Возбуждение дела об административном правонарушении

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

· непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

· поступление из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

· сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения[221];

· фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

· подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица (в случаях фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами).

Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, связанных с: фиктивным или преднамеренным банкротством (ст. 14.12 КоАП РФ); неправомерными действиями при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ); осуществлением дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23 КоАП РФ) являются помимо обнаружения должностными лицами или поступления данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, являются:

· сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия;

· сообщения и заявления органов управления юридического лица, арбитражного управляющего;

· собрания (комитета) кредиторов[222].

Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. При этом дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В случае если должностное лицо отказало в возбуждении дела, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

· составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

· составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

· составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

· вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ;

· оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется;

· вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (что предусмотрено ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ);

В случае совершения административного правонарушения, связанного с нарушением водителем Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ), а также – Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя), повлекшего по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ), составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. При этом осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протокол о соответствующем административном правонарушении (сотрудниками милиции, в том числе ГИБДД) в присутствии двух понятых.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:

· действия должностных лиц, составивших протокол, в том порядке, в каком они производились;

· состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;

· тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;

· другие существенные для данного дела обстоятельства.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра.

При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.

О совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении (за исключением случаев возбуждения дела прокурором, а также предусмотренных ст. 28.6 КоАП РФ и рассмотренных ниже случаев назначения административного наказания без составления протокола).

Мы уже рассматривали права прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях. Напомним, что согласно ст. 28.4 КоАП РФ, осуществляя надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном как этим Кодексом, так и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Однако в КоАП РФ указаны случаи, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором. Исключительная компетенция прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях установлена в ст. 28.4 КоАП РФ. О возбуждении дела об административном правонарушении вместо составления протокола об административном правонарушении прокурором выносится постановление.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

· дата и место его составления;

· должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

· сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

· фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются;

· место, время совершения и событие административного правонарушения;

· статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

· объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

· иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также при их неявке для составления протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Поскольку физическое лицо или законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, не обязаны подписывать протокол, то в бланке протокола должны быть предусмотрены минимум две их подписи: во-первых, о том, что эти лица согласны с протоколом, и, во-вторых, о том, что они получили копию протокола, так как лицо может не согласиться с содержанием протокола и не подписать его, но попросить его копию[223].

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются, прежде всего, должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о данных административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 данного Кодекса.

Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Государственные органы, уполномоченные составлять протоколы о конкретных административных правонарушениях в дополнение к органам, рассматривающим дела об этих правонарушениях, указаны в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Перечень должностных лиц данных органов, уполномоченных составлять такие протоколы, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти[224].

Кроме того, в ч. 3 – 6 ст. 28.3 КоАП РФ определено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных некоторыми статьями КоАП РФ, также вправе составлять: должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа; должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор); члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума; члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; инспектора Счетной палаты РФ; должностные лица государственных внебюджетных фондов и др.

Так, члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума составляют, например, протоколы о правонарушениях, связанных с: неисполнением решения избирательной комиссии, комиссии референдума; непредставлением сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.3 КоАП РФ); нарушением в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9 КоАП РФ) и о ряде других правонарушений.

Члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют, протоколы о правонарушениях, связанных с: неисполнением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ); нарушением порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36 КоАП РФ); незаконными действиями по усыновлению (удочерению) ребенка, передачей его под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 5.37 КоАП РФ); вовлечением несовершеннолетнего в употребление пива напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ).

Инспектора Счетной палаты РФ составляют, например, протоколы о правонарушениях, связанных с: нецелевым использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП РФ); нарушением срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15 КоАП РФ); нарушением сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16 КоАП РФ), и о ряде других правонарушений.

Должностные лица государственных внебюджетных фондов составляют, в частности, протоколы о правонарушениях, связанных с: нарушением срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ); нарушением срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ), и о некоторых других правонарушениях[225].

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные КоАП РФ для административного расследования.

Мы уже говорили, что КоАП РФ предусматривает и беспротокольную форму возбуждения дела об административных правонарушениях: во-первых, при возбуждении дела прокурором и, во-вторых, в случаях, предусмотренных ст. 28.6 Кодекса.

Возможность назначать наказания в виде предупреждения и административного штрафа без составления протокола существовала и в КоАП РСФСР, и в КоАП РФ. Согласно ст. 28.6 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 2008 года), если при совершении административного правонарушения назначалось административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда (100 рублей), а при нарушении таможенных правил ‑ в размере, не превышающем 10 минимальных размеров оплаты труда (1000 рублей), протокол об административном правонарушении не составлялся. Уполномоченным на то должностным лицом оформлялось предупреждение либо назначался и взимался административный штраф прямо на месте совершения административного правонарушения[226]. Однако если лицо, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривало наличие события административного правонарушения или назначенное ему административное наказание либо отказывалось от уплаты административного штрафа на месте совершения правонарушения, то протокол об административном правонарушении составлялся и в этом случае.

В соответствии с новой редакцией ч.1 ст. 28.6 КоАП РФ[227] в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном статьей 32.3 КоАП РФ, взимаемый в порядке, предусмотренном статьей 32.2 этого Кодекса.

Итак, первое изменение, внесенное в КоАП РФ в части процедуры назначения административного штрафа, состоит в следующем. Теперь беспротокольная форма производства по делу об административном правонарушении физического лица возможна не только, когда размер административного штрафа составляет не более 100 рублей (а при нарушении таможенных правил ‑ не более 1000 рублей). Она возможна при любом размере штрафа (и, безусловно, при назначении наказания в виде предупреждения). При назначении же административного наказания юридическому лицу составление протокола об административном правонарушении обязательно вне зависимости от вида наказания и размера штрафа.

При этом остается неизменной вторая часть ст. 28.6, согласно которой, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.

Есть и вторая новелла – изменение процедуры взимания штрафа. Ранее, при осуществлении беспротокольной формы производства по делу должностным лицом оформлялось предупреждение либо назначался и взимался административный штраф прямо на месте совершения административного правонарушения. Лицу, совершившему правонарушение, выдавался документ (постановление-квитанция), в котором указывалась, в частности сумма административного штрафа. И лишь при назначении административного штрафа за совершение правонарушения в области дорожного движения, как отмечалось выше, механизм был иным: постановление-квитанция оформлялось и выдавалось нарушителю на месте совершения правонарушения (в порядке, предусмотренном ст. 32.3 КоАП РФ), а штраф взимался в порядке, предусмотренном ст. 32.2 КоАП РФ, путем внесения или перечисления суммы штрафа в банк или иную кредитную организацию.

Теперь должностные лица всех органов, которые раньше были уполномочены не только налагать, но и взимать административный штраф на месте совершения административного правонарушения, действуют, как и сотрудники ГИБДД. На месте совершения административного правонарушения они могут лишь назначать штраф, который лицо, привлеченное к административной ответственности, должно уплатить в банк или иную кредитную организацию. При этом ни порядок наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения (ст. 32.3 КоАП РФ), ни порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа (ст. 32.2 КоАП РФ) практически не изменились.

Третье изменение, появившиеся в КоАП РФ и связанное с дальнейшим расширением спектра дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в беспротокольной форме, касается оформления некоторых нарушений в области дорожного движения. Согласно ч.3 ст. 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется. При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется как и любое постановление по делу об административном правонарушении (в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ). Копии постановления по делу и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

И, наконец, четвертая новелла КоАП РФ, также связанная с осуществлением производства по делу об административном правонарушении без составления протокола об административном правонарушении. В соответствии с ч.11 ст. 28.6 этого Кодекса в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3 ст. 17.14 КоАП РФ («Нарушение законодательства об исполнительном производстве») и ст. 17.15 КоАП РФ («Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера»), протокол об административном правонарушении не составляется. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»[228].

Согласно ст. 115 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Таким образом, в данном случае не только не составляется протокол, но даже и не возбуждается дело об административном правонарушении. Правонарушения, предусмотренные указанными статьями КоАП РФ, рассматриваются в процессуальном порядке, предусмотренном этим Кодексом, но в рамках исполнительного производства.

Однако следует помнить, что в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ (неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника) протокол об административном правонарушении составляется. Его содержание и порядок составления соответствуют общим положениям составления протокола об административном правонарушении, установленным ст. 28.2 КоАП РФ и рассмотренным выше.

Согласно ст. 28.7 КоАП РФ в процессе производства по делам об административных правонарушениях в ряде случаев проводится так называемое административное расследование. Это происходит тогда, когда после выявления определенных административных правонарушений осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. К таким правонарушениям относятся административные правонарушения в области:

· антимонопольного законодательства;

· патентного законодательства;

· законодательства о естественных монополиях;

· законодательства о рекламе;

· законодательства о выборах и референдумах;

· законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

· валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· законодательства о защите прав потребителей;

· законодательства об авторском праве и смежных правах;

· законодательства о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;

· налогов и сборов;

· таможенного дела;

· экспортного контроля;

· государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги);

· охраны окружающей среды;

· производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

· пожарной безопасности;

· дорожного движения и на транспорте;

· несостоятельности (банкротства);

· размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Такое решение оформляется должностным лицом в виде определения, а прокурором в виде ‑ постановления.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются:

· дата и место составления определения;

· должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;

· повод для возбуждения дела об административном правонарушении;

· данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

· статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца. Однако по делам о нарушении таможенных правил, а также Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, срок проведения административного расследования может быть продлен начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Ранее говорилось, что защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела. Это новое положение было внесено в ст. 25.5 КоАП РФ лишь в ноябре 2007 года[229]. До этого защитник и представитель допускались к участию в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении.

Как было показано выше, составление протокола об административном правонарушении является не единственно возможным вариантом возбуждения дела. Не случайно, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, а в случае проведения административного расследования – по окончанию расследования.

При осуществлении производства по ряду дел об административных правонарушениях (особенно при проведении административного расследования) от момента возбуждения дела до составления протокола об административном правонарушении проходит значительное время. В первую очередь это касается дел о нарушении таможенных правил, а также Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

В течение всего периода до составления протокола об административном правонарушении лицо, в отношении которого велось производство по делу, было лишено возможности пользоваться помощью защитника, а потерпевший – помощью представителя. Между тем, при осуществлении мер обеспечения производства по делу, проведении экспертиз и других процессуальных действий в большинстве случаев обнаруживаются и закрепляются (а в процессе производства экспертиз и исследуются) те фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Значит, защитник и представитель допускались к участию в деле, когда основные доказательства были не только обнаружены и закреплены, но нередко и исследованы экспертом.

В этом состоял большой недостаток КоАП РФ, в ряде случаев обусловливавший невозможность осуществления полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств дела из-за отсутствия необходимой состязательности процесса. Данное обстоятельство, в конечном счете, приводило к нарушениям прав и законных интересов как лиц, привлекаемых к административной ответственности, так и потерпевших. В этой связи нужно всячески приветствовать внесенное в КоАП РФ изменение, допускающее участие в деле защитника и представителя с момента возбуждения дела.

Протокол или постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола или вынесения постановления об административном правонарушении. Протокол или постановление прокурора об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение за пределы Российской Федерации, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления или вынесения. В случае если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.

Если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также неполно или неправильно, эти недостатки протокола (как и других материалов дела об административном правонарушении) устраняются в срок не более трех суток со дня поступления протокола (материалов дела) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, назад. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями вновь передаются судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело, в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: