Стоицизм: жизнь в соответствии с законами мирового Логоса

Основателем школы стоицизма был Зенон из Китиона (ок. 336— 264 до н.э.), чья деятельность проходила в Афинах. Но он не был афинянином и не мог арендовать целое здание, поэтому свои лекции проводил в портике (выступающая часть здания с колоннами). По-гречески «портик» звучит как «стоя», поэтому последователей Зенона называли стоиками.

Зенон понимал философию как искусство жить. Сам он славился своим воздержанным, чуждым грубости и неприступной суровости характером. Был почитаем и любим афинянами, которые после его смерти воздвигли ему памятник. Умер Зенон, покончив жизнь само­убийством, что соответствовало принципам его школы.

Стоическую школу представляли также Клеанф (331—232 до н.э.) и Хрисипп (278—204 до н.э.). Стоиками были такие великие люди» как Сенека (4 до н.э. — 65), Эпиутет (ок. 50^138) и Марк/ Аврелий (121-180).

Представление о Бытие. Стоики искали твердое основание для нравственной жизни. Исходили они из представлений о Бытие, Весь мир рождается из пассивного материального субстрата, соединяюще­гося с активным началом — божественным; Логосом, Разумом, или Законом, который и воплощается в бесконечном множестве вещей мира. Логос порождает «разумные семена» всех вещей, которые, в свою очередь, наполняют всякую вещь формой, смыслом и содержа­нием. Эти «семена» объединяют мир, поэтому весь универсум состав­ляет единый организм.

Следовательно, все, что в мире совершается, разумно. Все сущест­вующее имеет свой точный смысл и исполнено лучшим из возмож­ных способов. Мир предопределен к финальному благу, в нем правит судьба. Отсюда появляются характерные для стоиков сентенции, на­пример: «Мудрец тот, кто любит судьбу и добровольно за ней следу­ет»; «Судьба ведет того, кто ей следует, и тащит того, кто ей проти­вится».

Философия как упражнение в добродетели. Добродетель заключает­ся в том, что человек подчиняется вселенскому закону, управляюще­му миром. Но для этого он должен познавать этот закон. Поэтому в человеческом знании стоики видят лишь средство к добродетельному поведению и достижению блага, а философию определяют как уп­ражнение в добродетели.

Бытие, пронизанное Логосом, телесно, оно способно действовать и страдать. Поэтому чувственность играет важную роль в познании, но истинное представление для стоиков — это не только чувствова-


Раздел II. Античная философия

ние, не и сочувстаованйе, т.е. согласие и одобрение со стороны Лого- / са (разума) того, что уже есть в душе. Понятия добра и зла находятся не во внешнем человеку мире, а в самой душе человека, в его разуме. '

Принципы стоической жизни. Стойки провозгласили в качестве образца жизни такие принципы, как невозмутимость и бесстрастие, честное и посильное выполнение своих обязанностей, добровольное \ следование судьбе. События внешнего мира не во власти человека,;

но внутри себя человек независим и может быть свободным, если «не привязывается» к событиям внешнего мира и не стремится что-либо в них изменить..

Счастье состоит в том, чтобы жить в соответствии с законами природы, постигаемыми разумом. Но даже мудрец может запутаться против своей воли в жизненных ситуациях. Если он не способен упо­рядочить свою жизнь, то должен совершить самоубийство и этим все же 'приобщиться к идеальной разумности мирового Логоса.

В самой смерти стойки не видели ничего страшного, это лишь мнение людей делает ее таковой. Важно, чтобы человек выработал отношение к смерти как к чему-то неизбежному и согласному с при­родой. А согласное с природой не может быть дурным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: