Правовой режим земель с/х назначения: земель населенных пунктов, содоводческих товариществ, дачных кооперативов

В соответствии со ст. 6 КоЗ, к землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.

В законодательстве Республики Беларусь применяются различные подходы к определению понятия «сельскохозяйственные организации». Преобладающим является следующий: под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее пятидесяти процентов от общей суммы выручки (Законы от 9 июня 2003 г. № 202-З «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций», от 18 июля 2000 г. № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Таким образом, субъектом права на землю в данном случае являются сельскохозяйственные производственные кооперативы (колхозы), государственные унитарные предприятия (совхозы), иные коммерческие организации независимо от форм собственности, соответствующие вышеназванным критериям.

Земельные участки предоставляются сельскохозяйственным организациям по их выбору в постоянное, временное пользование либо аренду. Согласно ст. 37 КоЗ целью использования этими организациями земель сельскохозяйственного назначения является ведение сельского хозяйства. Следовательно, для осуществления ими других видов деятельности возможно получение земельных участков только из иных категорий.

Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» и утвержденным им Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков предусмотрены особенности процедуры предоставления земельных участков для ведения сельского хозяйства. Земельные участки предоставляются сельскохозяйственным организациям для ведения сельского хозяйства районными исполнительными комитетами без предварительного согласования места размещения земельного участка, а при предоставлении в аренду – без проведения аукциона на право заключения договоров аренды и без взимания платы за право заключения договоров аренды. Однако реализовать распорядительные правомочия в отношении права аренды земельного участка (предоставить арендованный земельный участок в субаренду, передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка другим лицам, внести право аренды в залог или в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ) сельскохозяйственная организация может только после внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка.

Размеры земельных участков, предоставляемых сельскохозяйственным организациям для ведения сельского хозяйства законодательством не нормируются и определяются районными исполкомами в зависимости от местных условий, волеизъявления заявителя, специализации указанных организаций.

В отношении земель сельскохозяйственных организаций разрабатываются и утверждаются проекты внутрихозяйственного землеустройства, что направлено на повышение рациональности землепользования. Объектом внутрихозяйственного землеустройства являются предоставленные в пользование и аренду сельскохозяйственным организациям сельскохозяйственные земли, а также несельскохозяйственные земли, которые могут быть вовлечены в сельскохозяйственный оборот или использованы для создания или совершенствования инфраструктуры сельскохозяйственного производства. Проекты разрабатываются подведомственными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь землеустроительными организациями совместно со специалистами сельскохозяйственной организации в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций, утвержденной постановлением Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 5 июля 2001 г. № 9.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в редакции Закона от 19 июля 2005 г. № 44-З, крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Согласно ст. 40 КоЗ земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут предоставляться:

- на праве постоянного пользования – крестьянскому (фермерскому) хозяйству как юридическому лицу;

- на праве пожизненного наследуемого владения – главе крестьянского (фермерского) хозяйства, если он является гражданином Республики Беларусь;

- на праве аренды (на срок не менее десяти лет) – крестьянскому (фермерскому) хозяйству либо его главе.

Выбор правовой формы использования земельного участка осуществляется после государственной регистрации самим крестьянским (фермерским) хозяйством.

Процедура предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства имеет существенные особенности:

· предусмотрена дополнительная стадия – подача в соответствующий районный исполнительный комитет заявления о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте размещения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 40 КоЗ). Данное заявление подается до государственной регистрации фермерского хозяйства;

· заявление о предоставлении земельного участка подается после государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства с приложением, помимо общеустановленных документов, программы ведения этого хозяйства, а также протокола собрания учредителей (при создании хозяйства несколькими гражданами), в котором отражается выбор правовой формы использования земли (п. 32 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков). Заявление подается главой крестьянского (фермерского) хозяйства при предоставлении участка как главе, так и фермерскому хозяйству;

· земельные участки предоставляются без предварительного согласования места размещения земельного участка, а в аренду – без проведения аукциона на право заключения договоров аренды и без взимания платы за право заключения договоров аренды;

· разработка проекта отвода земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется организацией по землеустройству за счет средств республиканского бюджета, что можно рассматривать в качестве меры государственной поддержки фермерских хозяйств.

Ст. 40 КоЗ предусматривает, что преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при прочих равных условиях имеют крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые:

- лицами, зарегистрированными по месту жительства или месту пребывания на территории соответствующего сельсовета;

- членами (работниками) реорганизуемых или ликвидируемых сельскохозяйственных организаций. В ст. 4 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» уточняется, что указанные лица имеют преимущественное право на создание фермерских хозяйств на земельных участках, изъятых у ликвидируемых и реорганизуемых сельскохозяйственных организаций.

Однако законодательство не содержит оснований для отказа в предоставлении земельного участка и регистрации фермерского хозяйства, если имеется несколько претендентов на получение земельного участка, и один из них имеет преимущество согласно ст. 40 КоЗ, что затрудняет применение указанной нормы.

Земельные участки предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам либо их главам в первую очередь из фонда перераспределения земель. В целях создания благоприятных условий для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, ст. 40 КоЗ предусматривает, что земельные участки в рассматриваемых целях предоставляются, как правило, единым массивом. Таким образом, могут быть предоставлены и разрозненные земельные участки, но лишь при отсутствии возможности предоставить единый земельный участок.

Законодательство предусматривает также требования к качеству земельного участка. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 марта 1998 г. № 95 «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки», для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств предоставляются земельные участки, пригодные для ведения сельского хозяйства и не требующие значительных затрат на первичное обустройство.

Размер земельного участка, предоставляемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается районным исполнительным комитетом, предоставляющим земельный участок, в зависимости от местных условий и особенностей, волеизъявления, выраженного в заявлении о предоставлении земельного участка, а также с соблюдением градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. При этом ст. 36 КоЗ устанавливает предельный размер – 100 гектаров сельскохозяйственных земель – лишь в отношении земельного участка, предоставляемого в рассматриваемых целях гражданину Республики Беларусь на праве пожизненного наследуемого владения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: