Тема 3. Мифология и религия как истоки философского мышления

Понятия мифа и мифологии. Миф (тИНок) в переводе с греческого означает «рассказ», «предание». Мифы являются произведениями коллективного творчества народа. Мифологией называется собрание мифов, а также наука о мифах. Миф — это миросозерцание, в кото­ром отражены взгляды древнейших людей на явления природы и жизни, их религиозные и нравственные представления.

Многие ученые основным признаком мифа считают особый спо­соб объяснения фактов действительности. Другие придерживаются взгляда, что миф —- это форма мировоззрения, специфическое вос­приятие явлений природы и общественной жизни, особая форма со­знания.

Явления и их качества в мифе представляются как живые и реаль­ные существа (так, Зевс — не только управляет громом и молнией, он и сам является громом и молнией). Таким образом, отсутствует осознание различия между явлениями природы и живыми существа­ми,- миф их отождествляет.

Другая особенность мифа заключается в том, что он все оживляет и одушевляет: гора, ручей, камень — все имеет свою душу, с ними можно общаться. Миф — порождение коллектива и выражает связь членов коллектива между собой, поэтому в нем преобладают коллек­тивные представления, чувства и переживания. Миф означает рас­творение индивида в первобытном коллективе.

Но миф не является формой сознания, действующей исключи­тельно в первобытных коллективах. Это весьма современная форма сознания, объединяющая миллионы людей. Многие и сейчас живут под властью убеждений, что их класс или нация обладают свойства­ми, дающими превосходство над другими классами и нациями и по­зволяющими решать за других, как им жить и как мыслить.

Основная функция мифа — социально-практическая — направле­на на обеспечение единства и целостности коллектива. Мифы ут­верждают принятую в данном обществе систему ценностей, поддер­живают и санкционируют определенные нормы поведения.

Тема 3. Мифология и религия как истоки философского мышления

Религиозное мировоззрение. Другой древнейшей формой мировоз­зрения является религия. Религиозное мировоззрение в отличие от мифологического различает идею вещи от самой вещи, изображение от изображаемого, символ от символизируемого. Миф и религия тесно связаны. Связующее звено между ними — вера и воображение.

Источником религии, как считается, является божественное или сверхъестественное Откровение, т.е. явления Бога в мире, которые переданы через Священные Предания или Священные тексты (Биб­лия, Коран). Люди, отрицающие бытие Бога (атеисты), объясняют возникновение религии бессилием человека перед внешними при­родными и социальными силами.

Отличительные черты религии. Религию от других форм сознания отличает культ и вера в сверхъестественное. Культ в религии выража­ется в таинствах и обрядах, которые являются способом связи со сверхъестественным и формой воздействия на Бога. Религия от куль­та неотделима. Миф же от культа отделим.

Сходство и отличие мифа и религии. И религиями мифология дают человеку надежду. Но в мифе — это самоуверенная надежда на поко­рение сил природы самим человеком (мечта о покорении воздушного пространства выражена в мифе^о Дедале и Икаре). Религия, напро­тив, уповает на покровительство Бога. Религия дает также надежду на то, что наше существование на Земле не конечно. Человек не желает умирать, он всегда стремится к жизни. Но смерть, в отличие от ко­нечной земной жизни, абсолютна и вневременна. Противостоять ей может лишь идея вечной жизни. Религия — это решение проблемы преодоления страха смерти через обретение бессмертия.

Отличие философии от мифологии и религии. Религия и мифоло­гия — мировоззренческие формы, появившиеся изначально в про­цессе развития человечества и во многом определившие развитие иных форм мировоззрения, в частности философии. Отличие фило­софии от мифологии и религии состоит в том, что философия пыта­ется решить основные мировоззренческие проблемы средствами ра­зума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по определенным логическим законам.

Философия унаследовала от мифологии и религии мировоззрен­ческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире. Мифология и религия решают мировоззренческие проблемы в основном на духовно-практическом уровне, а философия — на тео­ретическом уровне.

Истоки философии. Одна из точек зрения на происхождение фи­лософии состоит в том, что она развилась из мифологии и религии.


Раздел I. Предмет философии

Так, считается, что основным источником греческой философии слу­жила мифология, главным образом космогонические мифы. В мифах, повествующих о происхождении богов, их борьбе между собой, чередовании различных поколений богов, отражались пред­ставления людей о возникновении и эволюции мира.

Огромное влияние на зарождение философской культуры в Древ­ней Греции оказали великие поэты — Гомер и Гесиод. Оба пытались объяснить мир и происхождение в нем богов. Поэма Гесиода «Теого­ния» сыграла большую роль в дальнейшей эволюции греческих кос­могонических представлений. Например, считается, что Анаксимандр (VI в. до н.э.) создал свокУ космогонию, т.е. учение о происхождении и устройстве мира, используя идеи Гесиода, но заменив мифологи­ческую терминологию философской.

Некоторые ученые считают, что развитие философии шло через самостоятельное осмысление действительности. Философская мысль опиралась на повседневные наблюдения и накопленные знания, ко­торые в итоге пришли в конфликт с религиозно-мифологической верой. Но и в этом случае влияние религии и мифагна развитие фи­лософии очевидно. В первом случае философия лишь заменила тер­минологию мифа, а во втором — оттолкнулась от религиозных объ­яснений действительности, отказавшись от ряда противоречащих жизненному опыту представлений.

Вопросы для самопроверки

1. Какие мифы вам известны? Какие явления и качества этих явлений отождествлены в мифах, которые вы вспомнили? Какие неодушевленные предметы или образы оживлены в этих мифах?

2. Создаются ли новые мифы сегодня в цивилизованных странах? Какие? Чем можно объяснить этот феномен?

3. Чем, на ваш взгляд, отличается миф от науки?

4. Насколько вы согласны или не согласны с утверждением, что «наука является всего лишь современным высокоинтеллектуальным мифом»? Аргу­ментируйте свою позицию.

5. Какие общие черты имеются между мифологией и религией?

6. Какие мировые религии вы знаете? В чем их основные отличия друг от Друга?

7. Что общего между мировыми религиями? Почему, на ваш взгляд, раз­личные конфессии не объединяются в единую религию?

8. Какие существуют основания считать, что философия родилась из ми­фологии и религии?

9. На чем основывается идея, что философия явилась самостоятельной формой мировоззрения, не опирающейся на мифологию и религию?

Литература

Литература

1. Богомолов А.С. Диалектический Логос. М., 1982.

2. Джеме В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.

3. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого ин­теллекта. М., 1983.

4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,

5. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М„ 1994.

6. Ташор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

7. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.

8. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. М., 1996.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: