Цель самостоятельной работы студентов заключается в полном усвоении учебного материала, в развитии навыков научной и учебной работы, формировании потребности постоянного самообразования. Она является необходимым компонентом получения высшего юридического образования.
Самостоятельная работа студентов включает несколько основных компонентов:
1) работа с различными видами текстов: учебников, учебных пособий, нормативно-правовых актов, дополнительной литературы по теме, официальных ресурсов Интернета, конспектов лекций;
2) подготовка и написание докладов, рефератов, составление схем;
3) участие в работе на семинарских (практических) занятиях, студенческих научных кружков, на конференциях;
4) подготовка к экзамену.
Изучая международные акты и имплементирующие их нормы национального права необходимо, прежде всего, знакомиться с оригиналами (первоисточниками). Литература о первоисточнике не дает полного и адекватного восприятия проблемы. Она несет на себе печать представлений автора. Студент должен составить собственное суждение о проблеме, которое может не совпадать с предложенной автором учебника, монографии или статьи.
Успешное изучение дисциплины зависят от посещаемости аудиторных занятий, на которых раскрывается логика изучаемого предмета, приемы и принципы его познания.
Большое значение в самостоятельной работе студента имеет повторение, оно играет роль не только воспроизведения изученного материала, но и организует дальнейший процесс обучения. Систематическое повторение помогает восприятию новых сведений, формированию ассоциативных связей и образов.
Важную роль в самостоятельной работе студента играют учебники и учебные пособия, являющиеся наряду с лекциями основным источником получения знаний. По МЧП издано большое количество учебников и пособий, отличающихся по содержанию. Учебник (учебное пособие) является концентрированным выражением материала, который существует по данной дисциплине. В нем приводятся и объясняются основные понятия и факты, их интерпретация соответствует общепризнанной или доминирующей точке зрения в юридической науке. Рекомендуется читать учебник перед лекцией, так как в ее процессе, студент знакомый с материалом, лучше воспринимает её содержание. При подготовке к семинарам и экзаменам повторное чтение учебника позволяет акцентировать внимание на ключевых вопросах, выделить главное.
Знакомство с содержанием основных тем программы курса происходит на лекциях, где от студента требуется внимательно слушать лектора и воспроизвести его выступление в форме конспекта. Через лекции студент знакомится с разнообразием научных, методологических и учебно-методических подходов к изучаемому предмету. В процессе лекции студент не только приобретает знания, в значительной степени происходит формирование мировоззрения и личности будущего юриста. Это требует от студентов не только внимания, но и умений конспектировать и при этом участвовать в диалоге, выделять главное, подводить итоги и т.д.
Самостоятельная работа студента включает подготовку к семинарским и практическим занятиям. Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, направленных на углубление знаний студентов, полученных на лекциях, в результате изучения учебника, правовых актов и дополнительной литературы. На семинарских занятиях студенты обсуждают предложенную заранее тему, а также сообщения, рефераты, доклады, выполненные самостоятельно или под руководством преподавателя. По дисциплине «Международное частное право» разработаны планы семинарских занятий с вопросами и заданиями по каждой теме, они указаны в данном учебно-методическом комплексе. При подготовке к семинару необходимо внимательно прочитать конспект лекции по предложенной теме, ознакомиться с соответствующим разделом учебника, изучить дополнительную литературу, международные и нормативные правовые акты.
Итоговой проверкой знаний студента является экзамен, для успешной сдачи которого рекомендуется:
1) готовиться к экзамену систематически;
2) усиливать подготовку по мере приближения к экзамену;
3) распределять экзаменационные вопросы на первые дни подготовки, последний день использовать для повторения курса в целом;
4) конспектировать в ходе подготовки к экзамену пропущенные и слабо изученные темы.