Понятия мифа и мифологии. Миф (тИНок) в переводе с греческого означает «рассказ», «предание». Мифы являются произведениями коллективного творчества народа. Мифологией называется собрание мифов, а также наука о мифах. Миф — это миросозерцание, в котором отражены взгляды древнейших людей на явления природы и жизни, их религиозные и нравственные представления.
Многие ученые основным признаком мифа считают особый способ объяснения фактов действительности. Другие придерживаются взгляда, что миф —- это форма мировоззрения, специфическое восприятие явлений природы и общественной жизни, особая форма сознания.
Явления и их качества в мифе представляются как живые и реальные существа (так, Зевс — не только управляет громом и молнией, он и сам является громом и молнией). Таким образом, отсутствует осознание различия между явлениями природы и живыми существами,- миф их отождествляет.
Другая особенность мифа заключается в том, что он все оживляет и одушевляет: гора, ручей, камень — все имеет свою душу, с ними можно общаться. Миф — порождение коллектива и выражает связь членов коллектива между собой, поэтому в нем преобладают коллективные представления, чувства и переживания. Миф означает растворение индивида в первобытном коллективе.
|
|
Но миф не является формой сознания, действующей исключительно в первобытных коллективах. Это весьма современная форма сознания, объединяющая миллионы людей. Многие и сейчас живут под властью убеждений, что их класс или нация обладают свойствами, дающими превосходство над другими классами и нациями и позволяющими решать за других, как им жить и как мыслить.
Основная функция мифа — социально-практическая — направлена на обеспечение единства и целостности коллектива. Мифы утверждают принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживают и санкционируют определенные нормы поведения.
Тема 3. Мифология и религия как истоки философского мышления
Религиозное мировоззрение. Другой древнейшей формой мировоззрения является религия. Религиозное мировоззрение в отличие от мифологического различает идею вещи от самой вещи, изображение от изображаемого, символ от символизируемого. Миф и религия тесно связаны. Связующее звено между ними — вера и воображение.
Источником религии, как считается, является божественное или сверхъестественное Откровение, т.е. явления Бога в мире, которые переданы через Священные Предания или Священные тексты (Библия, Коран). Люди, отрицающие бытие Бога (атеисты), объясняют возникновение религии бессилием человека перед внешними природными и социальными силами.
|
|
Отличительные черты религии. Религию от других форм сознания отличает культ и вера в сверхъестественное. Культ в религии выражается в таинствах и обрядах, которые являются способом связи со сверхъестественным и формой воздействия на Бога. Религия от культа неотделима. Миф же от культа отделим.
Сходство и отличие мифа и религии. И религиями мифология дают человеку надежду. Но в мифе — это самоуверенная надежда на покорение сил природы самим человеком (мечта о покорении воздушного пространства выражена в мифе^о Дедале и Икаре). Религия, напротив, уповает на покровительство Бога. Религия дает также надежду на то, что наше существование на Земле не конечно. Человек не желает умирать, он всегда стремится к жизни. Но смерть, в отличие от конечной земной жизни, абсолютна и вневременна. Противостоять ей может лишь идея вечной жизни. Религия — это решение проблемы преодоления страха смерти через обретение бессмертия.
Отличие философии от мифологии и религии. Религия и мифология — мировоззренческие формы, появившиеся изначально в процессе развития человечества и во многом определившие развитие иных форм мировоззрения, в частности философии. Отличие философии от мифологии и религии состоит в том, что философия пытается решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по определенным логическим законам.
Философия унаследовала от мифологии и религии мировоззренческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире. Мифология и религия решают мировоззренческие проблемы в основном на духовно-практическом уровне, а философия — на теоретическом уровне.
Истоки философии. Одна из точек зрения на происхождение философии состоит в том, что она развилась из мифологии и религии.
Раздел I. Предмет философии
Так, считается, что основным источником греческой философии служила мифология, главным образом космогонические мифы. В мифах, повествующих о происхождении богов, их борьбе между собой, чередовании различных поколений богов, отражались представления людей о возникновении и эволюции мира.
Огромное влияние на зарождение философской культуры в Древней Греции оказали великие поэты — Гомер и Гесиод. Оба пытались объяснить мир и происхождение в нем богов. Поэма Гесиода «Теогония» сыграла большую роль в дальнейшей эволюции греческих космогонических представлений. Например, считается, что Анаксимандр (VI в. до н.э.) создал свокУ космогонию, т.е. учение о происхождении и устройстве мира, используя идеи Гесиода, но заменив мифологическую терминологию философской.
Некоторые ученые считают, что развитие философии шло через самостоятельное осмысление действительности. Философская мысль опиралась на повседневные наблюдения и накопленные знания, которые в итоге пришли в конфликт с религиозно-мифологической верой. Но и в этом случае влияние религии и мифагна развитие философии очевидно. В первом случае философия лишь заменила терминологию мифа, а во втором — оттолкнулась от религиозных объяснений действительности, отказавшись от ряда противоречащих жизненному опыту представлений.
Вопросы для самопроверки
1. Какие мифы вам известны? Какие явления и качества этих явлений отождествлены в мифах, которые вы вспомнили? Какие неодушевленные предметы или образы оживлены в этих мифах?
2. Создаются ли новые мифы сегодня в цивилизованных странах? Какие? Чем можно объяснить этот феномен?
3. Чем, на ваш взгляд, отличается миф от науки?
4. Насколько вы согласны или не согласны с утверждением, что «наука является всего лишь современным высокоинтеллектуальным мифом»? Аргументируйте свою позицию.
|
|
5. Какие общие черты имеются между мифологией и религией?
6. Какие мировые религии вы знаете? В чем их основные отличия друг от Друга?
7. Что общего между мировыми религиями? Почему, на ваш взгляд, различные конфессии не объединяются в единую религию?
8. Какие существуют основания считать, что философия родилась из мифологии и религии?
9. На чем основывается идея, что философия явилась самостоятельной формой мировоззрения, не опирающейся на мифологию и религию?
Литература
Литература
1. Богомолов А.С. Диалектический Логос. М., 1982.
2. Джеме В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
3. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.
4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,
5. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М„ 1994.
6. Ташор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
7. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.
8. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. М., 1996.