Основателем школы стоицизма был Зенон из Китиона (ок. 336— 264 до н.э.), чья деятельность проходила в Афинах. Но он не был афинянином и не мог арендовать целое здание, поэтому свои лекции проводил в портике (выступающая часть здания с колоннами). По-гречески «портик» звучит как «стоя», поэтому последователей Зенона называли стоиками.
Зенон понимал философию как искусство жить. Сам он славился своим воздержанным, чуждым грубости и неприступной суровости характером. Был почитаем и любим афинянами, которые после его смерти воздвигли ему памятник. Умер Зенон, покончив жизнь самоубийством, что соответствовало принципам его школы.
Стоическую школу представляли также Клеанф (331—232 до н.э.) и Хрисипп (278—204 до н.э.). Стоиками были такие великие люди» как Сенека (4 до н.э. — 65), Эпиутет (ок. 50^138) и Марк/ Аврелий (121-180).
Представление о Бытие. Стоики искали твердое основание для нравственной жизни. Исходили они из представлений о Бытие, Весь мир рождается из пассивного материального субстрата, соединяющегося с активным началом — божественным; Логосом, Разумом, или Законом, который и воплощается в бесконечном множестве вещей мира. Логос порождает «разумные семена» всех вещей, которые, в свою очередь, наполняют всякую вещь формой, смыслом и содержанием. Эти «семена» объединяют мир, поэтому весь универсум составляет единый организм.
|
|
Следовательно, все, что в мире совершается, разумно. Все существующее имеет свой точный смысл и исполнено лучшим из возможных способов. Мир предопределен к финальному благу, в нем правит судьба. Отсюда появляются характерные для стоиков сентенции, например: «Мудрец тот, кто любит судьбу и добровольно за ней следует»; «Судьба ведет того, кто ей следует, и тащит того, кто ей противится».
Философия как упражнение в добродетели. Добродетель заключается в том, что человек подчиняется вселенскому закону, управляющему миром. Но для этого он должен познавать этот закон. Поэтому в человеческом знании стоики видят лишь средство к добродетельному поведению и достижению блага, а философию определяют как упражнение в добродетели.
Бытие, пронизанное Логосом, телесно, оно способно действовать и страдать. Поэтому чувственность играет важную роль в познании, но истинное представление для стоиков — это не только чувствова-
Раздел II. Античная философия
ние, не и сочувстаованйе, т.е. согласие и одобрение со стороны Лого- / са (разума) того, что уже есть в душе. Понятия добра и зла находятся не во внешнем человеку мире, а в самой душе человека, в его разуме. '
Принципы стоической жизни. Стойки провозгласили в качестве образца жизни такие принципы, как невозмутимость и бесстрастие, честное и посильное выполнение своих обязанностей, добровольное \ следование судьбе. События внешнего мира не во власти человека,;
|
|
но внутри себя человек независим и может быть свободным, если «не привязывается» к событиям внешнего мира и не стремится что-либо в них изменить..
Счастье состоит в том, чтобы жить в соответствии с законами природы, постигаемыми разумом. Но даже мудрец может запутаться против своей воли в жизненных ситуациях. Если он не способен упорядочить свою жизнь, то должен совершить самоубийство и этим все же 'приобщиться к идеальной разумности мирового Логоса.
В самой смерти стойки не видели ничего страшного, это лишь мнение людей делает ее таковой. Важно, чтобы человек выработал отношение к смерти как к чему-то неизбежному и согласному с природой. А согласное с природой не может быть дурным.