Настоящее имя Платона (427—347 до н.э.) Аристокл. Но в историю он вошел под именем Платона, так как был крепкого телосложения и широкоплечий, а греческое слово «платос» обозначает полноту, широту, просторность. Платон получил хорошее для того времени образование. В 20 лет он встретился с Сократом, стал его учеником и уже не расставался с ним до конца жизни Сократа.
После осуждения Сократа на смертную казнь Платон уехал из Афин в путешествие. В 389—387 гг. до н.э. он посетил Сицилию, однако вскоре так разозлил местного правителя попытками убедить перестроить государство в соответствии со своими идеями, что тот продал его в рабство. Он был куплен неким Анникеридом, наслы-шанным о мудрости Платона. Друзья Платона собрали деньги, чтобы выкупить философа из рабства, но Анникерид сам отпустил Платона на свободу. На собранные друзьями деньги Платон купил сад, который носил название в честь афинского героя Академа, и там основал свою знаменитую школу — Академию. Платоновская Академия просуществовала более 900 лет и была закрыта указом императора Юстиниана I в 529 г. н.э'. Но и сегодня ученые сообщества носят название «академия».
Платон, с одной стороны, продолжил учение Сократа, развивая его мысли о моральной сущности человека, ас другой — разрабатывал и общую для его предшественников тему о бытии и сущности окружающего мира. Считается, что Платон заложил философию как таковую.
Наиболее значимым является учение Платона об идеях. По этому учению окружающий нас материальный мир управляется согласно вечным образцам, или моделям, находящимся за его пределами. Эти образцы Платон называет идеями, или эйдосами (эйдос по-греч. «образ»).
Раздел II Античная философия
Идеи совершенны, неизменны, вечны. В то же время они телес-ны. Это нечто видимое. Но увидеть идеи можно не физическим зрением, а путем умственного созерцания. Идеи составляют особый надкосмический мир: они первичны по отношению к материальному миру и определяют свойства и законы материального мира.
Из бесформенной и бесконечной материи в соответствии с идеями «верхнего мира» строится вся множественность вещей. Если идеи выражают идеальное, благое начало, то материя, напротив, темное и злое. Сама по себе материя ничего породить не может. Чтобы быть оформленной в ту или иную вещь, материя принимает из «мира идей» определенные световые эманации («истечения»), соответствующие идее той или иной вещи. Эти эманации оживляют материю и придают ей ту или иную видимую форму. Видимый мир в отличие от мира идей подвержен деформации и тлению. Поэтому он несовершенен и представляет лишь искаженное отражение вечно прекрасных идей, огрубленных материей.
Идеи образуют иерархию ^- систему уровней различной значимости. Частные идеи вещей подчинены более общим идеям. Наивысшая идея — Благо, тождественное абсолютной красоте. Это начало всех начал, демиург, т.е. создатель видимого мира, устроивший его по мудрым вечным законам.
Задача познания состоит в том, чтобы путем умосозерцания сути вещей разглядеть за искажениями истинные вечные идеи. Переходя от найденной идеи одной вещи к идеям других, вещей, человек сам должен постепенно подниматься на уровень, соответствующий высшей идее, т.е. становиться более совершенным. Страстное стремление к совершенству, к идеальному, овладевающее человеком, Платон называет термином Эрос. Это стремление заложено в душе ка^кдого человека. Тело же является «темницей души» и мешает человеческому восхождению к совершенству.
Учение Платона об^еях и особенно о «мире идей» вызывало неоднозначное мнение у многих поколений мыслителей. С одной сто-роиы, представляется проблематичным существование идеального мира в качестве образца материального. С другой стороны, нельзя не Признать, что всякая вещь и вообще все, что существует на свете, имеет некий образец и в этом смысле — идею. Идеи позволяют нам отличить одно от другого.
Идея — это совокупность всех существенных свойств вещи. Существенные свойства — это состав, строение, назначение и смысл вещи. Если мы не понимаем устройства или назначения того ил1^ иного предмета, то у нас нет представления об идее этого предмета^ Например, если бы мы не понимали устройства и назначения стола^
Тема 6 Платон и его учения
то не могли бы отличить стол от стула или от стен комнаты, в которой находится стол.
Кроме того, можно привести примеры объективного существования идей самих по себе вне их связи с вещами. Ярким примером таких идей являются числа и таблица умножения. Если число еще как-то можно выразить через определенный набор предметов (4 яблока, 7 стульев и т.п.), то таблица умножения не имеет чувственных свойств (поскольку невозможно перемножать предметы на предметы).
Теория познания. Познание Платон отождествляет с процессом «припоминания», что непосредственно связано с его учением об «идеях». Наша душа до вселения в тело находится в мире идей, так как сама идеальна. Она созерцает в идеальном мире идеи вещей. При рождении мы все забываем, но, встречая в земном мире вещи, подобные идеям «верхнего мира», вспоминаем эти идеи.
В качестве доказательства правильности своей точки зрения Платон приводит в пример человеческую способность решать геометрические задачи. При этом человек имеет дело с идеальными фигурами:
треугольниками, окружностями, параллелограммами, хотя в окружающей природе в чистом виде их не существует. Теория познания Платона основана на вере в бессмертие человеческой души и посмертное переселение душ.
Учение о государстве. Платон строит свою модель идеального государства, в основе которого лежит идея разделения труда. Каждый должен делать то, что у него получается лучше всего. Все общество делится на три класса. В качестве образца Платон берет строение человеческой души, в которой он выделяет вожделеющую, волевую и разумную части. Соответственно этому делится общество. Если в людях преобладает вожделеющая часть души, то им справедливо и хорошо быть ремесленниками, крестьянами и торговцами. Если преобладает волевая часть, то справедливо этим людям быть воинами, охраняющими государство. Если преобладает разумная часть, такие люди должны быть философами. Они способны созерцать идеи справедливости, блага, красоты и т.д. в чистом виде, поэтому должны быть правителями. Разделение на классы происходит путем отбора лучших после завершения образования, которое изначально должно быть доступно всем.
Свое учение об идеальном государстве Платон и пытался воплотить на Сицилии, предприняв туда три поездки, каждая из которых оканчивалась неудачей и гонениями на философа. Его неудачи были связаны с тем, что он исходил не из реального положения вещей, а из умозрительного идеала.
Например, Платон выступал против частной собственности. Но как ее устранить? В основе частной собственности лежит отдельная,
Раздел II Античная философия
самостоятельная семья, в которой конкретный мужчина и конкретная женщина принадлежат друг другу. Исходя из этого мыслитель считал, что для отмены частной собственности надо обобществить жен (по крайней мере, у воинов и философов). Платон пишет: «Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а какой не его».
Учение о государстве Платона — первая в истории человечества попытка построить модель общества, в котором все были бы счастливы. Согласно современной классификации такое общество можно было бы назвать обществом казарменного социализма.
Вопросы для самопроверки
1. Что согласно Платону определяет существование материального мира?
2. Платон считал, что философия помогает «освобождению души». От чего должна освободиться душа и с какой целью?
3. Приведите примеры существования идей самих по себе, вне их связи с вещами, подобно числам и таблице умножения.
4. Каким образом можно «увидеть» идеи, по мнению Платона?
5. В произведении «Государство» Платон передает образ пещеры, в которой сидят пленники, прикованные цепью и не имеющие возможности выйти наружу. Через отверстие в стене в пещеру проникает свет, и люди видят на стенах тени. Поскольку ничего другого они увидеть не в состоянии, они считают эти тени подлинными вещами, хотя в действительности это лишь отражение того, что делается за пределами пещеры. Свяжите образ платоновской пещеры с его учением об идеях.
6. Платон считал, что «идеи» являются идеальными, совершенными сущностями, относящимися к Благу и Красоте. Как в таком случае быть с идеями «зла», «несовершенства» и «безобразного»? Являются ли они также совершенными и идеальными?
7. Под влиянием смевтного приговора Сократу Платон разуверился в афинской демократии и пришел к выводу, что народ не в состоянии сам управлять собой. Властью должны обладать только те немногие, которые являются образованными и компетентными в вопросах управления. Согласны ли вы с выводами Платона? Свою позицию обоснуйте.
8. Платон считал, что для общества важнее стабильное состояние, чем развитие, и в этом смысле недопустимы никакие изменения. Какие следствия для общества может иметь такая политика?
9. Как полагал Платон, при общем воспитании всех детей, когда родите* ли не знают, кто их ребенок, а дети не знают, кто их мать и отец, возникнет всеобщая любовь всех ко всем на том основании, что любой из детей мог оказаться ребенком именно этого родителя. Что вы думаете по этому поводу? Свое мнение обоснуйте. /
Тема 7. Аристотель и его учения
Литература
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1999.
2. Диоген Лазртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М., 1986.
3. Лосев А.Ф. (в соавторстве- с А.А. Тахо-Годи). Платон. Аристотель. Серия «Жизнь замечательных людей». М., 1993.
4. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.
5. Лосев А.Ф. Платон. Жизнеописание. М., 1977.
6. Мамардашвши М.К. Лекции по античной философии. М., 1997.
7. Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1993.
8. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
9. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.
10. Учебник платоновской философии (сост. ЮА. Шичалин). М., 1995.