Основные задачи данного учебного пособия — изложение учебного материала в форме, максимально доступной для понимания студентов нефилософских специальностей, а также краткость изложения при достаточной широте охвата вопросов и тем. Эти задачи, безусловно, актуальны в условиях постоянного дефицита учебного времени, отводимого в вузах на изучение предмета «Философия». При этом автор вовсе не стремился «объять необъятное» и описать все идеи, выдвигаемые тем или иным мыслителем или философской школой. Подобная попытка неминуемо привела бы к чрезмерному увеличению объема учебного пособия либо в случае ограничения его объема — к слишком беглому и поверхностному изложению философских идей. Определенная фрагментарность материала неизбежна и ввиду объективной дидактической сложности упрощенного изложения ряда тем, что повлекло бы за собой неоправданные упущения.
«История философии» — это необходимая, но всего лишь часть
учебного курса «Философия». Поэтому в пособии дается только материал, являющийся наиболее важным с точки зрения освоения последующих разделов Госстандарта по философии. Основное внимание уделяется темам и вопросам, которые наиболее способствуют задачам философии в качестве дисциплины учебного курса, формирующей мышление будущего специалиста с высшим образованием.
|
|
Учебное пособие выстроено по принципу разворачивания спирали философской мысли в истории. Поэтому учащиеся соприкасаются с теми проблемами, которые волновали философов во все времена. Но по мере знакомства с многообразием идей постепенно становится ясно, что по ряду вопросов мыслители различных исторических эпох предлагали варианты по сути сходных решений. Воззрения на бытие, познание, государство, человека, сознание и т.п., трансформируясь в контексте той или иной научной или культурной парадигмы, в то же время имеют историческую преемственность, ^ажно не только уяснить, почему те или иные идеи повторяются в истории философской мысли, но и установить характер их видоизменений, демонстрирующий отличия от подходов предыдущих мыслителей. Только постигая эти изменения, можно проникнуть в закономерности развития само-
Введение
го философского мышления. Усвоение этих закономерностей, выявление их алгоритма, способность применения в повседневной жизнедеятельности и должно, по большому счету, служить практическим смыслом изучения студентами нефилософских специальностей дисциплины «Философия». Возможность реализовать эту особенность философии позволяет осуществить и другие задачи курса: воспитательные, мировоззренческие, методологические, расширения кругозора учащихся и т.д.
|
|
Это определило принцип компоновки учебного материала, его разбивку по темам и саму их последовательность, не всегда традиционную. Например, древнеиндийская и древнекитайская философские идеи рассматриваются после античной философии, хотя в отечественной учебной литературе принято изучать эти темы до античной философии. Опыт автора свидетельствует, что студентам, начинающим осваивать этот курс, как правило, легче и проще дается восприятие древнегреческой и вообще античной философии, чем восточной. Это, по-видимому, связано с той культурной традицией, в которой живет современная европейская цивилизация, где легко прослеживается преемственность культурных принципов, заложенных в Древней Греции и Риме. Идеи же, существовавшие на Дальнем Востоке, лучше усваиваются,при их подаче в сравнительном ключе, уже при наличии предварительных философских знаний. ^
Одной из особенностей учебного пособия является то, что в конце каждой темы приводятся контрольные вопросы, которые могут быть использованы как для закрепления и углубления пройденного материала, так и в качестве заданий для самостоятельной работы студентов, обучающихся по заочной форме. Вопросы составлены таким образом, чтобы работа студента велась по трем направлениям: внимательное изучение материала данной темы и сравнение его с материалом других тем; поисковая работа с дополнительной литературой;
привлечение учащегося к размышлению, самостоятельному философствованию.
При составлении учебного пособия автор активно использовал в качестве основной литературу, перечисленную ниже, а также литературу и источники, указанные в конце каждой темы. Из дидактических соображений из приведенной литературы и источников заимствовались те или; иные примеры, сравнения, описания или формулировки, более доступные для понимания читателя, чем те, которые мог предложить автор. Однако следует отметить, что в учебном пособии широко представлены собственные оригинальные наработки автора или сугубо авторское изложение ряда тем.
Основная литература
Автор выражает благодарность доктору философских наук профессору Вятского государственного гуманитарного университета М.И. Ненашеву за важные советы и неоценимую практическую помощь в работе над настоящим учебным пособием.
Основная литература
1. Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.; Минск, 2002.
2. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. М., 1991.
3. История философии. Запад — Россия — Восток / Под ред. Н.В. Мот-рошиловой. М„ 1995-1996. Кн. 1-2.
4. История философии: Энциклопедия. Минск, 2002.
5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 4-е изд. М., 2001.
6. Мир философии: В 2 т. М., 1990.
7. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.
8. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., 1994-1996.
9. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. С.Б. Крымского, Г. Скирбекк, Н. Гилье. М„ 2000.
10. Криленко Г. Г. Философия: Справочник студента. М., 1999.