для понимания читателя, чем те, ко­торые мог предложить автор. Однако следует отметить, что в учебном пособии широко представлены собственные оригинальные наработ­ки автора или сугубо авторское изложение ряда тем.

Основная литература

Автор выражает благодарность доктору философских наук про­фессору Вятского государственного гуманитарного университета М.И. Ненашеву за важные советы и неоценимую практическую по­мощь в работе над настоящим учебным пособием.

Основная литература

1. Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.; Минск, 2002.

2. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. М., 1991.

3. История философии. Запад — Россия — Восток / Под ред. Н.В. Мот-рошиловой. М„ 1995-1996. Кн. 1-2.

4. История философии: Энциклопедия. Минск, 2002.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб­ник для вузов. 4-е изд. М., 2001.

6. Мир философии: В 2 т. М., 1990.

7. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.

8. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., 1994-1996.

9. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений / Под ред. С.Б. Крымского, Г. Скирбекк, Н. Гилье. М„ 2000.

10. Криленко Г. Г. Философия: Справочник студента. М., 1999.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: